Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2016 г. N Ф06-12512/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Самара |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А65-1074/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Совета Буинского муниципального района Республики Татарстан - до перерыва представитель Мифтахов Ф.Ф. (доверенность от 27.09.2015 N 1-09/15),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - после перерыва представитель Миначов Р.А. (доверенность от 31.12.2015 N РХ-06/20372),
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Промышленная площадка Буинск" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Совета Буинского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по делу N А65-1074/2016 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Совета Буинского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Буинск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Промышленная площадка Буинск", г. Буинск,
о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа,
установил:
Совет Буинского муниципального района Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 21.12.2015 по делу N 06-259/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Промышленная площадка Буинск" (далее - ООО УК "Промышленная площадка Буинск").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Совет Буинского муниципального района Республики Татарстан обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, заявитель жалобы указывает на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Советом Буинского муниципального района Республики Татарстан не предоставлялась муниципальная преференция ООО УК "Промышленная площадка Буинск" в виде освобождения от уплаты арендных платежей.
Дело судом рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ООО УК "Промышленная площадка Буинск", извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Совет Буинского муниципального района Республики Татарстан поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 20.06.2016 до 14 час. 40 мин. 27.06.2016, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителя антимонопольного органа.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа N 01/300-пр от 27.05.2015 Татарстанского УФАС России была проведена плановая проверка Совета Буинского муниципального района Республики Татарстан.
14.05.2015 на основании распоряжения Палаты имущественных и земельных отношений Буинского муниципального района Республики Татарстан N 346 от 14.04.2015 года был проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:14:100203:529 под промышленную площадку, площадью 252 008 кв.м, по адресу: РТ, Буинский муниципальный район, с. Бикмуразово.
18.05.2015 года между Палатой имущественных и земельных отношений Буинского муниципального района и ООО УК "Промышленная площадка Буинск" по результатам проведения аукциона был заключен договор аренды земельного участка N 012798 сроком до 18.05.2020.
В соответствии с пунктом 2.2. величина ежегодной арендной платы определена в размере 1 505 093 рубля.
30.04.2015 Советом Буинского муниципального района Республики Татарстан было принято решение N 3-48, в соответствии с которым организации, осуществляющие свою деятельность на территории промышленной площадки в селе Бикмуразово Буинского муниципального района освобождаются от внесения платы за аренду земельных участков с 01.01.2015 до 31.12.2018.
31.07.2015 антимонопольным органом издан приказ, которым возбуждено дело N 06-259/2015 по признакам нарушения Советом Буинского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
21.12.2015 по результатам рассмотрения материалов дела N 06-259/2015 комиссией антимонопольного органа было принято решение, в соответствии с которым Совет Буинского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления преимущества путем освобождения от арендной платы ООО УК "Промышленная площадка Буинск" без получения согласия антимонопольного органа, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В целях устранения данного нарушения в адрес Совета Буинского муниципального района Республики Татарстан было выдано обязательное для исполнения предписание от 21.12.2015 N 06-259/2015, согласно которому не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания Совету Буинского муниципального района Республики Татарстан предписано прекратить нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно отменить решение Совета Буинского муниципального района Республики Татарстан N3-48 от 30 апреля 2015 года.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа по делу N 06-259/2015, Совет Буинского муниципального района Республики Татарстан обратился в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Принимая решение об отказе удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятых антимонопольным органом ненормативных актов.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе путем предоставления государственной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Следовательно, для квалификации действий по части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ необходимо установить запрещенные законом и совершенные органам местного самоуправления действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства указанных в данной статье властных субъектов в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В связи с этим констатация тех или иных действий органов местного самоуправления, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оспариваемым решением антимонопольного органа Совету Буинского муниципального района Республики Татарстан в качестве нарушения фактически вменяется предоставление преимущества путем освобождения от арендной платы ООО УК "Промышленная площадка Буинск" без получения согласия антимонопольного органа, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вместе с тем, рассматриваемом случае в материалах дела усматривается и антимонопольным органом не оспаривается, что 18.05.2015 между Палатой имущественных и земельных отношений Буинского муниципального района и УК "Промышленная площадка Буинск" по результатам проведения аукциона был заключен договор аренды земельного участка N 012798 до 18.05.2020.
В соответствии с разделом 2 договора аренды земельного участка от 18.05.2015 величина ежегодной арендной платы определена согласно расчета арендной платы и составляет 1 505 093 руб.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие задолженности у ООО УК "Промышленная площадка Буинск" по договору аренды земельного участка не свидетельствует об освобождении от арендной платы и предоставления преференции.
Данные обстоятельства не опровергнуты антимонопольным органом надлежащими доказательствами.
Из материалов дела следует, что Палата имущественных и земельных отношений Буинского муниципального района Республики Татарстан неоднократно направляла в адрес ООО УК "Промышленная площадка Буинск" претензии с требованием оплатить имеющуюся задолженность по договору аренды земельного участка.
Довод антимонопольного органа о том, что на момент принятия Советом Буинского муниципального района Республики Татарстан решения от 30.04.2015 года N 3-48 Муниципальная программа не предусматривала поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих производственную деятельность на территории промышленной площадки путем применения льгот по арендной плате за землю, отклоняется судом, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о нарушении Советом Буинского муниципального района Республики Татарстан антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При указанных обстоятельствах Татарстанское УФАС России в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств нарушения Советом Буинского муниципального района Республики Татарстан пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следовательно, не доказало законность оспариваемых ненормативных правовых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения с принятием нового судебного акта по делу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по делу N А65-1074/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные Советом Буинского муниципального района Республики Татарстан требования удовлетворить.
Признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 декабря 2015 по делу N 06-259/2015 и предписания от 21 декабря 2015 N 06-259/2015 недействительными, как не соответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Совета Буинского муниципального района Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1074/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2016 г. N Ф06-12512/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Совет Буинского муниципального района Республики Татарстан, г. Буинск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: УК "Промышленная площадка "Буинск"