Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2016 г. N Ф02-4893/16 настоящее постановление отменено
г. Красноярск |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А33-22335/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" июня 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ильина Андрея Сергеевича, на основании паспорта;
от ответчика (Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края): Орлова А.В., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 2,
рассмотрев апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ильина Андрея Сергеевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" апреля 2016 года по делу N А33-22335/2015, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ильин Андрей Сергеевич (далее - заявитель, Ильин А.С.) (ИНН 246213795508, ОГРН 315246800007968, г. Красноярск) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края (далее - ответчик, Администрация Бархатовского сельсовета) (ИНН 2404000610, ОГРН 1022400560654, с. Бархатово, Березовский район, Красноярский край) со следующими требованиями (с учетом принятого судом первой инстанции отказа от части требований в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- признать незаконным отказ (письмо от 27.07.2015 N 400а) в формировании и предоставлении испрашиваемого земельного участка;
- обязать обеспечить опубликование извещения о предоставлений земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официально сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, Администрация Брезовского района Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "25" апреля 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что отсутствуют доказательства, подтверждающие отнесение испрашиваемого заявителем земельного участка к землям лесного фонда. Заявитель настаивает на том, что относимость земельного участка к землям лесного фонда должна подтверждаться информацией из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний и другими доказательствами. Генеральный план и Правила землепользования и застройки, на которые сослался суд первой инстанции, по утверждению заявителя не содержат информации о видах разрешенного использования, в связи с чем их использование для целей крестьянско-фермерского хозяйства не будет противоречить их содержанию. Заявитель также сослался на то, что материалы дела не содержат доказательств невозможности образования испрашиваемого земельного для сельскохозяйственной деятельности; обстоятельства нахождения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне земель лесного фонда не свидетельствует об установлении соответствующей категории земель. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого земельного участка лесоустроительной проектной документации.
Ответчик и Администрация Брезовского района Красноярского края представили отзывы, в которых с жалобой не согласились, в ее удовлетворении просили отказать.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Ильин А.С. 14.07.2015 обратился в Администрацию Бархатовского сельсовета с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением Березовский район, Бархатовский сельсовет, в районе п. Подгорный, участок N 3 из категории земель сельскохозяйственного назначения для животноводства площадью 122 460 кв.м. К заявлению приложены схема участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 27.07.2015 N 400а Администрация Бархатовского сельсовета отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Бархатовского сельсовета (решение Березовского районного совета депутатов от 25.08.2015 N 84-172р) испрашиваемый земельный участок относится к территории "земли лесного фонда", что противоречит заявленной цели использования и категории земель, указанных в заявлении.
Полагая, что отказ Администрации Бархатовского сельсовета не соответствуют нормам права и нарушает его права и законные интересы, Ильин А.С. обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого бездействия незаконным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции установил, что спор между сторонами возник при решении вопроса о предоставлении заявителю земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а именно формировании земельного участка.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, что соответствует обстоятельствам настоящего спора.
Данной статьей предусмотрен определенный порядок действий при поступлении заявлений крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанной нормой установлено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления заявлений о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и о проведении аукциона, а также решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заявителем оспаривается отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, который мотивирован тем, что в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Бархатовского сельсовета (решение Березовского районного совета депутатов N 84 -172р от 25.08.2015), испрашиваемый земельный участок относится к территории "земли лесного фонда".
Частями 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена категоризация земель в Российской Федерации по целевому назначению, в соответствии с которой определяется правовой режим использования земельного участка. Одной из предусмотренных категорий являются земли лесного фонда.
Из положений статей 87, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может являться земельным участком другой категории.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу содержащегося в Градостроительном кодексе Российской Федерации определения территориального планирования вопросы зонирования территории решаются при осуществлении территориального планирования (статья 1).
Часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу документов территориального планирования муниципальных образований относит схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Подготовка генеральных планов поселений (далее - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений (пункт 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (пункт 3 указанной статьи).
В свою очередь в целях непосредственного зонирования территорий и достижения таких целей, как создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и иных предусмотренных целей, обусловленных задачами градостроительного регулирования разрабатываются Правила землепользования и застройки (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В материалы дела представлены Генеральный план муниципального образования Бархатовского сельсовета (решение Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163Р) и Правила землепользования и застройки Бархатовского сельсовета (решение Березовского районного совета депутатов от 25.08.2015 N 85-472р), карта градостроительного зонирования.
Согласно Генеральному плану Бархатовского сельсовета испрашиваемый истцом земельный участок относится к функциональной зоне - категории земель лесного фонда. При этом в указанном плане отсутствуют сведения о наличии в пределах рассматриваемой территории иных функциональных зон или земель иных категорий.
Согласно Правилам землепользования и застройки Бархатовского сельсовета (карта градостроительного зонирования), испрашиваемый заявителем участок находится на территории земель лесного фонда, территориальные зоны не установлены.
Генеральный план Бархатовского сельсовета получил положительное согласование Правительства Красноярского края (письмо от 18.01.2012 N 3-0390), Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (письмо от 06.07.2011), Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (письмо от 17.11.2010 N 24-25/4919).
Суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда первой инстанции, основанные на положениях статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают императивное требование, о соблюдении органами государственной власти, органами местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений положений территориального планирования.
Следовательно, при принятии решения о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью последующего предоставления для сельскохозяйственного использования (животноводство) соответствующий орган местного самоуправления обязан руководствоваться документами территориального планирования и градостроительного зонирования, в частности генеральным планом городского поселения, а именно учитывать предусмотренные данным документом назначение соответствующей территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок.
Приведенные заявителем доводы о неподтвержденности факта относимости территории, в составе которой им испрашивается земельный участок, к землям лесного фонда и возможности изменения их назначения, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках настоящего спора с учетом заявленного требования, подлежащего рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверки подлежит правомерность действий органа местного самоуправления, который, как следует из материалов дела, руководствовался обязательными для соблюдения требованиями документации по планированию и зонированию территорию. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о наличии у ответчика правомерной возможности по нарушению установленного принципа зонирования территории; при этом в силу вышеприведенных норм права указание в Генеральном плане муниципального образования Бархатовского сельсовета и Правилах землепользования и застройки Бархатовского сельсовета на относимость спорных земель к землям лесного фонда является достаточным для того, чтобы орган местного самоуправления, решая вопрос о предоставлении (формировании) земельного участка, в том числе утверждая схему расположения земельного участка, руководствовался положениями данных актов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки заявителя на положения статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации, иные нормы Лесного и Земельного кодексов, а также на отсутствии в документации о планировании конкретных видов разрешенного использования.
Отсутствие в отношении видов разрешенного использования видов разрешенного использования, которые в силу в силу пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливаются в градостроительном регламенте, не учитывается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не влияет на реализацию принципа категоризации земель.
В свою очередь возможность использования земель лесного фонда в сельскохозяйственных целях, что, в том числе следует из положений статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации, предполагает необходимость соблюдения Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 509.
Данные правила предусматривают ряд ограничений, в том числе в зависимости от вида сельскохозяйственной деятельности и категории лесов.
Следовательно, при условии, что вопрос о конкретных условиях ведения сельскохозяйственной деятельности может быть разрешен только при определении соответствующих признаках земель лесного фонда и расположенного на них леса, предоставление земель лесного фонда является преждевременным. Суд апелляционной инстанции полагает, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для решения соответствующих вопросов, которые не относятся к его компетенции, при рассмотрении поступившего заявления Ильина А.С.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспоренный заявителем отказ (письмо от 27.07.2015 N 400а) в формировании и предоставлении испрашиваемого земельного участка и требование об обязании обеспечить опубликование извещения о предоставлений земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официально сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которое является способом устранение нарушенного права, не подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" апреля 2016 года по делу N А33-22335/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22335/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2016 г. N Ф02-4893/16 настоящее постановление отменено
Истец: Ильин Андрей Сергеевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БАРХАТОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация Березовского района Красноярского края, Министерство природных ресурсов и экологии КК, ТУ Росимущества в КК, Министерство сельского хозяйства Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22335/15
26.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4893/16
29.06.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3160/16
25.04.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22335/15