г. Самара |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А49-1002/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от акционерного общества "Яснополянские строительные материалы" - не явился, извещен,
от областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Яснополянские строительные материалы" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 апреля 2016 года по делу N А49-1002/2016 (судья Лапшина Т.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области",
к акционерному обществу "Яснополянские строительные материалы",
о взыскании 103.518 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с требованием о взыскании с АО "Яснополянские строительные материалы" суммы 103.518 руб. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством ответчика при провозе тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д "Большие Ключищи - Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино" до км 0+100 а/д "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 04 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Яснополянские строительные материалы" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 апреля 2016 года по делу N А49-1002/2016 изменить. Взыскать с акционерного общества "Яснополянские строительные материалы" в пользу областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" сумму 45023 руб. 16 коп., в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
В материалы дела поступил отзыв областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 апреля 2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.04.2015 г. на передвижном пункте весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области" км 0+100, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства марки МАЗ-6501В9, гос.рег.знак О345ХН/58, и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза указанным транспортным средством, принадлежащим АО "ЯСМ" на основании договора лизинга от 17.11.2014 г. N АЛ 2814/02-14 ПНЗ, под управлением водителя Диргунова М.А., который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов (известь) по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области по маршруту: а/д "Большие Ключищи-Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино", а/д "Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области" - до км 0+100 а/д "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области" (пройденное расстояние 95 км), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 г. N 10-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения".
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов RW-15P N 081132809, N 2 081132810 (поверены 30.05.2014 г., свидетельство N 036214/13-14).
По данному факту сотрудниками пункта весового контроля составлен Акт от 03.04.2015 г. N 1303, в котором зафиксированы нарушения в виде превышения нагрузок на оси на протяжении 95 км:
на первую ось - 6,745 т при допустимой нагрузке 5 т,
на вторую ось - 11,695 т при допустимой нагрузке 4 т,
на третью ось - 11,830 т при допустимой нагрузке 4,0 т,
Размер причиняемого ущерба составил 103 518 руб.
С результатами измерений и Актом от 03.04.2015 N 1303 водитель транспортного средства ознакомлен, акт подписан им без каких-либо замечаний.
Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Размер ущерба, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам произведен в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 г. N 331-П "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области", Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934.
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 г. N 103-р "Об осуществлении весового контроля".
Согласно п. 17 ст. 3 Закона N 257-ФЗ тяжеловесное транспортное средство-транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Пунктом 2 Правил возмещения вреда установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Вышеуказанным транспортным средством осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, являющихся собственностью Ульяновской области и находящихся на праве оперативного управления у ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", в соответствии с Перечнем автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 г. N 431-П.
Письмом в адрес АО "ЯСМ" направлена претензия от 29.04.2015 г. N 238/су, в которой предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов.
Ответчик до настоящего времени не возместил причиненный вред, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, лицом причинившим вред.
Материалами дела подтвержден факт передачи истцу в оперативное управление автодорог Ульяновской области согласно распоряжению от 26.11.2001 г. N 05-0-259 и договору о закреплении за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления от 26.11.2001 г.
Протяженность маршрута ответчика определена согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 г. N 431 -П, и складывается из:
- автодорога 73 ОП РЗ К-1441 "Большие Ключищи-Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино" в Ульяновском районе протяженностью 10,405 км;
* автодорога 73 ОП РЗ К-1427 "Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка- граница области" в Теренгульском районе протяженностью 10,4 км;
* автодорога 73 ОП РЗ К-1427 "Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка- граница области" в Кузоватовском районе протяженностью 88,84 км; по данной дороге водитель проехал до места остановки сотрудниками ГИБДД 73 км;
* автодорога 73 ОП РЗ К-1434 "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области" в Кузоватовском районе протяженностью 1,425 км.
Общая протяженность маршрута: 10,405 км + 10,4 км + 73 км + 1,425 км = 95,23 км.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ответчик при проверке расчета исковых требований ошибочно принимает указанные в акте участки (1, 2, 3), которые имеются в таблице "Весовые параметры (ТС)" за фактически пройденный им километраж по региональным дорогам. Наименования автодорог в данном случае не относятся к участкам. Наличие нескольких участков в таблице акта означают лишь форму акта, одинаковую для всех транспортных средств, передвигающихся по Ульяновской области. Эти участки автодорог предусмотрены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 г. N 10-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области". В данном случае по всему маршруту движения ограничения по массе были один и те же, поэтому маршрут не разделен на несколько участков. Как пояснил истец, графы таблицы "2 участок" весовщик заполнил не для расчета другого участка, а для наглядности собственнику и другим заинтересованным лицам, в частности, ГИБДД, о превышении не только ограничений по Приказу N 10-од, но и постановления Правительства РФ N 272, то есть нормативного документа, действующего независимо от времени года и введенных ограничений. Нагрузки из графы 2 не учтены в расчете.
Поскольку, превышение предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства ответчиком было допущено в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 г. N 10-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области", суд первой инстанции правомерно посчитал, что расчет произведен истцом по допустимым показателям, указанным в настоящем приказе.
Для всех трех дорог в приказе N 10-од установлено: допустимая нагрузка на каждую ось ТС при одиночной оси - 5 т, двухосной тележки - 4 т.
Учитывая, что транспортное средство ответчика имеет три оси, соответственно три строки таблицы в расчете и отражены - первая, одиночная ось - 5 т, вторая и третья сдвоенные оси - по 4 т каждая.
Формула приведена из постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934.
Расстояние между осями, как правило, замеряется на месте рулеткой весовыми инженерами, в расчет ущерба значение не вводится.
Расчет платы произведен в соответствие с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 г. N 331-П "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области".
В указанном нормативном акте имеется таблица 2, в которой указано, что при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства от 30% до 40% составляет 15190 руб., при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства от 50% до 60% составляет 27330 руб., данный размер максимальный по таблице.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что указанные суммы являются обоснованными и соответствующими данному нормативному акту.
Расчет индекса-дефлятора произведен согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2009 г. N 934. В формуле расчета вреда применяется базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:
Ттг=Тпгх1тг,
где:
Тпг - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т20о8 = 1);
1ТГ - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Информация о введении временных ограничений была опубликована на сайтах dorogi73.ru, transport.ulregion.ru и build.ulgov.ru, а также в газете "Ульяновская правда" N 24 (23.665) от 26.02.2015 г. На сайте transport.ulregion.ru в настоящее время размещен действующий приказ от 2016 года, в связи с признанием утратившим силу Приказа N 10-од, последний был удален с сайта и размещен аналогичный на период 2016 года.
Обязанность по ознакомлению с имеющимися временными ограничениями движения тяжеловесных ТС полностью лежит на лице, планирующем свой маршрут следования по дорогам РФ.
Согласно п. 17 приказа Минтранса от 12.08.2011 г. N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам", акт о введении ограничения согласовывается: с федеральным органом управления ГИБДД МВД РФ - по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; с органами управления ГИБДД МВД РФ по субъектам Российской Федерации - по частным автомобильным дорогам общего пользования.
Учитывая, что дороги, по которым двигался ответчик, являются региональными, согласование с органами ГИБДД не проводилось.
В отношении установки дорожных знаков в период временного ограничения истцом представлены акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и журналы производства работ по монтажу-демонтажу знаков на период временного ограничения движения в 2015 году, проводимые подрядными организациями.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 апреля 2016 года по делу N А49-1002/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1002/2016
Истец: Областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
Ответчик: АО "ЯСНОПОЛЯНСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ", АО "Ясонполянские строительные материалы"