г. Хабаровск |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А73-2803/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 27.04.2016
по делу N А73-2803/2016
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд с заявлением, в соответствии с которым просит суд признать незаконным и отменить постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 24.02.2016, вынесенных в рамках исполнительных производств N N 13290/15/27027, 13678/15/27027, 13677/15/27027, 13901/15/27027, 13781/15/27027, 14126/15/27027, 14119/15/27027, 14120/15/27027, 14110/15/27027, 14107/15/27027, 13780/15/27027, 13680/15/27027, 14124/15/27027, 14125/15/27027, 14123/15/27027, 14122/15/27027, 13441/15/27027, 13322/15/27027, 13293/15/27027, 13292/15/27027, 13291/15/27027, 13288/15/27027, 13679/15/27027, 13287/15/27027 о наложении административного штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 рублей за каждое правонарушение.
Определением суда от 03.03.2016 по делу N А73-2722/2016 на основании статьи 130 АПК РФ выделено в отдельное производство требование о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2016, вынесенного в рамках исполнительного производства N 13780/15/27027. Делу по выделенному требованию присвоен номер А73-2803/2016.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2016 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что межрайонном ОСП по исполнению особых исполнительных производств на исполнении находится исполнительный лист серии ФС N 003012479 по делу N 2-3639/2015 от 18.05.2015, выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 24.06.2015.
Согласно исполнительному листу Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязано предоставить Погореловой Полине Евгеньевне, 15.08.1994 года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Хабаровска, размером не менее 18 квадратных метров общей площадью, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, 09.07.2015 возбуждено исполнительное производство N 29563/15/27001-ИП, после передачи исполнительного производства в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, произошла перерегистрация, присвоен номер 13780/15/27027.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В ответ на требования от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в адрес отдела судебных приставов поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда.
22.10.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
По состоянию на 03.02.2016 года решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края вручено требование от 03.02.2016 N 27027/15/13780 об исполнении решения суда в срок до 17.02.2016.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
В указанном требовании должнику указано о необходимости явки в межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ - 18.02.2016 в 12-40 ч.
В назначенное время представитель должника в межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств не явился, доказательств исполнения требований исполнительного документа не представил.
В связи с чем, 18.02.2016 судебным приставом-исполнителем в отношении должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края составлен протокол N 59/01 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
18.02.2016 года начальником межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 11-50 ч. 24.02.2016 года по адресу: г. Хабаровск, ул. Гайдара, д. 13.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 19.02.2016, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
По состоянию на 24.02.2016 должником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
Ходатайств об отложении указанных в протоколе N 59/01 от 18.02.2016 исполнительных действий в виде рассмотрения вопроса о привлечении должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в адрес межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу-исполнителю не представлено.
24.02.2016 начальником межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Барашковым Ю.А. в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие Министерства с вышеуказанным постановлением от 24.02.2016 о наложении административного штрафа явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Закона об исполнительном производстве.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что 09.07.2015 в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ФС N 003012479, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 24.06.2015 по делу N 2-3639/2015 на основании решения от 18.05.2015, возбуждено исполнительное производство N 13780/15/27027.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Погореловой Полине Евгеньевне, 15.08.1994 года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Хабаровска, размером не менее 18 квадратных метров общей площадью, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена 13.07.2015 должником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес отдела судебных приставов от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в ответ на требования поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда.
22.10.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50000 руб.
По состоянию на 03.02.2016 года решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 03.02.2016 Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края вручено требование от 03.02.2016 N 27027/15/13780 об исполнении решения суда в срок до 17.02.2016, вручение подтверждается штампом входящей корреспонденции Министерства.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
Однако, в установленный срок требование от 03.02.2016 N 27027/15/13780 должником не исполнено.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства подтверждают доказанность в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданину благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения соответствующих судебных актов. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд обоснованно отклонил довод Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства ЖКХ Хабаровского края предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенные действия - предоставить гражданину жилое помещение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.04.2016 по делу N А73-2803/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2803/2016
Истец: Министерство жилищно коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю