Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2016 г. N Ф08-7727/16 настоящее постановление изменено
город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2016 г. |
дело N А32-2043/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.03.2016 по делу N А32-2043/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Берг Олега Викторовича
к заинтересованному лицу - Администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным бездействия, об обязании,
принятое в составе судьи Д.П. Сумина,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования г.Краснодар (далее - администрация) с требованием о признании незаконными бездействия по непредставлению оригиналов технических условий и обязании выдать заявителю технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих: максимальную нагрузку, срок подключения технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологического присоединения) земельных участков расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. Максима Горького, 108/1, КН 23:43:0303050:88; г. Краснодар, ул. Гимназическая, 78, КН 23:4305056:1045; г. Краснодар, ул. им. Максима Горького, 158, КН 23:43:0303054:328; г. Краснодар, ул. Чапаева, 79/ А, КН 23:43:0207038:218 в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным действие администрации, выразившееся в предоставлении предпринимателю технических условий подключения к инженерным сетям объектов капитального строительства, не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в не предоставлении предпринимателю технических условий подключения к инженерным сетям объектов капитального строительства как не соответствующее части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд обязал администрацию в течение месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу предоставить предпринимателю технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение); технические условия подключения (технологического присоединения) выдать в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, права на которые приобретены индивидуальным предпринимателем Бергом О.В. по результатам проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды в отношении земельных участков, расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. Максима Горького, 108/1, кадастровый номер 23:43:0303050:88; г. Краснодар, ул. Гимназическая, 78, кадастровый номер 23:4305056:1045; г. Краснодар, ул. им. Максима Горького, 158, кадастровый номер 23:43:0303054:328; г. Краснодар, ул. Чапаева, 79/ А, кадастровый номер 23:43:0207038:218.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что администрацией выполнены требования п. 9 ст. 48 ГрК РФ, поскольку в ответ на обращение предпринимателя Департаментом муниципальной собственности и городских земель были направлены копии технических условий. Действующим законодательством, в том числе правилами N 83, на орган местного самоуправления не возложена обязанность передачи оригинала технических условий. Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Горького, 158 предоставлен для размещения детской площадки, исключена возможность возведения на нем объектов капитального строительства и подключения их к сетям инженерно-технического обеспечения, соответственно, выдача техусловий не требуется.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией муниципального образования город Краснодар и Берг Олегом Викторовичем был заключен договор аренды земельного участка от 24.11.2014 г., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Максима Горького, 108/1, КН 23:43:0303050:88, зарегистрированный в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 03.03.2015 г.
Между сторонами был также заключен договор аренды земельного участка от 30.06.2015 г., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Гимназическая, 78, КН 23:43:0305056:1045, зарегистрированный в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 13.08.2015 г.
Договор от 30.06.2015 N 4300021619 в отношении земельного участка с КН 23:43:0305056:1045 заключен в соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению торгов "Об итогах аукциона по лоту 840-З" от 19.06.2015 г.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0305056:1045 предоставлен для строительства офисов (п.1.3 договора).
Также между сторонами заключен договор аренды земельного участка от 16.11.2015 г., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, 79/А, КН 23:43:0207038:218, зарегистрированный в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 09.12.2015 г.
Договор от 16 ноября 2015 года N 4300022081 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207038:218 заключен в соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению торгов "Об итогах аукциона по лоту 882-З" от 05.11.2015 г
Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0207038:218 предоставлен для размещения объектов розничной торговли (п. 1.3 договора).
В ответ на заявления предпринимателя от 18.09.2015, от 16.10.2015, от 11.12.2015 года Администрация муниципального образования город Краснодар направила технические условия.
Кроме того, между сторонами заключен договор аренды земельного участка от 08.09.2015 г., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Максима Горького, 158, КН 23:43:0303054:328; зарегистрированный в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 12.10.2015 г.
Договор от 08 сентября 2015 года N 430002180 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:00303054:328 заключен в соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению торгов "Об итогах аукциона по лоту 856-З" от 27.08.2015 г
Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303054:328 предоставлен для размещения детской площадки (п. 1.3 договора).
На заявление от 16.10.2015 года Администрация муниципального образования город Краснодар 18.11.2015 г. отказала в выдаче технических условий, поскольку вид разрешенного использования земельного участка - для детской площадки не подразумевает возведение на участке объектов капитального строительства и подключения их к сетям инженерно-технического обеспечения.
Заявитель считает такой отказ незаконным и необоснованным, а выданные технические условия в отношении остальных участков, не соответствующими обязательным требованиям, установленным в Постановлении Правительства РФ, в связи с чем, обратился в суд за защитой нарушенного права.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 названного Кодекса.
По правилам пункта 2 статьи 38.1 Земельного кодекса аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение) (подпункт 4 пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса).
В силу части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
Администрация города является органом местного самоуправления, статус которого регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении). Согласно названному закону, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Для решения стоящих перед ней вопросов администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципальной власти предпринимает определенные действия, то есть реализует свои полномочия и осуществляет функции, возложенные на нее законом, в том числе посредством создания департаментов, управлений и отделов. Однако такие отраслевые (функциональные) подразделения не обладают статусом самостоятельных органов местного самоуправления, в связи с чем, лицом, ответственным за оказание муниципальной услуги, остается администрация города.
Статья 23 Устава города Краснодара (решение городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 пункт 6) определяет структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар: городская Дума Краснодара, глава муниципального образования город Краснодар, администрация города, Контрольно-счетная палата муниципального образования город Краснодар. Отраслевыми (функциональными) органами администрации города являются департаменты, управления и отделы администрации города (часть 2 статьи 39 Устава города Краснодара).
Таким образом, департамент не является органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 постановления главы муниципального образования город Краснодар от 29.11.2007 N 2231 "О предоставлении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - постановление от 29.11.2007 N 2231) департамент строительства администрации города определен уполномоченным органом по подготовке и предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории муниципального образования город Краснодар при принятии решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка.
Таким образом, департамент строительства до проведения торгов по поручению администрации города должен был подготовить и предоставить технические условия для соблюдения порядка проведения торгов. Положения постановления от 29.11.2007 N 2231 не могут отменять обязанности организатора торгов (администрации города) предоставить их победителям соответствующие технические условия (статья 38.1 Земельного кодекса и часть 9 статьи 48 Градостроительного кодекса).
В соответствии с приведенными нормами права именно администрация города как организатор торгов и исполнительный орган местного самоуправления, выступающий в качестве продавца права на заключение договоров аренды, обязана заблаговременно не позднее чем за тридцать дней до дня проведения торгов получить технические условия и предоставить их заинтересованным лицам, которыми, безусловно, являются предприниматели - победители соответствующих торгов.
Пунктом 4 ст. 38 Земельного кодекса установлено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из пунктов 4-5 Правил при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления, который не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что именно Администрация муниципального образования город Краснодар обязана предоставить индивидуальному предпринимателю Бергу Олегу Викторовичу технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 10 данных Правил установлено, что технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемые, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать: данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке; дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий); дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Принимая обжалуемое решение, судом первой инстанции было установлено, что в отношении земельных участков по адресам: г. Краснодар, ул. Максима Горького, 108/1, кадастровый номер 23:43:0303050:88; г. Краснодар, ул. Гимназическая, 78, кадастровый номер 23:4305056:1045; г. Краснодар, ул. Чапаева, 79/А, кадастровый номер 23:43:0207038:218, Администрация муниципального образования город Краснодар направила технические условия, которые не соответствуют требованиям ч. 9 ст. 48 ГрК РФ, поскольку представленные технические условия не содержат данных, предусмотренных п.10, п.11 Правил N 83.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для его переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает. Соответствующие доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия администрации по выдаче технических условия в нарушение ч. 9 ст. 48 ГрК РФ, п.10, п.11 Правил N 83.
Кроме того, Администрация муниципального образования город Краснодар отказала в выдаче технических условий в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Максима Горького, 158, в связи с тем, что на указанном земельном участке не подразумевается возведение объекта капитального строительства и подключение его к сетям инженерно-технического обеспечения.
Доводы апелляционной жалобы об обоснованности указанного отказа в выдаче технических условий судебная коллегия отклоняет, поскольку из договора аренды и вида разрешенного использования земельного участка не следует невозможность возведения на участке объектов.
Пунктами 4.3.2 каждого из вышеуказанных договоров, предусмотрено право арендатора возводить строения и сооружения в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка и утвержденной проектной документацией на основании соответствующего разрешения на строительство.
Возможность возведения строений и сооружений на земельных участках, предоставленных в аренду, предусмотрена при соблюдении условий п. 4.2 договора.
Таким образом, Администрация муниципального образования город Краснодар не вправе была отказывать предпринимателю в предоставлении технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку.
Доводы апелляционной жалобы в основном аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, которым судом дана правильная и исчерпывающая оценка.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2016 по делу N А32-2043/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2043/2016
Истец: Берг О. В., ИП Берг Олег Викторович
Ответчик: Администрация МО г Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2274/19
29.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21391/18
10.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4831/18
28.02.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1464/18
16.11.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2043/16
08.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7727/16
01.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6925/16
09.03.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2043/16