г. Самара |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А72-17498/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области - извещен, не явился,
от Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - извещен, не явился,
от Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - извещен, не явился,
от Администрации муниципального образования "Барышский район" - извещен, не явился,
от Министерства финансов Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.03.2016 г. по делу N А72-17498/2015 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ОГРН 1087306000385, ИНН 7306040028),
к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300516330),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Муниципальное автономное учреждение "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области,
Администрация муниципального образования "Барышский район",
Министерство финансов Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - ответчик), в котором просит признать незаконным бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника муниципального образовательного учреждения Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, обязать Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа серии ФС N 005834275 от 08.06.2015 г. (л.д. 3-4).
Решением суда первой инстанции от 02.03.2016 года признано незаконным бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области.
Суд обязал Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа серии ФС N 005834275 от 08.06.2015 г. (л.д. 66-68).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель ссылается на вынесение решения судом без учета фактических обстоятельств, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что все действия по перечислению денежных средств МУ Управление финансов МО "Барышский район" осуществляет в соответствии с указаниями главного распорядителя денежных средств.
После получения письма Пенсионного Фонда РФ и приложенного к нему исполнительного листа, МУ Управление финансов МО "Барышский район" направило соответствующее уведомление должнику с требованием о предоставлении в течение 30 рабочих дней платежного документа на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного документа.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ, в связи с отсутствием действий должника по исполнению исполнительного документа, МУ Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области направило уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах.
Податель жалобы считает, что факт бездействия и умысла отсутствует, наличие фактических обстоятельств по приостановлению операций по нецелевым денежным средствам установлено. Исполнительные листы погашаются в порядке очередности, наличие задолженности в несколько тысяч приведен к остановке всех финансовых операций учреждения, что нарушит баланс интересов участников экономических отношений.
Заявитель и третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Арбитражным судом Ульяновской области в отношении Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области выдан исполнительный лист от 08.06.2015 г. серия ФС N 005834275.
Исполнительный лист Управлением Пенсионного фонда предъявлен к исполнению 24.07.2015 г.
В связи с неисполнением указанных исполнительных документов заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 3-4).
02.03.2016 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение, удовлетворив требования заявителя (л.д. 66-68).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", часть 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", часть 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
В соответствии с частью 3.2 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Согласно части 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для бюджетных учреждений.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В соответствии с указанной нормой при нарушении бюджетным учреждением -должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 г. N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 г. N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение -должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрен аналогичный статье 242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что исполнительный лист 08.06.2015 г. серия ФС N 005834275 исполнен не был, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области не были приостановлены.
Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Представитель Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в суде первой инстанции заявленные требования не признал, пояснил, что лицевой счет Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области открыт в Управлении финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 242.3 БК РФ на орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Следовательно, формальное обращение в органы государственной власти о необходимости выделения должнику дополнительных бюджетных ассигнований и отказ данного органа в выделении денежных средств на оплату исполнительного листа не освобождает должника от обязанности исполнения решения суда.
Иные доводы Управления финансов относятся к вопросу о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда и не имеют отношения к существу данного спора.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд правомерно признал незаконным бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области по неисполнению требований исполнительного документа от 08.06.2015 г. серия ФС N 005834275.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Управление финансов Администрации муниципального образования "Барышский район" после вступления настоящего решения в законную силу приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 08.06.2015 г. серия ФС N 005834275.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права. Определенный судом способ восстановления нарушенного права, соответствует целям и задачам восстановления нарушенного права заявителя.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.03.2016 г. по делу N А72-17498/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17498/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области, Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области
Третье лицо: Администрация МО "Барышский район" Ульяновской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН", МАУ "Техническое учреждение по обслуживанию учреждениий дополнительного образования детей и учреждений культуры" МО "Барышский район" Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ