Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 ноября 2016 г. N Ф01-4526/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А29-12875/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Наинец А.Н, действующей на основании доверенности от 05.04.2015,
представителя ответчика: Безносиковой Н.В., действующей на основании доверенности от 19.10.2015 N 42/15,
представителя третьего лица: Паншиной С.Н., действующей на основании доверенности от 02.06.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2016 по делу N А29-12875/2015, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению Государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер" (ИНН: 1101487230, ОГРН: 1021100521860)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355),
третье лица: Министерство здравоохранения Республики Коми,
об оспаривании акта комплексной проверки,
установил:
Государственное учреждение Республики Коми "Кардиологический диспансер" (далее - ГУ РК "КД", Диспансер, страхователь) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Учреждение, Фонд) о признании незаконным Акта от 12.11.2015 в части требований о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 200 059, 60 руб. и штрафа в размере 20 005,96 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Диспансер с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе страхователь обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) спорные суммы были выплачены Диспансером за дежурство 22 августа медицинского персонала дежурной службы в пределах заработанных средств по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по статье заработная плата и начисление на заработную плату. Превышение тарифов по указанным статьям затрат не было. Дополнительных средств не выделялось. Из других статей затрат отвлечение средств на заработную плату и начисление на заработную плату не было.
2) Спорные средства были заработаны страхователем (в том числе по статье "заработная плата и начисление на заработную плату") при исполнении заключенных со страховыми медицинскими организациям (ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и ООО "Росгосстрах-Медицина") договоров и потрачены в пределах заработанных средств на оплату труда работников, поэтому суд первой инстанции ошибочно, в нарушении статьи 289 БК РФ, признал нецелевым использованием средств, указанных в Акте проверки.
3) Суд первой инстанции не принял во внимание Положение о государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", утвержденное Постановлением Правительства РК от 24.06.2011 N 276 "О переименовании Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми и об утверждении Положения о государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми".
4) Необоснованно также суд первой инстанции указал в решении, что в силу Закона N 30-РЗ средства республиканского бюджета Республики Коми на предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня предусмотрены в средствах, выделенных вышеуказанным органам и учреждениям на их содержание. Доказательств этому в материалах дела не имеется.
Таким образом, Диспансер считает, что решение от 30.03.2016 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Министерство здравоохранения по Республике Коми отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании пояснил, что поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционного суда 30.06.2016, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, представители сторон и третьего лица изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении Диспансера проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2014, по результатам которой составлен Акт от 12.11.2015, итоговая часть которого содержит обязательное к исполнению требование о возврате в течение 10 дней использованных не по целевому назначению средств и об уплате штрафа.
Страхователь с Актом Фонда не согласился и обратился с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья", статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О дне Республики Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2011 N 276, Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N15н, требования страхователя признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 326 от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
Законом N 326-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно статье 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд ОМС осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В частности, Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии.
На основании пункта 9 Положения о Фонде (утверждено постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2011 N 276), принятого в соответствии с Типовым положением о территориальном фонде ОМС (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н), Территориальный фонд рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС в соответствии с Федеральным законом 326-ФЗ, предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со статьей 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 30 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.
В силу пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) предусмотрено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ).
Статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливая разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, определяет, что более высокий уровень трудовых прав работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Установление субъектом Российской Федерации дополнительных нерабочих праздничных дней путем принятия соответствующего законодательного акта субъекта и за счет средств его бюджета не противоречит действующему российскому законодательству. При этом их установление приведет к снижению годовой нормы рабочего времени.
Поскольку введение субъектом Российской Федерации новых нерабочих праздничных дней связано с выделением дополнительных средств из бюджета субъекта, решение вопроса об источниках финансирования и балансе рабочего времени должно найти разрешение в законодательном акте субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О дне Республики Коми" (далее - Закон N 30-Р3) установлено, что 22 августа - День Республики Коми - является государственным праздником Республики Коми, дополнительным нерабочим праздничным днем, который отмечается ежегодно.
Предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня в органах государственной власти Республики Коми, в государственных органах Республики Коми, государственных учреждениях Республики Коми осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на содержание указанных органов и учреждений (статья 2 Закона N 30-Р3).
В целях исключения различного толкования положений Закона N 30-Р3, 27.05.2014 Министерство экономического развития Республики Коми разъяснило, что дополнительный нерабочий праздничный день 22 августа будет являться дополнительным ежегодным нерабочим праздничным днем для работников организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
При этом в силу Закона N 30-Р3 средства республиканского бюджета Республики Коми на предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня предусмотрены в средствах, выделенных вышеуказанным органам и учреждениям на их содержание.
Как усматривается из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается страхователем, по результатам проведенной проверки было выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, в том числе: в нарушение базовой программы обязательного медицинского страхования и Закона N 30-Р3 за счет средств ОМС оплачен дополнительный нерабочий праздничный день 22 августа 2014 в двойном размере работникам, дежурившим в этот день по графику, в сумме 200059,60 руб.
Таким образом, на основании названных выше норм права, и с учетом фактически имевших место обстоятельств, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о правомерности позиции Фонда о наличии в действиях страхователя факта нецелевого использования средств ОМС, об обязанности страхователя возвратить такие средств и уплатить соответствующую сумму штрафа.
Довод Диспансера о том, что спорные средства были заработаны страхователем при исполнении договоров, заключенных со страховыми медицинскими организациям и потрачены в пределах заработанных средств на оплату труда работников, апелляционный суд отклоняет, поскольку выделение средств для оплаты двойного размера дополнительного нерабочего праздничного дня 22 августа для работников, исполнявших свои трудовые обязанности в указанный день по графику сменности, предусмотрено в республиканском бюджете Республики Коми, а не за счет средств Фонда ОМС.
Довод Диспансера о том, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, апелляционный суд отклоняет, так как в силу целевого характера средства ОМС не могут являться источником возмещения всех затрат медицинской организации, а только в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Соответственно, отклоняется также довод страхователя об отсутствии превышения тарифов, об отсутствии выделения дополнительных средств по указанным статьям, а также об отсутствии отвлечения средств на заработную плату и на начисления на заработную плату из других статей затрат.
Отклоняется также довод страхователя о том, что суд первой инстанции не принял во внимание Положение о государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", поскольку нормы данного правового акта процитированы судом первой инстанции в решении от 30.03.2016.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на подпункт 3 пункта 11 раздела 4 Положения N 276 не принимается судом апелляционной инстанции в обоснование его позиции, поскольку свидетельствуют о том, что расходы Фондом на осуществление финансового обеспечения исполнения расходных обязательств Республики Коми могут производиться только при прямом указании на это в принятых законах Республики Коми и (или) иных нормативных правовых актах Республики Коми, что отсутствует в Законе 30-РЗ.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Диспансера по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Диспансер уплатил госпошлину в сумме 3000 рублей, тогда как в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по данной категории апелляционных жалоб размер государственной пошлины составляет 1500 рублей, поэтому на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению N 210922 госпошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Диспансеру из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2016 по делу N А29-12875/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер" (ИНН: 1101487230, ОГРН: 1021100521860) - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному учреждению Республики Коми "Кардиологический диспансер" 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 210922 от 21.04.2016 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12875/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 ноября 2016 г. N Ф01-4526/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ Республики Коми Кардиологический диспансер
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми
Третье лицо: Министерство здравоохранения по РК
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4526/16
01.07.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4390/16
30.06.2016 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-12875/15
30.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-12875/15