Настоящий Регламент, как и принятый ранее Регламент (ЕС) N 864/2007 от 11 июля 2007 г. о праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам ("Рим II"), устанавливает на территории государств-членов Европейского сообщества и Европейского Союза (ЕС) единообразные правила "конфликта законов" - коллизионные нормы, определяющие, законодательство какого именно государства (не обязательно государства-члена ЕС) должно применяться в том случае, если правоотношение содержит иностранный элемент и, соответственно, может регулироваться правом разных стран (например, правом страны продавца, страны покупателя или страны, где приобретен товар, в случае договора купли-продажи).
Регламент "Рим I" разрешает проблему конфликта законов (коллизионную проблему) в отношении наиболее распространенного вида обязательств частно-правового характера - обязательств, которые возникают на основании гражданско-правовых или торговых (коммерческих) договоров. В сферу применения Регламента "Рим I" входят и договоры, которыми оформляются трудовые отношения наемных работников ("индивидуальные трудовые договоры" - см. статью 8).
Вопросы, регулируемые настоящим Регламентом, в прошлом регламентировались в ЕС специальным международным договором между его государствами-членами - подписанной в Риме в 1980 г. Конвенцией о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам ("Римской конвенцией" 1980 г.), которая и дала сокращенное название принятому взамен ее документу (Регламент "Рим I").
Замена Римской конвенции Регламентом "Рим I" позволяет одновременно достигнуть нескольких важных целей, в частности:
- усовершенствовать содержание и расширить сферу применения единообразных коллизионных норм ЕС в области договорного права: например, уточнить правила относительно того, какому законодательству будет подчиняться договор, стороны которого не воспользовались предоставленной им свободой выбора применимого права (статья 4 "Право, подлежащее применению при отсутствии выбора"), или включить специальные правила относительно договора страхования (статья 7 "Договоры страхования");
- упростить и демократизировать процедуру внесения изменений и дополнений, направленных на дальнейшее совершенствование коллизионных норм ЕС в области договорного права: в отличие от Римской конвенции Регламент "Рим I" принимается и изменяется в соответствии с законодательной процедурой совместного принятия решений, при которой обязательно согласие Европейского парламента как института ЕС, избираемого всеобщим прямым голосованием его граждан, и Совета Европейского Союза как института ЕС, состоящего из представителей национальных правительств, принимающих решение квалифицированным большинством (т.е. при отсутствии права вето у отдельных государств-членов);
- создать единообразную судебную практику (прецедентное право) на основе решений Суда ЕС, дающих нормативное толкование Регламента "Рим I", в том числе по искам Европейской комиссии к государствам-членам, нарушающим его правила, и по запросам национальных судов. В случае Римской конвенции создание такой судебной практики (прецедентного права) оказалось невозможным, поскольку Суд Европейских сообществ не получил полномочий по ее толкованию (соответствующие протоколы к Конвенции не были своевременно ратифицированы всеми государствами-членами).
Как и другие нормативные акты ЕС, принятые в форме регламента (франц.: reglement; англ.: regulation; нем.: Verordnung), Регламент "Рим I" с момента введения в действие - 17 декабря 2009 г. (статья 29) - в полном объеме приобретает юридически обязательную силу и прямое действие в государствах-членах ЕС, в том числе в их национальных судах.
С этого момента Римская конвенция 1980 г. фактически утрачивает силу, однако, не в полной мере (статья 24). Одно из государств-членов - Дания - выступает объектом изъятия, предоставленного ей учредительными документами ЕС (специальным протоколом к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского сообщества).
Дания не участвовала в принятии настоящего Регламента, не связана им и не подчиняется его действию (см. пункт 46 преамбулы Регламента). Как следствие, Римская конвенция продолжит использоваться для разрешений коллизионных вопросов договорного права, возникающих между Данией и остальными государствами-членами ЕС.
Указанная ситуация может изменяться в случае, если в дальнейшем на основании новых правовых механизмов ЕС, предусмотренных Лиссабонским договором 2007 г., Дания решит присоединиться к применению Регламента "Рим I", т.е. стать государством-членом без изъятий в значении параграфа 4 статьи 1 документа ("В настоящем Регламенте под "государством-членом" понимаются все государства-члены, к которым применяется настоящий Регламент" - ныне 26 из 27 государств-членов Европейского Союза).
Кроме того, коллизионные нормы Римской конвенции продолжат регулировать конфликты законов, затрагивающие отдельные (преимущественно островные, расположенные за пределами Европы и незначительные по площади и численности населения) территории государств-членов, на которые не распространяет силу Договор об учреждении Европейского сообщества (см. статью 24 Регламента "Рим I" и примечание к ней).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.