г. Томск |
|
4 июля 2016 г. |
Дело N А03-24631/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Полосина А.Л.,
Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18 апреля 2016 г. по делу N А03-24631/2015 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2
о признании недействительным решения от 11.11.2015 N 109 (в части) и требования от 10.12.2015 N 58,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - заявитель, страхователь, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 2 (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 11.11.2015 N 109 в части пункта 3 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования в сумме 2 007 руб. 05 коп., вследствие занижения базы для начисления по 6 листам нетрудоспособности (Бочкарев А.В., Голикова Ю.В., Кастина А.Г., Кочмарев В.В., Рубель А.М., Стародубцева Т.И.) на общую сумму 69 208 руб. 60 коп., оформленных с нарушением Порядка выдачи листов нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н; пунктов 1 и 3 об уплате штрафа в сумме 401 руб. 41 коп. с суммы страховых взносов (пункт 1.1) в результате занижения базы для начисления страховых взносов; пунктов 2 и 3 об уплате пеней с суммы страховых взносов (пункт 1.1) в результате занижения базы для начисления страховых взносов, и отмене так же как следствие, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10.12.2015 N 58.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18 апреля 2016 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме, признано недействительным решение Фонда социального страхования от 11.11.2015 N 109 в заявленной части. Суд обязал Фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Росреестра.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что нарушения, допущенные в оспариваемых листках нетрудоспособности не являются техническими недочетами, следовательно, указанные листки нетрудоспособности следует считать испорченными, выданными с нарушением требований действующего законодательства.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управление Росреестра является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В период с 01.01.2012 по 31.12.2014 Фондом в отношении Управления проведена выездная проверка по контролю за правильностью расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (решение от 03.08.2015 N 181-р); правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования (решение от 03.08.2015 N 181-д); правильностью начисления, уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств (решение от 03.08.2015 N 181 н/с).
Результаты проверки зафиксированы в актах выездной проверки от 12.10.2015 N N 215-д, 215-р, 215 н/с, согласно которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 132 965 руб. 66 коп., из них 69 208 руб. 60 коп. в связи с нарушениями Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н.
По итогам рассмотрения акта выездной проверки N 215-д, материалов проверки, а также представленных возражений и документов руководствуясь статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Фондом социального страхования принято решение от 11.11.2015 N 109 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данным решением за неуплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, Управление Росреестра привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 860 руб. 77 коп., на доначисленные страховые взносы (4 303 руб. 88 коп.) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации по состоянию на 01.01.2015 начислены пени в размере 1 846 руб. 75 коп. Кроме того, данным решением заявителю предложено также уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 4 303 руб. 88 коп., пени, штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
10.12.2015 Управлению выдано требование N 58 об уплате в срок до 30.12.2015 недоимки по страховым взносам, пени и штрафов, в соответствии с которым заявитель обязан уплатить пени в сумме 1 846 руб. 75 коп. и штраф в сумме 860 руб. 77 коп.
Полагая необоснованным доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 007 руб. 05 коп. (вследствие занижения базы для начисления по 6 листам нетрудоспособности : Бочкарев А.В., Голикова Ю.В., Кастина А.Г., Кочмарев В.В., Рубель А.М., Стародубцева Т.И., на общую сумму 69 208 руб. 60 коп.), исчисления на данную недоимку пени в размере 890 руб. 50 коп. и уплате штрафа сумме 401 руб. 41 коп., Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты Фонда не соответствуют нормам действующего законодательства и незаконно возлагают на страхователя обязанность по дополнительному начислению и уплате страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление несоответствия оспариваемого решения государственного органа закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Управление Росреестра, являясь страхователем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 названной статьи пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Федерального закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Указанный перечень документов является исчерпывающим. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, также установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.12.2009 N 951н.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Из материалов дела следует, что при проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нарушения пункта 56 "Порядка выдачи листков нетрудоспособности", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), в частности, застрахованным лицам рассчитаны и оплачены листки нетрудоспособности, выданные с нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности, в строке "Подпись врача", записи выполнены синей ручкой. При заполнении листка нетрудоспособности не допускается использование синей шариковой ручки.
По данной причине не приняты к зачету расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности следующим работникам: Кочмареву В.В. л/н N 027491490622, пособие выплачено в марте 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 12 621 руб. 89 коп.; Стародубцевой Т.И. л/н N 027433164358, пособие выплачено в марте 2012 года, сумма расходов не принятая к зачету 3 566 руб. 10 коп.
Застрахованным лицам рассчитаны и оплачены листки нетрудоспособности, выданные с нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности, содержащие исправления в таблице "Освобождение от работы" в графе "Приступить к работе", в частности: в листке нетрудоспособности N 103857296534, выданном Рубель А.М. в таблице "Освобождение от работы" в третьей строке графы "С какого числа" в дате освобождения - 01.08.2013, допущено исправление в дате: цифра "1" переправлена на цифру "0". Не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 4 311 руб. 92 коп.; в листке нетрудоспособности N 093790594685, выданном Бочкареву А.В. в таблице "Освобождение от работы" в первой строке графы "С какого числа" - 09.09.2013 допущено исправление в дате: цифра "1" переправлена на цифру "0". Не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 2 053 руб. 44 коп.; нарушения пункта 60 Порядка N 624н: застрахованному лицу Голиковой Ю.В. рассчитан и оплачен л/н N 116447422298 за период с 20.12.2013 по 07.02.2014, в таблице "Освобождение от работы" в графе "С какого числа, по какое число" с 20.12.2013 по 20.01.2014 в следующей графе "С какого числа, по какое число" неправильно указана (с 21.12.2014 по 29.01.2014). Не приняты к зачету расходы в сумме 39 095 руб. 54 коп.
При проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нарушения пункта 61 Порядка N 624н: застрахованному лицу Кастиной А.Г. рассчитан и оплачен л/н N 140931556850 за период с 10.09.2014 по 12.09.2014, в строке "Приступить к работе" в ячейках "с - - " указана дата восстановления трудоспособности не следующим днем после осмотра и признания гражданина трудоспособным (фактически "13.08.2014", вместо "13.09.2014"). Не приняты к зачету расходы в сумме 999 руб. 60 коп.
Всего в связи нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности, не приняты к зачету расходы Заявителя в сумме 62 648 руб. 49 коп.
Вместе с тем, факт наступления страхового случая в отношении указанных работников Управлением и выплата пособия застрахованным лицам в полном объеме материалами дела подтвержден и Фондом не оспаривается.
Фондом не указано на отсутствие реальных трудовых отношений между Управлением и названными работниками, создание Управлением искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств Фонда социального страхования, нарушение законодательства при обращении в Фонд с заявлением о возмещении расходов на обязательное социальное страхование. Доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны заявителя в материалы дела не представлено.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении Росреестром условий, необходимых для обращения за выделением средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Указанные Фондом в оспариваемом решении нарушения связаны с отдельными нарушениями Порядка оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", а именно пункта 56 указанного Порядка.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сам по себе факт наличия ошибки в листке нетрудоспособности, допущенной медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Материалы дела содержат все необходимые доказательства, свидетельствующие о правомерности обращения Управления в Фонд за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию.
Более того, Фондом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что данные недостатки в оформлении больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявления исков непосредственно к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Следовательно, сам по себе факт выдачи спорных листков нетрудоспособности медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в суде апелляционной инстанции разрешению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 18 апреля 2016 г. по делу N А03-24631/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-24631/2015
Истец: .Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Ответчик: Филиал N 2 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: .ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ