Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2016 г. N Ф05-12393/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
4 июля 2016 г. |
дело N А40-189217/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.07.2016.
Полный текст постановления изготовлен 04.07.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2016
по делу N А40-189217/15, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" (121108, Москва, Рублевское шоссе, дом 11, корп. 2)
к Федеральной службе по экологическому, технического и атомному надзору (123056, Москва, улица Красина, дом 27, стр. 1; 105066, Москва, улица А. Лукьянова, дом 4, стр. 1)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Бурова Н.Г. по доверенности от 22.03.2016;
от заинтересованного лица - Лапшова О.В. по доверенности от 17.02.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2016 производство по настоящему делу в части требования Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" о признании незаконным и отмене акта проверки N 493/2.3 от 07.07.2015 прекращено; требование Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" о признании незаконным и отмене постановления N 2.3/390/15 по делу об административном правонарушении от 01.09.2015, оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, представлены письменные пояснения в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые приобщены к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, изменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 01.07.2015, 06.07.2015, 07.07.2015 МТУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена плановая выездная проверка Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" по вопросу соблюдения требований промышленной безопасности и функционирования системы производственного контроля, Технических регламентов на опасном производственно объекте (сеть газопотребления) по адресу: Москва, Рублевское шоссе, дом 11, корп. 2.
В ходе контрольных мероприятий административным органом выявлены нарушения положений Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37, а именно: отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности; опасные производственные объекты не перерегистрированы с присвоением соответствующего класса опасности; не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов; не представление ежегодных сведений об осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; не обеспечено проведение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов; не обеспечена укомплектованность штрафа работников производственного объекта; не представлены сведения о наличии в товариществе специалистов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на объекте; отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, согласованный руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы; не организовано обучение работников действиям в случае аварии, не проводятся тренировки со специалистами и рабочими по ликвидации возможных аварийных ситуаций; отсутствие договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой; не обеспечено наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; документация по расследования причин инцидентов на опасном объекте не представлена.
По результатам проверки Ростехнадзором составлен акт от 07.07.2015 N 493/2.3 (том 1 л.д. 87-91).
Усмотрев в деянии Товарищества наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 18.08.2015 уполномоченным Управления составлен протокол об административном правонарушении N 2.3-377 и постановлением от 01.09.2015 Товарищество собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200.000 руб.
Не согласившись с выводами административного органа, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции производство по настоящему делу в части требования Товарищества о признании незаконным и отмене акта проверки N 493/2.3 от 07.07.2015 прекращено; требование о признании незаконным и отмене постановления N 2.3/390/15 по делу об административном правонарушении от 01.09.2015, оставлено без удовлетворения.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из отсутствия события вменяемого Товариществу административного правонарушения, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, исходя из следующего.
В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ, промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ст. 3 названного Закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в положениях Федерального закона N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
В силу ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 9.1 названного Кодекса нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200.000 до 300.000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" или условий лицензии.
Положения Федерального закона N 116-ФЗ направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Исходя из целей защиты общественных отношений, относящихся к сфере регулирования Федерального закона N 116-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает, что его положения не распространяются на Товарищество собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11", которое является некоммерческой организацией, не использующей сеть газопотребления жилого дома в своей производственной деятельности в предпринимательских целях.
Из материалов дела следует, что основным видом экономической деятельности Товарищества является управление и эксплуатация жилого фонда.
Поэтому суд апелляционной инстанции исходит из того, что сеть газопотребления жилого многоквартирного дома не относится к опасному производственному объекту, понятие которого определено положениями Федерального закона N 116-ФЗ.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование являются общим имуществом жилого дома (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с п. 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме и при соблюдении условий, указанных в п. 131 данных Правил, а именно: газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутриквартирного газового оборудования с собственником жилого или нежилого помещения или нанимателем жилого помещения (государственного или муниципального жилищного фонда).
Согласно п. 2 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Требования Технического регламента распространяются на все сети газораспределения и (или) газопотребления, в том числе не относящиеся к категории опасных производственных объектов, кроме сетей газопотребления жилых зданий.
Таким образом, не относятся к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации. Таковыми являются сети газопотребления финансовых, образовательных, социальных и медицинских учреждений, административных зданий, жилых домов и подобных объектов.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) включает в себя являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (абзац 4 п. 2 Правил N 410).
Согласно п. 2 Правил N 410 "заказчик" - юридическое лицо (в том числе товарищество собственников жилья), являющееся исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги); "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Абзацем 14 п. 2 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание ВДГО включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
В силу п. 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем осуществления комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замене оборудования.
В соответствии с п. 6 Правил N 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Пункт 7 указанных Правил определяет, что аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе устранение утечек газа и локализация аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой специализированной организации. Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
В силу п. 10 Правил N 410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
Таким образом, обязанностью заявителя по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования является заключение договоров со специализированной организацией, при этом Товарищество не имеет права самостоятельно обслуживать газовое оборудование, производить замену оборудования и участвовать в локализации аварий.
Судом установлено, что система газопотребления Товарищества, зарегистрирована в реестре особо опасного производственного объекта свидетельство от 01.04.2011 А01-07044 (бланк АВ 057780) (дело N А40-180196/2015)
Однако из судебного акта по указанному делу не следует, что предметом являлся вопрос относительно того, что данная система представляет собой внутридомовое газовое оборудование жилого дома.
Как выше указано, эксплуатация внутридомового газового оборудования производится в порядке, установленном Правилами N 410, которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу п. 2 указанных Правил "внутридомовое газовое оборудование" в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд; работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (п. п. 3, 6 Правил N 410).
Перечень работ, обеспечивающих безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также наружных газопроводов, входящих в состав внутриквартирного газового оборудования, установлен в п. п. 4, 43 Правил N 410.
В материалы дела представлены паспорт газорегуляторного пункта (ГРУ) дата ввода - 02.11.2000; Техническая характеристика; сведения о проведенных работах; акт разграничения балансовой принадлежности газопровода от 08.02.2005; договор, заключенный между заявителем и ООО "Энергогазсервис" о техническом обслуживании N 89/09-ТО от 01.09.2009 газового оборудования котельной и осмотр наружного газопровода; смета на производство работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования (границы обслуживания - от запорных устройств на вводе газопровода в ГРПШ-400 м. до блоков автоматики котлов, исключая оборудование эл.запорного клапана в котельной) (том 1 л.д. 45-54).
Оценив представленные в дело доказательства и фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что система газопотребления предприятия Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" является внутридомовым газовым оборудованием и Товарищество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
Кроме того, следует отметить, что оспариваемым постановлением Товарищество привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II, III класса опасности без лицензии.
Отнесение к лицензируемому виду деятельности эксплуатации взрывопожарного производственного объекта не связано исключительно с обеспечением промышленной безопасности.
Эксплуатация взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II, III класса опасности в отсутствие лицензии посягает на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности и образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Товарищество собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" является некоммерческой организацией, не использующей сеть газопотребления жилого дома в своей производственной деятельности в предпринимательских целях.
При таких обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит отмене.
Оставляя решение суда в части прекращения производства по делу в части требования об отмене акта проверки N 493/2.3 от 07.07.2015, суд апелляционной инстанции исходит из того, что акт проверки лишь фиксирует выявленные нарушения и не является ненормативным правовым актом, порождающим права либо возлагающим обязанности на лицо, в отношении которого он составлен.
Руководствуясь ст. ст. 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2016 по делу N А40-189217/15 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 2.3-390/15 по делу об административном правонарушении от 01.09.2015.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189217/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2016 г. N Ф05-12393/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ во вновь создаваемом комплексе Рублевское шоссе, 11, ТСЖ ВСК "Рублевское шоссе, 11"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому, технического и атомному надзору, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору