Комментарий
к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной 1994 г.
Отношения Украины и Европейского Союза, Европейского сообщества, сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Украиной, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенного 14 июня 1994 года на о. Корфу (Греция). Соглашение вступило в силу с 1 марта 1998 года после прохождения им ратификации в Верховной Раде Украины, Европейском Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и сообществ.
Данное соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключенных совместно Сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соглашение содержит преамбулу, 109 статей, пять приложений, протокол и дополнение.
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) были заключены Европейским Союзом с 11 бывшими республиками Советского Союза (со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана, при этом соглашения с Беларусью и Туркменистаном так и не вступили в силу). "Прототипом" всех подобных соглашений стало СПС между ЕС и Россией 1994 г. Содержание и сам текст таких соглашений чрезвычайно схож, поэтому Соглашение о партнерстве и сотрудничестве можно назвать своего рода типовым соглашением. Тем не менее, каждое соглашение уникально и закрепляет конкретные вопросы сотрудничества с учетом специфики двусторонних отношений данной страны СНГ с Европейским Союзом, приоритетов и сфер взаимных интересов.
СПС - рамочное соглашение. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом 1994 г. заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, экономическим, культурным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1994 г. носит базовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Украиной. СПС имеет рамочный характер, т.к. многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких соглашений (например, статьи 21-22).
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом (СПС) мыслилось его создателями как логическое продолжение Соглашения между СССР и Европейскими сообществами о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве 1989 г., что отмечается в преамбуле и ст. 108 СПС. После вступления в силу СПС заменило своими положениями Соглашение 1989 г., применявшееся к отношениям между Украиной и ЕС mutatis mutandis.
Важнейшим доводом, объясняющим необходимость нового Соглашения, является изложенное в преамбуле положение о том, что Украина прилагает усилия в экономической сфере, направленные на переход от положения страны с государственной торговлей и плановой экономикой к рыночной экономике. В данном положении отразилась оценка Сообществом результатов первых лет экономических реформ на Украине, а также новый неформальный статус Украины в качестве торгового партнера ЕС и его государств-членов.
Соглашение 1994 года предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом на долгосрочную перспективу отдается построению тесных экономических отношений вплоть до создания зоны свободной торговли. Однако, среди целей СПС, перечисленных в ст. 1, мы находим обеспечение соответствующих рамок для политического диалога Сторон, поощрение устойчивого развития, укрепление политических и экономических свобод, поддержку усилий Украины по укреплению ее демократии, обеспечение основы для социального и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес. Следовательно, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является документом комплексного характера, направлено на развитие взаимоотношений Сторон в различных областях жизнедеятельности.
СПС закладывает общие принципы сотрудничества Украины и Союза, такие, как:
- уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г. (ст. 2),
- сотрудничество с другими независимыми государствами Восточной Европы (ст. 3);
- совместные усилия Сторон для создания зоны свободной торговли между ними (ст. 4),
- построение торговых отношений на основе принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего вступления Украины в ВТО (ст. 5).
Политическое сотрудничество на основе СПС, именуемое в Соглашении 1994 г. политическим диалогом, включает установление более активных политических связей путем экономического сближения, содействие сближению позиций по международным вопросам, являющимся предметом общей озабоченности при укреплении тем самым безопасности и стабильности, сотрудничество по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека (ст. 6). Такой политический диалог должен проводиться регулярно, в одной из форм, перечисленных в статьях 7-9 СПС.
Важнейшие положения СПС закреплены в Разделе III "Торговля товарами". Данный раздел определяет основные принципы товарооборота между Украиной и Европейским Союзом. Положения раздела применяются к торговле любыми видами товаров, кроме текстильной продукции, угля и изделий из стали, ядерных материалов (статьи 21-23 СПС), правовой режим торговли которыми должен определяться отдельными соглашениями.
Стороны ввели в торговых отношениях между собой принцип свободы транзита. Каждая из них обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой. Также, каждая из Сторон предоставляет другой освобождение от импортных пошлин и сборов на временно ввозимые товары на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации и в соответствии со своими международными обязательствами и внутренним законодательством.
По общему правилу, установленному в СПС, товары, происходящие из Украины, ввозятся в Сообщество без количественных ограничений, как и товары, происходящие из Сообщества, ввозятся на Украину (ст. 14).
Существенным положением СПС является возможность введения Сторонами мер предосторожности и антидемпинговых процедур в отношении товаров, импортируемых на территорию друг друга с целью защиты собственного внутреннего рынка. Однако подобные защитные меры от демпинга и субсидий должны применяться только после прохождения процедуры, предусмотренной в ст. 18 СПС, в частности после консультаций Сторон в Комитете сотрудничества, создаваемого на основе СПС.
Соглашение не исключает и запретов или ограничений импорта, экспорта, транзита товаров по основаниям, перечисленным в ст. 20. Статья 20 СПС к таким основаниям причисляет общественную мораль, правопорядок и общественную безопасность, защиту здоровья и жизни людей, животных или растений, защиту природных ресурсов, защиту национальных художественных, исторических и археологических ценностей, охрану интеллектуальной собственности, применение правил относительно серебра и золота.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве уделяет также значительное внимание положениям, связанным с передвижением лиц и услуг. Этому посвящен Раздел IV "Положения о предпринимательской деятельности и инвестициях".
Сообщество, входящие в него государства-члены и Украина договорились о предоставлении возможности гражданам другой Стороны быть принятыми на работу на их территории на основе принципа недискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения и увольнения. Стороны Соглашения 1994 г. выразили стремление в будущем заключить договоры о координации своей деятельности в области социального обеспечения подобной категории работников.
Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в том, что касается учреждения компаний, деятельности дочерних компаний и филиалов компаний другой стороны. Положения СПС об учреждении и деятельности компаний не распространяются на воздушный и внутренний водный транспорт.
В отношении предоставления трансграничных услуг Украина и Европейский Союз предпримут необходимые шаги к поступательной либерализации в сфере оказания услуг украинскими компаниями и компаниями Сообщества, учрежденными в иной стороне, нежели из которой происходит лицо, которому услуги предназначаются, принимая во внимание развитие сектора услуг в# сторон (ст. 37).
Некоторые виды трансграничных услуг специально оговариваются в СПС. Так, в отношении морского транспорта Стороны договорились сотрудничать на основе принципа беспрепятственного доступа к международному рынку и транспортным перевозкам на коммерческой основе.
СПС предусматривает возможность заключения специальных соглашений по предоставлению трансграничных услуг в области транспорта в той степени, в которой данная сфера не охвачена самим Соглашением.
Положения СПС относительно предоставления режима наибольшего благоприятствования при обеспечении движения лиц и услуг между Сторонами не затрагивают налоговые преференции между ними, как существующие, так и будущие, предоставленные на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других налоговых договоренностей.
Соглашение между Украиной и Европейским Союзом закрепляет важные положения относительно движения капиталов и платежей (ст. 48). В соответствии с СПС, Стороны обязуются разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между своими резидентами.
Таким образом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве затрагивает практически все аспекты экономических связей с Украиной, вытекающие из осуществления в ЕС принципов общего рынка - свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов.
В Соглашении 1994 года Украина и Европейский Союз выразили согласие работать над совершенствованием собственного конкурентного законодательства с целью облегчения взаимной торговли (ст. 49). В области охраны интеллектуальной собственности Стороны договорились строить свои отношения на базе основных международных конвенций по охране промышленной собственности и защите авторских прав.
Статья 51 СПС закрепила положения о сближении законодательства Сторон в качестве важного условия для развития и укрепления экономических связей между Украиной и Сообществом. Как указано в упомянутой статье, Украина стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества. Процесс гармонизации права обозначен Сторонами в различных отраслях права. В частности, Соглашение предусматривает сближение законодательства по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и правового режима предприятий, банковской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения компаний, интеллектуальной собственности, охраны труда, предоставления финансовых услуг, условий конкуренции, государственных закупок, охраны здоровья и жизни людей, животных, растений, охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, косвенного налогообложения, таможенного дела, транспорта, ядерной энергетики, установления технических норм и стандартов. В этой связи, Сообщество обязуется обеспечивать Украину соответствующей технической помощью в целях имплементации этих мер.
Разнообразные по своему характеру положения содержатся в Разделе VII "Экономическое сотрудничество". Согласно ст. 52, целями экономического сотрудничества являются содействие развитию экономик Сторон, создание благоприятного международного экономического климата, интеграция между Украиной и более широкой областью экономического сотрудничества в Европе, а равно укрепление и развитие взаимовыгодных связей. В задачу такого сотрудничества входит содействие проведению экономических и социальных реформ и перестройке экономики Украины, исходя из потребностей устойчивого развития и гармоничного социального развития при учете в полной мере экологического фактора.
Экономическое сотрудничество Украины и Союза на основе СПС охватывает проведение мероприятий как в экономической сфере, так и в околоэкономических областях деятельности. В экономике СПС предусматривает мероприятия по промышленному сотрудничеству, в том числе в сырьевой и горнодобывающей промышленности, по поощрению и защите инвестиций, мероприятия в области государственных закупок, сельского хозяйства и агропромышленного сектора, энергетики (в том числе атомной), транспорта, финансовых услуг, поддержке малого и среднего бизнеса, экономических реформ и сотрудничества в области регулирования движения капитала и платежей. Среди областей близких к экономике сотрудничество предусматривается в областях стандартизации и проверки соответствия, защиты прав потребителей, науки и техники, образования и профессиональной подготовки, космической деятельности, окружающей среды, услуг электрической и почтовой связи, регионального развития, туризма, сотрудничества по социальным вопросам, в области связи, информатики и соответствующей инфраструктуры, таможенного дела, статистики, "отмывания" денежных средств, ограничения оборота наркотических средств.
Отдельными разделами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предусматривается культурное сотрудничество, а также финансовое сотрудничество.
Для достижения целей Соглашения Украина пользуется временным финансовым содействием со стороны Сообщества в рамках программы ТАСИС. Данная программа была создана решением Европейского Совета в декабре 1990 г. Цели и области финансового содействия определяются в специальной "индикативной" программе. Такая программа на период 2000-2006 г.г. утверждена Регламентом 99/2000 от 29 декабря 1999 г., касающимся оказания партнерской помощи государствам Восточной Европы и Центральной Азии. Данный Регламент является юридической базой для функционирования программы ТАСИС на указанный срок.
Для реализации своих положений Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. предусматривает создание специальных структур - Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества, Комитета Парламентского сотрудничества.
Совет сотрудничества заседает на уровне министров, состоит из членов Правительства Украины, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС. Совет сотрудничества осуществляет наблюдение за применением СПС, изучает основные проблемы, возникающие в рамках СПС, и любые другие вопросы, представляющие взаимный интерес Сторон, делает соответствующие рекомендации, рассматривает споры между Сторонами, возникающие по вопросам применения и толкования СПС. Совет сотрудничества самостоятельно определяет свои правила процедуры. Председательство в Совете сотрудничества осуществляется попеременно представителями Украины и Европейского Союза.
Комитет сотрудничества заседает на уровне министров и состоит из членов Правительства Украины, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС. Комитет сотрудничества оказывает содействие Совету сотрудничества в выполнении им своих обязанностей, в том числе и путем подготовки его заседаний. Комитет сотрудничества выполняет все обязанности, возложенные на него СПС и правилами процедуры Совета сотрудничества. Совет сотрудничества может также делегировать любые свои полномочия Комитету сотрудничества.
Совет сотрудничества может принять решение о создании любого другого специального органа для содействия своей деятельности.
Комитет Парламентского сотрудничества состоит из членов Верховной Рады Украины и членов Европейского парламента. Собственные правила процедуры и периодичность заседаний Комитет определяет самостоятельно. Комитет Парламентского сотрудничества может запрашивать необходимую информацию о применении СПС в Совете сотрудничества, информируется о рекомендациях Совета сотрудничества, может давать рекомендации Совету сотрудничества.
Авторы комментария: д.ю.н. проф. Кашкин С.Ю.,
к.ю.н. Калиниченко П.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.