Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2016 г. N Ф09-9639/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А76-31716/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 апреля 2016 года по делу N А76-31716/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
Главного управления лесами Челябинской области - Согрина Н.А. (доверенность от 29.04.2016 N 2792),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Кудрина М.А. (доверенность от 19.01.2016 N 15).
Главное управление лесами Челябинской области (далее - заявитель, Главное управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Челябинской области) с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения от 23.10.2015 N 16450/07, относительно признания нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действий Главного управления лесами Челябинской области по наделению подведомственных ему областных бюджетных учреждений - лесничеств, функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, заключением соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, путем утверждения пункта 2.4.6. уставов лесничеств, и о признании недействительным пункта 2 предписания от 23.10.2015 N 16452/07 о прекращении в срок до 21 декабря 2015 года Главным управлением лесами Челябинской области, нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения уставов подведомственных Главному управлению лесами областных бюджетных учреждений - лесничеств в соответствие с действующим законодательством, а именно исключить пункт 2.4.6 Уставов лесничеств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экологии Челябинской области (далее - Минэкологии Челябинской области), общество с ограниченной ответственностью "Лесная опушка" (далее - ООО "Лесная опушка"), общество с ограниченной ответственностью "Небосвод" (далее - ООО "Небосвод", Челябинское областное бюджетное учреждение "Миасское лесничество" (далее - Миасское лесничество), Правительство Челябинской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.04.2016 по настоящему делу требования, заявленные Главным управлением лесами Челябинской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС России по Челябинской области просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Главному управлению лесами в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. В частности, антимонопольный орган ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что федеральное законодательство не содержит положений, указывающих на то, что услуги по оформлению документов для передачи лесных участков для постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного пользования, могут оказываться хозяйствующими субъектами, в том числе на платной основе, и относятся к услугам. которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти государственных услуг. Антимонопольный орган при этом полагает, что в данном случае арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание нормы ст. 71, ч. 1 ст. 74, ч. ч. 1, 2 ст. 79, п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также ч. ч. 1, 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей антимонопольного органа и заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, заявления общества с ограниченной ответственностью "Лесная опушка", относительно действий Главного управления лесами Челябинской области по отказу в формировании испрашиваемых ООО "Лесная опушка" и ООО "Небосвод" лесных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков, заинтересованным лицом 23.10.2015 вынесено решение N 16450/07, которым в частности (пункт 2) признано нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Главного управления лесами Челябинской области по наделению подведомственных ему областных бюджетных учреждений - лесничеств функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, заключением соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, путем утверждения пункта 2.4.6 уставов лесничеств.
Также антимонопольным органом Главному управлению лесами Челябинской области 23.10.2015 выдано предписание по делу N 46-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства (N16452/07), пунктом 2 которого заявителю предписано в срок до 21 декабря 2015 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем приведения уставов подведомственных Главному управлению лесами Челябинской области областных бюджетных учреждений - лесничеств в соответствие с действующим законодательством, а именно исключить пункт 2.4.6 уставов лесничеств.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) установлено, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
В соответствии с п. 1 ст. 9.2. Закона о некоммерческих организациях, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), действие которого распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 государственных и муниципальных услуг.
Статья 8 Закона N 210-ФЗ устанавливает требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг.
Так, государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи (ч. 1).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя (ч. 3).
При этом статья 9 Закона N 210-ФЗ устанавливает требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, согласно ч. 1 указанной статьи, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается, в том числе, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются за счет средств заявителя (ч. 2 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
Размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральным законом, или федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг, предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг (ч. 4 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
При предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни услуг, указанные в части 1 настоящей статьи, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг (ч. 5 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
Правительством Челябинской области издано 08.09.2011 издано постановление N 314-П "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Челябинской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (далее - Перечень).
Пункт 17 Перечня относит обследование лесных участков и иных категорий земель, подготовку заключений, оформление акта натурного технического обследования, акта выбора и иных заключений по лесным участкам, планируемым к передаче в безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, к услугам, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Челябинской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.
Пункты 2.4.6 уставов лесничеств содержат положения о том, что лесничества оказывают услуги по оформлению документов для передачи лесных участков для постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного пользования.
Услуги по оформлению документов являются необходимыми и обязательными для всех заявителей с целью обследования лесного участка в натуре, чтобы определить его точное местоположение и границы.
В связи с этим, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из содержания п. 2.4.6 уставов лесничеств, не следует, что областные бюджетные учреждения - лесничества наделены функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, заключением соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Указанные полномочия осуществляются исключительно Главным управлением лесами Челябинской области в силу ст. 71, 74, 79, 83 Лесного кодекса Российской Федерации и Положения о Главном управлении лесами, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 г. N 385.
Областные бюджетные учреждения оказывают услуги по оформлению документов для передачи лесных участков для постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного пользования.
При наличии вышеперечисленного арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 апреля 2016 года по делу N А76-31716/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31716/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2016 г. N Ф09-9639/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Главное управление лесами Челябинской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (УФАС)
Третье лицо: Министерство экологии Челябинской области, ООО "Лесная опушка", ООО "Небосвод", Правительство Челябинской области, Челябинское областное бюджетное учреждение "Миасское лесничество"