Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2016 г. N Ф03-3973/16 настоящее постановление отменено
г. Владивосток |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А24-3475/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Е.Н. Номоконовой, Л.Ю. Ротко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КорякЭнергоСнаб",
апелляционное производство N 05АП-4142/2016
на решение от 28.04.2016
судьи Л.А. Барвинской
по делу N А24-3475/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "КорякЭнергоСнаб"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края; Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края
третье лицо: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края:
о взыскании 6 130 658 рублей 97 копеек,
при участии:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края - Никулин Н.В., доверенность N 14 от 05.04.2016, паспорт;
от истца, ответчика Министерства финансов Камчатского края, третьего лица - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КорякЭнергоСнаб" (далее - ООО "КорякЭнергоСнаб", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее - Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края, ответчик) 6 130 658 рублей 97 копеек долга (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Требования заявлены истцом со ссылкой на статьи 309, 310, 314, 395, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, 8, 69, 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Камчатского края N 3-П от 17.01.2011 и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по соглашению N 122 от 04.10.2012 о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам.
Определением от 30.11.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечен в качестве соответчика публично-правовое образование Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края.
Определением от 21.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.04.2016 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы истец, оспаривая выводы суда и ссылаясь на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, указывает что отсутствие соглашений, договора и утвержденных тарифов не освобождает ответчика от выполнения своих обязанностей по возмещению разницы за спорный период. Также по тексту жалобы истец выражает несогласие с выводами суда о применении положений о сроке исковой давности.
До начала судебного заседания от ответчиков поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, по тексту которых ответчики приводят доводы о несостоятельности правовой позиции истца, полагают решение вынесенным законно и обоснованно.
В судебном заседании представитель ответчика по апелляционной жалобе возразил, поддержал доводы письменного отзыва, просил жалобу оставить без удовлетворения, оспариваемый судебный акт без изменения.
Истец, ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва не нее, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
ООО "КорякЭнергоСнаб" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям, произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющей на праве хозяйственного ведения или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.
Одним из основных видов деятельности ООО "КорякЭнергоСнаб" является производство, передача и распределение тепловой энергии и горячей воды.
01.08.2012 ООО "КорякЭнергоСнаб" приступило к отоплению Корякского поселения, в целях осуществления уставной деятельности Общество заключило договор аренды с ООО "КАМ-ЛТД" и приняло по акту приёма-передачи котельные N N 1, 2, 3, 4 и теплогенерирующее оборудование, находящееся в данных котельных, и теплотрассы в Корякском сельском поселении, принадлежащие ООО "КАМ-ЛТД" на праве собственности.
Постановлением Правительства Камчатского края от 17.01.2011 N 3-П установлены расходные обязательства Камчатского края по предоставлению из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса, в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам, и утвержден порядок предоставления из краевого бюджета данных субсидий (далее - Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета).
Ответчик указанным постановлением определен в качестве уполномоченного органа по предоставлению субсидий предприятиям коммунального комплекса, в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам.
В соответствии с пунктами 2-6, 8 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета субсидии предоставляются предприятиям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям (населению и исполнителям коммунальных услуг для населения) коммунальных услуг, за исключением электроснабжения, по льготным (сниженным) тарифам, установленным Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
Условием предоставления субсидий является наличие решения Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края об установлении для предприятия сниженного тарифа на коммунальные услуги. Критерием отбора предприятий для предоставления субсидий является фактическое предоставление потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам.
Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края заключает с предприятием соглашение о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам.
Предоставление субсидии осуществляется Министерством в соответствии с бюджетной росписью в пределах кассовых выплат из краевого бюджета в соответствии с кассовым планом, утвержденным в установленном порядке, и фактическим размером недополученных доходов предприятия коммунального комплекса за соответствующий период.
Предприятия ежемесячно (нарастающим итогом) в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство сведения о предоставленных потребителям коммунальных услугах по сниженным тарифам по установленной Министерством форме, согласованные с уполномоченными органами местного самоуправления городских округов в Камчатском крае и поселений в Камчатском крае либо органами местного самоуправления муниципальных районов в Камчатском крае в случае передачи полномочий органами местного самоуправления поселений муниципальному району.
Пунктом 9 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета установлено, что размер субсидий предприятию определяется как сумма недополученных доходов по каждому из видов коммунальных услуг, отпущенных предприятием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам.
Сумма недополученных доходов по каждому из видов коммунальных услуг определяется как произведение разницы между экономически обоснованным и сниженным тарифами (без НДС) на объем соответствующих коммунальных услуг, отпущенных потребителям.
Как следует из материалов дела, 04.10.2012 между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края как главным распорядителем средств краевого бюджета (Министерство) и ООО "КорякЭнергоСнаб" (Предприятие) было заключено соглашение о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам N 122.
Настоящим соглашением определен порядок взаимодействия сторон при предоставлении Министерством Предприятию субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием населению и исполнителям коммунальных услуг, за исключением электроснабжения, по льготным (сниженным) тарифам, установленным Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - сниженные тарифы) (раздел 1 соглашения).
В соответствии с условиями соглашения Предприятие приняло на себя обязательство ежемесячно предоставлять в Министерство сведения о предоставленных потребителям (населению и исполнителям коммунальных услуг для населения) коммунальных услугах, за исключением электроснабжения, по сниженным тарифам, согласованные с уполномоченными органами местного самоуправления по форме, утвержденной приказом Министерства от 22.12.2011 N 561 (пункт 2.1 соглашения).
Министерство в соответствии с пунктом 2.2 соглашения на основании отчета Предприятия, представленного в соответствии с абзацем первым пункта 2.1 раздела 2 Соглашения, обеспечивает в соответствии с бюджетной росписью и в пределах кассовых выплат из краевого бюджета в соответствии с кассовым планом перечисление до конца месяца на расчетный счет Предприятия, указанный в соглашении, средств субсидий из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг, за исключением электроснабжения, по сниженным тарифам.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.09.2012 N 221 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "КорякЭнергоСнаб" потребителям Корякского сельского поселения Елизовского района, на 2012 год" для ООО "КорякЭнергоСнаб" утверждены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Корякского сельского поселения Елизовского района, а также льготные тарифы на тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в закрытой системе ГВС, поставляемую ООО "КорякЭнергоСнаб" населению и исполнителям коммунальных услуг для населения Корякского сельского поселения Елизовского района. Указанные тарифы утверждены и введены в действие с 01.10.2012 по 31.12.2012.
В этом же постановлении указано, что компенсация выпадающих доходов ООО "КорякЭнергоСнаб" от разницы между экономически обоснованными тарифами и льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую на нужды отопления и горячего водоснабжения населению и исполнителям коммунальных услуг для населения Корякского сельского поселения Елизовского района, производится за счет субсидий, предоставляемых предприятиям из краевого бюджета в 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 17.01.2011N 3-П.
Как следует из материалов дела, фактически ООО "КорякЭнергоСнаб" начало осуществлять поставку тепловой энергии и ГВС до утвержденного Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края тарифам и подписания соглашения, а именно с августа 2012 года.
В соответствии с представленным истцом расчетом, в период с августа по сентябрь 2012 года сумма недополученных доходов, из расчета разницы между экономически обоснованным и сниженным тарифом на коммунальную услугу, подлежащая возмещению составляет 6 130 658 рублей 97 копеек.
ООО "КорякЭнергоСнаб" обратилось в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края с заявлением об опережающем финансировании возмещении недополученных доходов от предоставления коммунальных услуг по отпускным сниженным тарифам в 2012 году по соглашению от 04.10.2012 N 122 с последующим равномерным погашением авансовой суммы до конца 4 квартала 2012 года.
Отказ ответчика в предоставлении субсидий краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в 2012 году (исх. N 12-4308-04 от 24.10.2012) послужил причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статей 4 - 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Закон N 210-ФЗ) к числу основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию федеральное законодательство относит, в частности, обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.
В обеспечение указанных принципов действующим законодательством предусмотрен порядок формирования и установления тарифов на тепловую энергию (применительно к настоящему спору), передаваемую группе потребителей "население", и экономически обоснованного тарифа, а также порядок возмещения ресурсоснабжающей компании выпадающих доходов, возникающих в связи с применением данных тарифов.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ).
Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который указал, что надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 87 от 06.12.2013).
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию и льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "КорякЭнергоСнаб" потребителям Корякского сельского поселения Елизовского района утверждены и введены в действие постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.09.2012 N 221 с 01.10.2012 по 31.12.2012, соглашение о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов N 122 между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края и ООО "КорякЭнергоСнаб" заключено 04.10.2012 и распространяло свое действие на правоотношения, возникшие с 01.10.2012 по 31.12.2012.
Следовательно, в период с августа по сентябрь 2012 года обязательства на стороне Министерства по предоставлению средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам в силу договора отсутствовали.
Не возникли обязательства на стороне Министерства и в силу закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Камчатского края от 17.01.2011 N 3-П, в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, установлены расходные обязательства Камчатского края по предоставлению из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам, и утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам (т.2, л.д.123-125) (далее - Порядок).
В соответствии с частью 3 Порядка, условием предоставления субсидий является наличие решения Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края об установлении для предприятия экономически обоснованного и сниженного тарифов на коммунальные услуги. Субсидии предоставляются предприятиям с момента вступления в действие сниженных тарифов на коммунальные услуги.
Критерием отбора предприятий для предоставления субсидий является фактическое предоставление потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам, утвержденным для предприятий, претендующих на получение субсидии (пункт 4 Порядка).
Истцом в материалы дела не представлены доказательства утверждения экономически обоснованного и льготного (сниженного) тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "КорякЭнергоСнаб", на период август-сентябрь 2012 года Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
Льготные (сниженные) тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "КорякЭнергоСнаб", утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.09.2012 N 221, по состоянию на август-сентябрь 2012 года в действие не вступили.
Из вышеизложенного следует, что истец в период август-сентябрь 2012 года не соответствовал требованиям пунктов 3 и 4 Правил, то есть, отсутствовали условия и критерии для предоставления ООО "КорякЭнергоСнаб" субсидии, поскольку тарифы, утвержденные для ООО "КорякЭнергоСнаб", не вступили в действие.
В соответствии с частью 5 Порядка Министерство заключает с предприятием соглашение о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам.
На период август-сентябрь 2012 года соглашения между Министерством и истцом о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам не заключалось.
Также судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, что спорные обязательства не возникли у ответчика и из иных оснований, в том числе компенсации вреда.
Как явствует из материалов дела, соответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности за спорный период с 01.08.2012 по 30.09.2012.
С учетом того, что исковое заявление ООО "КорякЭнергоСнаб" поступило в Арбитражный суд Камчатского края 09.09.2015, срок исковой давности по заявленному требованию с 01 марта по 30 июня 2012 года пропущен.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку срок исковой давности для предъявления каких-либо требований к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края истек в октябре 2015 года, а Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края привлечен к участию в деле за пределами срока исковой давности, суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в иске.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы жалобы о необоснованной переквалификации судом спорной задолженности на убытки, несостоятельны, поскольку по смыслу части 1 статьи 168, пункта 3 части 4 статьи 170 АПК РФ при разрешении спора суд не связан правовой квалификацией отношений, предложенной сторонами, и доводами лиц, участвующих в деле, и самостоятельно определяет, какие нормы права подлежат применению вне зависимости от приведенных сторонами в обоснование своих требований и возражений обстоятельств.
Учитывая фактические обстоятельства рассматриваемого спора, суд первой инстанции правомерно переквалифицировал спорную сумму на убытки и привлек к участию в деле в качестве соответчика Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края.
Ссылка заявителя жалобы на сложившуюся судебную практику по спорному вопросу, судебной коллегией отклоняется, поскольку в приведенных истцом судебных актах имеют место иные обстоятельства.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.04.2016 по делу N А24-3475/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3475/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июня 2017 г. N Ф03-2295/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КорякЭнергоСнаб"
Ответчик: Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
Третье лицо: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2295/17
24.03.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1441/17
10.01.2017 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3475/15
15.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3973/16
06.07.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4142/16
28.04.2016 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3475/15