город Воронеж |
|
7 июля 2016 г. |
Дело N А35-4909/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.,
при участии:
от ООО Магазин "Европа": Краснюкова М.М., по доверенности от 09.07.2015;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Магазин "Европа" на решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2015 по делу N А35-4909/2015 (судья Матвеева О.А.) по заявлению ООО Магазин "Европа" к Комитету по управлению имуществом Курской области о признании незаконными действий Комитета, об обязании к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Магазин "Европа" (далее - ООО Магазин "Европа", Общество, заявитель, ОГРН 1024600962902, ИНН 4630001924) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области по отказу в предоставлении ООО "Магазин "Европа" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 площадью 863 кв.м., находящегося по адресу: г.Курск, проспект Кулакова (в районе дома N 43), выраженного в письме от 08.05.2015 N 02.2-01-20/5601;
- об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области принять решение о предоставлении ООО "Магазин "Европа" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 площадью 863 кв.м., находящегося по адресу: г.Курск, проспект Кулакова (в районе дома N 43) для целей, не связанных со строительством - для эксплуатации парковки автомобилей;
- об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области направить в адрес ООО Магазин "Европа" предложение о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 площадью 863 кв.м., находящегося по адресу: г.Курск, проспект Кулакова (в районе дома N 43) для целей, не связанных со строительством - для эксплуатации парковки автомобилей.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета архитектуры и градостроительства города Курска.
Решением суда от 29.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью Магазин "Европа" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что разбивочный чертеж застройки участка микрорайона N 4 по пр.Кулакова в г. Курске не относится к рассматриваемому спору, поскольку спорный земельный участок располагается в микрорайоне N 3. Данный чертеж охватывает земельные участки, близлежащие к домам N N 3 и 5, тогда как испрашиваемый земельный участок располагается в районе дома N43. Представленный генеральный план застройки микрорайона N3 жилого дома "Ламоново" по сути не является генеральным планом, а Проектом детальной планировки застройки микрорайона, не содержит сведений о привязке красных линий к объектам на местности и не содержит координат красных линий на местности, отсутствуют координаты узлов и точек излома проектных красных линий и привязка их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям.
В отзыве на жалобу Комитет архитектуры и градостроительства города Курска указывает, что часть запрашиваемого земельного участка находится за пределами красной линии проспекта Кулакова, то есть в границах территории общего пользования, что подтверждается разбивочным чертежом застройки участка микрорайона 4, а также генеральным планом застройки микрорайона N 3 жилого дома "Ламоново" г. Курска.
В своих пояснениях Комитет по управлению имуществом Курской области указывает, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4. Часть земельного участка расположена за пределами красной линии проспекта Кулакова в г. Курске в границах территории общего пользования. Поскольку отсутствует проект планировки Сеймского административного округа г.Курска, необходимо руководствоваться разбивочным чертежом застройки участка по проспекту Кулакова в г.Курске, которым определены красные линии в месте испрашиваемого земельного участка.
В судебное заседание Комитет по управлению имуществом Курской области и Комитет архитектуры и градостроительства города Курска не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 27.06.2016 объявлялся перерыв до 01.07.2016.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 30.03.2011 N 01-18/453 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Курск, просп. Кулакова (в районе дома N 43) ООО Магазин "Европа" заявителю предоставлен земельный участок площадью 863 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103105:73, находящийся по адресу: г. Курск, просп. Кулакова (в районе дома N 43) в аренду сроком на 5 лет для эксплуатации парковки автомобилей.
Между ООО Магазин "Европа" и Комитетом по управлению имуществом Курской области 19.04.2011 был заключен договор аренды N 3552-11ю, по условиям которого заинтересованное лицо (арендодатель по договору) на срок с 15.04.2011 по 15.04.2016 предоставило заявителю (арендатор по договору) в аренду земельный участок площадью 863 кв.м. с кадастровым номером 46:29:103105:73, из категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Кулакова в районе дома N 43.
ООО Магазин "Европа" 27.02.2015 направило в Комитет по управлению имуществом Курской области заявление N 37, в котором в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, просило в преимущественном порядке в рамках действия договора аренды N 3552-11ю от 19.04.2011 предоставить ООО Магазин "Европа" спорный земельный участок в собственность для целей, не связанных со строительством - для эксплуатации парковки автомобилей.
Письмом от 17.03.2015 N 02.2-01-20/3196 Комитет по управлению имуществом Курской области сообщил заявителю, что направил запрос в Комитет архитектуры и градостроительства города Курска, и проинформирует заявителя о результатах рассмотрения заявления после получения ответа на указанный запрос.
По результатам рассмотрения заявления Комитетом по управлению имуществом Курской области 08.05.2015 было принято решение, изложенное в письме от N 02.2-01-20/5601, об отказе заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Считая действия Комитета по отказу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконными, ООО Магазин "Европа" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что отказ Комитета по управлению имуществом Курской области в предоставлении в собственность всей территории спорного участка соответствует нормам действующего законодательства и, следовательно, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На момент обращения заявителя в Комитет (27.02.2015) порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством был регламентирован ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 485-ФЗ от 29.12.2014 (далее - ЗК РФ в предыдущей редакции).
В соответствии с ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ч. 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из материалов дела, ООО "Магазин "Европа" Комитетом по управлению имуществом Курской области отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, просп. Кулакова (в районе дома N 43).
Как на основание в отказе Комитет сослался то, что часть спорного земельного участка расположена за пределами красной линии по ул.Народная в границах территории общего пользования. Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункту 8 статьи 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
В силу пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), красные линии обозначают границы территорий общего пользования, предназначенных для удовлетворения общественных интересов населения, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользования.
Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в документации по планировке территории и проектной документации (пункт 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30).
Аналогичная норма содержится в п.3.2.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденных Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС (далее - ПЗЗ), согласно которой красные линии определяются посредством документации по планировке территории.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что проект планировки Сеймского административного округа г. Курска (спорный земельный участок располагается в Сеймском округе) отсутствует. Таким образом, для определения красных линий, располагающихся по проспекту Кулакова, необходимо руководствоваться разбивочным чертежом застройки участка.
Однако, представленный в материалы дела разбивочный чертеж, на который в обоснование своих доводов ссылается Комитет, не отвечает требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), не содержит указаний на то, к какому документу относится и приложением к какому документу является, практически нечитаемый и, кроме того, красные линии на данном чертеже проведены от руки.
На основании изложенного, имеющийся в материалах дела разбивочный чертеж, представленный Комитетом, не может являться надлежащим доказательством, подтверждающими факт выхода границ испрашиваемого земельного участка за границу красных линий.
Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 46:29:103105:73 в связи с чем, он индивидуализирован на местности по установленным точкам координат, при этом красные линии в отношении участка по данным кадастрового паспорта не установлены.
В представленных Комитетом документах в подтверждение доводов о его нахождении за границами красных линий, местоположение земельного участка определено безотносительно установленных координат кадастрового учета.
Представленная Комитетом выкопировка из Генерального плана г.Курск, не содержит сведений, позволяющих определить границы земельных участков, занятых землями общего пользования и соотнести их со сведениями об испрашиваемом земельном участке.
Напротив, в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 указано, что он расположен в землях населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации временной парковки автомобилей.
Суд первой инстанции в качестве доказательства, в обоснование доводов Комитета, принял документ, поименованный как фрагмент топосъемки.
Проанализировав имеющиеся в деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данный документ не может быть признан надлежащим доказательством, поскольку он не имеет наименования, не заверен надлежащим образом в нарушение требований ч.8 ст.75 АПК РФ.
В соответствии с положениями ч.8 ст.75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции неоднократно откладывалось для предоставления Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий, в т.ч. читаемой копии разбивочного чертежа, на который ссылаются Комитеты и пояснения по вопросу указания расположения спорного земельного участка на данном чертеже, в т.ч. относительно красных линий и их установления, акты установления (изменения) красных линий по проспекту Кулакова в г. Курске.
Однако, от заинтересованного лица и третьего лица иных документов, кроме имеющихся в материалах дела, представлено не было.
Таким образом, в материалах дела имеется единственный документ, которым руководствовался Комитет при принятии решения - разбивочный чертеж застройки части участка по проспекту Кулакова в городе Курске, из которого не представляется возможным установить нахождение спорного земельного участка за границами красных линий.
При указанных обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что Комитет по управлению имуществом Курской области в нарушении статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал факт нахождения испрашиваемого земельного участка за границами красных линий, следовательно, не подтвердил законность отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Отказ Комитета в предоставлении земельного участка препятствует Обществу в реализации исключительного права на выкуп спорного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что нарушает права заявителя.
Кроме того, апелляционный суд соглашается с доводом Общества о том, что ссылка на судебное решение по делу N А35-7862/2012 необоснованна, поскольку обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу N А35-7862/2012, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, т.к. в данных делах различен круг участников и спорный земельный участок.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ Комитета в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 площадью 863 кв.м., находящегося по адресу: г.Курск, проспект Кулакова (в районе дома N 43), выраженного в письме от 08.05.2015 N 02.2-01-20/5601, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, при совокупности оснований, предусмотренных ст.198 АПК РФ, по которым ненормативный акт может быть признан недействительным, заявленные требования Общества необходимо удовлетворить.
При решении вопроса о полном удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции учитывает, что иных, кроме указанных в оспариваемом письме причин для отказа Обществу, не усматривается и Комитет не ссылался на отсутствие каких-либо необходимых в соответствии с требованиями законодательства для предоставления земельного участка документов.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемого решения, как принятого с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 разъяснено, что согласно п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 АПК РФ.
Поскольку решение суда первой инстанции подлежит отмене, то уплаченная ООО Магазин "Европа" по платежному поручению N 24 от 27.01.2016 государственная пошлина при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1500 рублей и при рассмотрении дела в суде первой инстанции в сумме 3000 рублей по платежному поручению N149 от 02.06.2015 взыскивается в его пользу непосредственно с Комитета по управлению имуществом Курской области как стороны по делу.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п.2 ст.269, ст. 270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2015 по делу N А35-4909/2015 отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом Курской области по отказу в предоставлении ООО "Магазин "Европа" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 площадью 863 кв.м., находящегося по адресу: г.Курск, проспект Кулакова (в районе дома N 43), выраженного в письме от 08.05.2015 N 02.2-01-20/5601;
Обязать Комитет по управлению имуществом Курской области принять решение о предоставлении ООО "Магазин "Европа" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 площадью 863 кв.м., находящегося по адресу: г.Курск, проспект Кулакова (в районе дома N 43) для целей, не связанных со строительством - для эксплуатации парковки автомобилей.
Обязать Комитет по управлению имуществом Курской области направить в адрес ООО Магазин "Европа" предложение о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 46:29:103105:73 площадью 863 кв.м., находящегося по адресу: г.Курск, проспект Кулакова (в районе дома N 43) для целей, не связанных со строительством - для эксплуатации парковки автомобилей.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области в пользу ООО Магазин "Европа" (ОГРН 1024600962902, ИНН 4630001924) 4500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4909/2015
Истец: ООО "Магазин"Европа"
Ответчик: комитет по управлению имуществом Курской области
Третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства города Курска