Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2016 г. N Ф06-14237/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков в отношении жилья
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А55-30672/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.
с участием:
от Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти - Вадченко А.В. (доверенность от 02.12.2015 г.),
от Субъекта Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области - Попель А.В. (доверенность от 06.10.2015 г.),
от Министерства управления финансами Самарской области - не явился, извещен,
от Правительства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2016 года по делу N А55-30672/2015 (судья Шаруева Н.В.)
по иску Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти,
к Субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области,
к Министерству управления финансами Самарской области,
третье лицо: Правительство Самарской области,
о взыскании 1 356 286 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области о взыскании убытков в размере 1 356 286 руб. 00 коп., понесенных муниципальным бюджетом городского округа Тольятти в связи с предоставлением жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданину, признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, во исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2016 года исковые требования, предъявленные к субъекту Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, удовлетворены за счет казны Самарской области, а в иске к Министерству управления финансами Самарской области отказано.
В апелляционных жалобах Министерство управления финансами Самарской области и Министерство социально-демографической семейной политики Самарской области просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2016 года по делу N А55-30672/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Субъекта Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области доводы своей жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалоб отказать и оставить решение суда без изменения.
Министерство управления финансами Самарской области и Правительство Самарской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.04.2012 г. истца обязали вне очереди предоставить Сачкиной И.В. жилую площадь в городе Тольятти на состав семьи 2 человека, с учетом имеющегося жилья.
Во исполнение указанного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях" N 11650-р/5 от 12.12.2012 г., Сачкиной И.В. по договору социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира, рыночной стоимостью 1 356 286 руб. 00 коп. В соответствии с договором N12388 от 07.06.2013 г. данное жилое помещение безвозмездно было передано ей в собственность.
Обращаясь в арбитражный суд, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение данной квартиры не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно преамбуле указанного Закона, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом (Федеральный закон от 13.12.2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"; Федеральный закон от 03.12.2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Согласно статье 2 Закона Самарской области N 87-ГД от 11.07.2006 г "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона Самарской области N 87-ГД от 11.07.2006 г. обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 г., осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области N 115-ГД 24.10.2006 г. "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п. п. 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области N 87-ГД от 11.07.2006 г.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области N 115-ГД от 24.10.2006 г. органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Таким образом, обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г., вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Следовательно, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, у муниципального образования возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности (ст. ст. 6, 158 БК РФ).
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 г. N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в т.ч. обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в т.ч. нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является субъект Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что исковые требования, предъявленные к данному лицу, подлежат удовлетворению за счет казны Самарской области, а в иске к Министерству управления финансами Самарской области следует отказать.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 г. по делу N 305-ЭС15-534 (дело N А40-32725/2014), Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2015 г. по делу N 305-ЭС16-1094 (дело N А40-879/2014).
Ответчик 1, полагая, что обеспечение жилыми помещениями нуждающихся граждан, относится к вопросам местного значения, указывает, что в соответствии со статьями 135-138 БК РФ, статей 55, 60, 61 ФЗ от 06.10.32013г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", что для реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (в случаях, когда уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности) предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В связи с чем, в соответствии с Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов", Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов" и Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2013 и плановый 2014 и 2015 годов" городскому округу Тольятти на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2001, 2012 г. и 2013 г. были выделены дотации в размере 124 951 000 руб. 00 коп, которые, по его мнению, покрыли убытки истца на выделение Сачкиной И.В. жилья из муниципального фонда.
Между тем, в приложениях к указанным законам Самарской области, денежные средства для возмещения понесенных истцом расходов, на выделение нуждающимся гражданам жилых помещений из муниципального фонда, не указаны. Кроме того, согласно представленных истцом сведений, средства дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, полученные из бюджета Самарской области в 2011-2013 годах, были направлены на обеспечение первоочередных расходных обязательств, а именно: на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"; на финансирование объектов социальной инфраструктуры, переданной в муниципальную собственность от ОАО "АВТОВАЗ".
Кроме того, субвенции, выделенные из федерального бюджета по договорам N 55/2019-дг/2 от 01.03.2012 г., N 28 от 18.02.2013 г., N 127/640-дг/1 от 22.04.2015 г. в размере 17 820 000 руб. 00 коп. были распределены между 17-ти инвалидам, в числе которых Сачкина И.В. не указана.
Таким образом, убытки понесенные истцом в связи с выделением Сачкиной И.В. по решению суда во внеочередном порядке, жилья, возмещены не были. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно доводы ответчиков отклонил.
Между тем, претензий относительно не поступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Самарской области не поступало.
Иные доводы ответчиков судом первой инстанции правомерно отклонены ввиду изложенных выше обстоятельств.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно исковые требования, предъявленные к субъекту Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области удовлетворены, а в иске к Министерству управления финансами Самарской области правомерно отказано.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2016 года по делу N А55-30672/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30672/2015
Истец: Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти
Ответчик: Министерство Управления Финансами Самарской области, Субъект Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Субъект Российской Фелерации Самарская область в лице Министерства социально-деиографической им семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области