Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2016 г. N Ф09-8963/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А76-28391/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Магнитогорска Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 апреля 2016 года по делу N А76-28391/2015 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Марракеш" - Кузнецова Н.Ю. (доверенность от 15.04.2016) (в судебном заседании 21.06.2015), Петренко Д.Ю. (доверенность от 20.06.2016),
администрации города Магнитогорска Челябинской области - Голеев А.Г. (доверенность от 26.11.2015 N ОДП54/7116).
Общество с ограниченной ответственностью "Марракеш" (далее - заявитель, ООО "Марракеш", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Магнитогорска Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) в выдаче разрешения на строительство административного здания кафе-ресторана на земельном участке с кадастровым номером 74:33:0225001:3062 по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 12, - изложенного в письме от 31.08.2015 N ОДП 80/2526 и обязании администрации города Магнитогорска Челябинской области выдать разрешение на строительство указанного объекта.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.04.2016 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, администрация ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции были сделаны неверные выводы о том, что ООО "Марракеш" к заявлению о выдаче разрешения на строительство административного здания кафе-ресторана, были приложены все необходимые документы, так как данный вывод противоречит норме ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Так, обществом не были представлены: материалы проектной документации (сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства. Кроме того, намерение строительства капитального административного здания кафе-ресторана противоречит ГОСТ Р 50762-2007, постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74. В этой связи администрация правомерно применила положения ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. Помимо данного, арбитражным судом первой инстанции не учтено, что применительно к норме ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, администрация обязана не формально рассматривать представленные документы на предмет их комплектности, но также оценивать содержание представленных документов.
Обществом с ограниченной ответственностью "Марракеш" отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества пояснили, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 21.06.2016 был объявлен перерыв до 28.06.2016.
Рассмотрение апелляционной жалобы продолжено в судебном заседании суда апелляционной инстанции 28.06.2016 после объявленного перерыва.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, 18.03.2013 между администрацией города Магнитогорска Челябинской области (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "РМ-Центр" (арендатором) был заключен договор аренды N 7637, в соответствии с которым администрация предоставляет, а ООО "РМ-Центр" принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов (Ц-1) с кадастровым номером 74:33:0225001:3062, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 12, общей площадью 2209 кв.м. Цель использования участка - для строительства административного здания кафе-ресторана.
На основании договора уступки прав по договору аренды от 11.04.2013, заключенного между ООО "РМ- Центр" и ООО "Марракеш", все права и обязанности по договору аренды от 18.03.2013 N 7637 переданы обществу с ограниченной ответственностью "Марракеш".
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 30.05.2013 N 7130-П утвержден градостроительный план земельного участка N RU 74307000-0000000000002325 по ул. Завенягина Правобережного района г.Магнитогорска.
ООО "Марракеш" 17.08.2015 обратилось в администрацию города Магнитогорска Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания кафе-ресторана по адресу: г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 12.
Письмом от 31.08.2015 N ОДП 80/2526 администрацией в выдаче разрешения на строительство указанного объекта отказано. Данный отказ заинтересованным лицом мотивирован непредставлением обществом с ограниченной ответственностью "Марракеш" документов согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, а именно: "материалы, содержащиеся в проектной документации (предоставленная проектная документация не соответствуют заданию на проектирование: кафе-ресторан. Содержание проектной документации не соответствует названию), а именно сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - сети электроснабжения, газоснабжения. При этом технические условия на газоснабжение не предоставляете, в графической части сеть перечеркнута, точек подключения нет"; "согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции объекта (демонтаж - это реконструкция объекта) (согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.12.2011, сооружение "Сквер в составе: асфальт, бордюры, фонтан" находится в собственности муниципального образования - город Магнитогорск); не представлено разрешение на использование земельного участка на время строительства (временное ограждение частично размещено за пределами предоставленного земельного участка); правоустанавливающие документы на земельный участок, не связанный со строительством (парковочные места расположены за пределами земельного участка); инженерные изыскания предоставлены на соседний земельный участок с кадастровым номером 74:33:0225001:3061; не предоставлены документы, необходимые при строительстве предприятия общественного питания; на земельных участках с кадастровыми номерами 74:33:0225001:3061 и 74:33:0225001:3062 предусмотрено строительство только одного здания.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 12 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1). Применительно к данному, заявителем представлены упомянутые выше, договор аренды земельного участка от 18.03.2013 N 7637, а также договор уступки прав по договору аренды от 11.04.2013. В силу условий Правил землепользования и застройки города Магнитогорска, утвержденного решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 17.09.2008 N 125, зона развития центральных общественных, деловых, коммерческих функций Ц-1 выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства объектов с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения. Разрешается размещение административных объектов регионального, общегородского и местного значения. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является: административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банков. В данном случае ООО "Марракеш" предполагает строительство административного здания кафе-ресторана, а, не кафе-ресторана, - то есть, в соответствии с установленной целью использования земельного участка, и сообразно Правил землепользования и застройки города Магнитогорска, утвержденного решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 17.09.2008 N 125. В этой связи ссылки подателя апелляционной жалобы на ГОСТ Р 50762-2007, и на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не относящиеся к спорному вопросу;
- градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 2).
Применительно к данному, заявителем представлен градостроительный план земельного участка N RU 74307000-0000000000002325 по ул. Завенягина Правобережного района г. Магнитогорска, утвержденный постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 30.05.2013 N 7130-П;
- материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (пункт 3).
В рассматриваемой ситуации заявителем представлена проектная документация на административное здание кафе-ресторана по адресу: г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 12. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка (ч. 1 ст. 48 ГрК РФ). В соответствии с ч. 8 ст. 48 ГрК РФ обязанность по обеспечению подключения построенного объекта возложена на организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставляющие правообладателям земельных участков технические условия и информацию о плате за подключение. МП трест "Водоканал" выданы технические условия от 21.04.2014 N ТУ66-14-131.11 подключения (технического присоединения) объекта заказчика к коммунальным сетям питьевого водоснабжения и бытовой канализации (т. 1, л.д. 112, 113). МП "Горэлектросеть" г. Магнитогорска выданы технические условия на техническое присоединение объекта заказчика к сетям энергоснабжения (т. 1, л.д. 114 - 117). Между ООО "Марракеш" и ООО "Миллхаус Девелопмент-Урал" заключено соглашение о присоединении строящегося ООО "Марракеш" административного здания кафе-ресторана по адресу: г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 12, к сетям газопровода, находящегося в собственности ООО "Миллхаус Девелопмент-Урал" (т. 2, л.д. 16 - 18). В проектной документации также имеется сводный план инженерных сетей (проектируемая хозяйственная фекальная канализация, проектируемый газопровод, проектируемый пожарный питьевой водовод, проектируемая сеть электроснабжения) (т. 1, л.д. 129). Кроме того, согласно п. 8 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, при оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщиком предоставляется схема, отображающая расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, проверка расположения иных сетей при выдаче разрешения уполномоченным органом не осуществляется. Вопрос технологического присоединения объекта капитального строительства к инженерным сетям относится к сфере обязанностей гарантирующих поставщиков энергоресурсов и регулируется законодательством о конкуренции и соответствующими законами. Помимо данного, доказательств того, что объект общества с ограниченной ответственностью "Марракеш" подлежит обязательному подключению к сетям газоснабжения, заинтересованным лицом не представлено, равно как, не представлено доказательств того, что данный объект не может быть использован по назначению при задействовании иных энергетических источников;
- положительное заключение экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 этого Кодекса), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 этого Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса (пункт 4):
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Частью 2 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что государственная экспертиза не проводится, в частности, в отношении проектной документации отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. В рассматриваемой ситуации из содержания заявления на выдачу разрешения на строительство административного здания кафе-ресторана в районе ул. Завенягина, 12 и проектной документации следует, что площадь застройки составляет 1200 кв.м, здание является отдельно стоящим. В связи с этим, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положительное заключение экспертизы проектной документации для строительства административного здания кафе-ресторана в районе ул. Завенягина, 12, не требуется;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 этого Кодекса) (пункт 5).
В данном случае отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при строительстве административного здания кафе-ресторана в районе ул. Завенягина, 12, не предусмотрено;
- согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (пункт 6).
ООО "Марракеш" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания кафе-ресторана в районе ул. Завенягина, 12, а не для реконструкции какого-либо объекта недвижимости, что соответственно не относимо к п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. при выдаче испрашиваемого разрешения на строительство. Вопрос о "сооружении "Сквер в составе: асфальт, бордюры, фонтан", между тем, уже был разрешен в рамках вступившего в законную силу решения Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 10.11.2014 по делу N 2-2485\14 (т. 1, л.д. 13 - 26). В этой связи арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на то, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
ООО "Марракеш" представило в материалы дела подписанное между ним и ООО "РМ-Магнит" 12.06.2015 соглашение N 1, в соответствии с условиями которого ООО "РМ-Магнит" разрешает размещение гостевой парковки заявителя на земельном участке, площадью 808 кв.м, с кадастровым номером 74:33:0225001:3377 (т. 1, л.д. 11, 12).
В связи с этим, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем соблюдены все условия, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на строительство.
При наличии вышеперечисленного арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные обществом.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, также верно установлены фактические обстоятельства, оснований для переоценки которых, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 апреля 2016 года по делу N А76-28391/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28391/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2016 г. N Ф09-8963/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Марракеш"
Ответчик: Администрация города Магнитогорска
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8963/16
09.01.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15598/17
01.11.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8963/16
05.07.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6669/16
18.04.2016 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-28391/15