Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 января 2017 г. N Ф02-5589/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
6 июля 2016 г. |
Дело N А19-21243/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменёва Г.Г., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2016 года по делу N А19-21243/2015 по заявлению Публичного акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ОГРН 1023801428111, ИНН 3807002509, место нахождения: 664020, г.Москва, пр.Ленинградский, 68) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области (ОГРН 1043801433873, ИНН 3810036667, место нахождения: 664040, г.Иркутск, ул.Розы Люксембург, 182) о признании недействительными решения налогового органа N 12-11/49747 от 22.05.2015, решения N 12-11/49752 от 22.05.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; о возврате излишне уплаченной за 2011-2012 гг. суммы земельного налога в размере 173738678 руб., а также начислении и уплаты соответствующей суммы процентов на основании пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 30.04.2015 по день фактического возврата (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ширяева А.В., представителя по доверенности от 01.01.2016,
от заинтересованного лица - Пендиковой А.П., представителя по доверенности от 01.04.2016; Дяденко Т.А., представителя по доверенности от 01.04.2016,
установил:
Публичное акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (далее также - заявитель, налогоплательщик, общество, ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области (далее также - ответчик, налоговый орган, инспекция) N 12-11/49747 от 22.05.2015 и решения N 12-11/49752 от 22.05.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; обязать налоговый орган вернуть излишне уплаченную за 2011-2012 гг. сумму земельного налога в размере 173738678 руб., а также начислить и уплатить соответствующую сумму процентов на основании пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 30.04.2015 г. по день фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2016 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 23.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что обществом неправомерно исключены земельные участки из объектов налогообложения на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ. Спорные земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом, поскольку принадлежат обществу на праве собственности либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, не являются государственной или муниципальной собственностью и в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не относятся к землям, ограниченным в обороте. При этом разрешенное использование для нужд обороноспособности страны и безопасности государства документально не подтверждено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на следующее.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что обществом подтверждено то обстоятельство, что спорные земельные участки не признаются объектом обложения земельным налогом, поскольку являются ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленными налогоплательщику для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Спорные земельные участки используются обществом в производственной деятельности (для эксплуатации производственной базы, площадки "Ф", административного здания, пожарной части, водозабора технической воды) в соответствии с основными видами уставной деятельности.
Принадлежащие обществу земельные участки фактически используются для целей обеспечения обороны и безопасности.
С момента создания предприятия им разрабатывается и изготавливается военная техника, в том числе, для нужд Министерства обороны Российской Федерации; общество является исполнителем государственного оборонного заказа, включено в Перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, а также в Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса; расположенный на территории общества аэродром Иркутск-2 включен в перечень аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.
Судом первой инстанции не учтено, что оформление земельных участков в собственность предприятия осуществлялось в 2009-2010 годах в принудительном порядке в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В законодательстве отсутствует запрет на переход ограниченных в обороте земельных участков в частную собственность. Положения подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению в отношении ограниченных в обороте земельных участков, находящихся как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности, предоставленных и фактически используемых для обеспечения обороны и безопасности государства.
Как до его приватизации (1992-1993) и переоформления земельных участков в собственность (2009-2010), так и после (до настоящего времени) собственником Общества и его имущества, в том числе, земельных участков, является государство через ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", акционером которого является Российская Федерация в лице Росимущества. ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и его дочерние организации задействованы в реализации государственных стратегических программ.
Используемые обществом земельные участки являются ограниченными в обороте, поскольку фактически используются для осуществления им деятельности в области обеспечения и безопасности. При этом, предоставление таких участков для обеспечения обороны и безопасности в границах населенных пунктов не влечет перевода земель в иную категорию земель. Земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования для обеспечения обороны и безопасности.
По мнению общества, вывод суда о непредставлении обществом доказательств того, что именно на земельных участках, находящихся в бессрочном пользовании, размещены объекты, непосредственно используемые в оборонных целях, не соответствует материалам дела. Задействование перечисленных земельных участков в производственно-хозяйственной деятельности общества подтверждено судом.
Судом первой инстанции необоснованно не принята во внимание судебная практика по аналогичным делам. При этом основания для принятия судебных актов по делу N А19-11206/2012 в качестве преюдициальных отсутствуют, поскольку фактическое использование земельных участков в разных налоговых периодах может осуществляться по-разному, соответственно, право на использование льготы по земельному налогу подлежит подтверждению в каждом налоговом периоде и в спорных налоговых периодах оно предприятием подтверждено. При этом, земельные участки были разделены и объединены, их предназначение и фактическое использование после раздела (объединения) изменилось.
Судом не дана оценка доводу общества о нарушении принципа равенства налогоплательщиков-предприятий оборонно-промышленного комплекса, применяющих разные ставки в отношении земельных участков, находящихся в аренде и постоянном (бессрочном) пользовании, и в собственности.
Инспекция доводы апелляционной жалобы оспорила по мотивам, изложенным в отзыве, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.06.2016.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представители инспекции полагали апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по мотивам, приведенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы, заслушав пояснения представителей, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки N 12-11.3/45705 от 06.04.2015 г. Также инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки N 12-11.3/45706 от 06.04.2015 г.
Налоговым органом приняты решения:
* N 12-11/49747 от 22.05.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог за 2011 год в размере 86 877 480 руб.
* N 12-11/49752 от 22.05.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2012 год в размере 86 861 198 руб.
Не согласившись с указанными решениями инспекции, налогоплательщик обжаловал их в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области N 26-13/016732@ от 05.10.2015 решения налоговой инспекции N 12-11/49747 от 22.05.2015 и N 12-11/49752 от 22.05.2015 оставлены без изменения.
Заявитель, считая решения налоговой инспекции незаконными, необоснованными и нарушающими его права и законные интересы, обжаловал их в судебном порядке.
Общество полагает, что материалами дела подтверждено фактическое использование земельных участков для целей обеспечения обороны и безопасности страны, в связи с этим исключение им в 2011-2012 годах земельных участков из объектов налогообложения на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрен принцип платности использования земли. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществом 30.01.2012 в налоговую инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма налога к уплате составила 98 002 443 руб. Обществом 29.12.2014 в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с суммой налога к уплате 11 124 963 руб.
Разница в размере 86 877 480 руб. возникла в связи с исключением налогоплательщиком из объекта налогообложения земельных участков с кадастровыми номерами: 38:36:000008:620; 38:36:000009:2491; 38:36:000008:678; 38:36:000008:619;
38:36:000008:677; 38:36:000008:621; 38:36:000009:2548; 38:36:000008:623; 38:36:000009:2547; 38:36:000008:625; 38:36:000009:2546; 38:36:000008:675; 38:36:000008:746; 38:36:000008:618; 38:36:000008:0015; 38:36:000008:622; 38:36:000010:0021; 38:36:000008:626; 38:36:000009:0030; 38:36:000009:0033; 38:36:000009:0043; 38:36:000008:624; 38:36:000008:676 на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также обществом была представлена первичная декларация за 2012 год от 29.01.2013 г. с исчисленной суммой налога к уплате в бюджет в размере 94 107 078 руб.
Согласно представленной налогоплательщиком уточненной декларации по земельному налогу за 2012 год сумма налога к уплате составила 7 245 880 руб. Разница в сумме 86 861 198 руб. возникла в связи с исключением из объекта налогообложения земельных участков с кадастровыми номерами: 38:36:000008:620; 38:36:000009:2491; 38:36:000009:2548; 38:36:000008:619; 38:36:000009:2547; 38:36:000008:622; 38:36:000009:2546; 38:36:000008:624; 38:36:000008:746; 38:36:000008:626; 38:36:000008:0015; 38:36:000008:677; 38:36:000010:0021; 38:36:000009:0033; 38:36:000009:0030; 38:36:000008:625; 38:36:000009:0043; 38:36:000008:618; 38:36:000008:623; 38:36:000008:678.
Как установлено в ходе камеральных проверок, налогоплательщику на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:618 площадью 2698335 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы.
На данном участке находится цех N 216 - основной аэродром, цех испытания произведенной продукции. Также на участке находятся строения и сооружения: большое серое корпусное здание (корпус N 53 - доводочный ангар), стартовый домик, гараж спецтехники, вышка управления полетами, радиомаяк, трехэтажное здание летно-испытательной станции и прочие производственные и хозяйственные объекты;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:619 площадью 11608 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. Участок выделен из участка с кадастровым номером 38:36:000008:618 под строительство объекта - управление воздушным движением (двухэтажное бело-оранжевое здание незавершенное строительством);
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:620 площадью 12243 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов,3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. Участок выделен под строительство из участка с кадастровым номером 38:36:000008:618. На нем расположена реконструкция корпуса N 53 - участок отработки топливных систем, корпус N 53 Б -участок испытания и отработки топливной системы;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:621 площадью 11960 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке расположен малярно-анодный цех первой очереди (гальванопокрытие). Снят с учета 08.04.2011 г. в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000008:676 и 38:36:000008:621 в земельный участок 38:36:000008:746.
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:622 площадью 20916 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. Участок выделен под строительство. На нем расположен корпус N 1Б механо-сборочного производства, на котором работает строительная техника;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:623 площадью 9950 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке расположена реконструкция очистных сооружений котельной N 1 - серое четырехэтажное кирпичное здание;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:624 площадью 2908 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке расположено серое здание "Склады раскройного отделения" - цех N 1832;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:625 площадью 2562 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке расположено двухэтажное здание с серыми воротами - реконструкция очистных сооружений;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:626 площадью 7637 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, 3. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке расположены металлические емкости серого цвета с топливом - участок слива и хранения авиационного топлива;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:675 площадью 1432 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке находится пристрой к поликлинике Медсанчасти ИАПО, а также желтое здание - пожарная часть цеха N 281. Дата снятия с учета 17.08.2011 в связи с безвозмездной передачей данного земельного участка г. Иркутску;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:676 площадью 14469 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке находится цех малярно-анодного отделения (производится химическая обработка деталей - окраска, сушка, гальванопокрытие). Снят с учета 08.04.2011 г. в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000008:676 и 38:36:000008:621 в земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:746;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:677 площадью 13175 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке находится здание серого цвета - котельная N 1. Также на участке расположено одноэтажное кирпичное здание, стоит гусеничный кран;
- земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:678 площадью 780410 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов, разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы.
На участке расположена основная часть производственных цехов. Главный корпус - это цепь соединенных между собой зданий. Желто-голубое здание - кислородная станция, корпус N 2 - механический цех. Склады, гаражи под производственную технику, брызгальный бассейн, гараж - эллинг, эллинг, мастерские цеха N 47, участок люминисцентного контроля, участок сборочного цеха, инженерный корпус - здание, которое объединяет между собой все производственные корпусы. Также на участке расположено четырехэтажное здание серо-голубого цвета, в котором находятся: отдел кадров, отдел режима, охрана, юридический отдел. На данном земельном участке расположены как объекты в пределах режимной территории, так и вне ее, доступ к которой имеет неограниченное количество людей.
Так, на участке расположено трехэтажное здание Фабрики-Кухни, в котором находятся отделение Сбербанка России, парикмахерская, кулинария, ремонт бытовой техники, изготовление ключей, швейный салон, стоматологический кабинет, пивная "КПП", магазин "Саянский бройлер", магазин "Эконом", магазин "Одежда больших размеров". Со стороны дороги по ул. Новаторов находится кафе "Месси", возле которого расположена неохраняемая стоянка автомобилей. Внутри здания на первом этаже находятся торговые точки по продаже чулочно-носочных изделий, цветов, фотопечать. На втором этаже находится кафе "Иркут". На третьем этаже находится банкетный зал от кафе "Иркут", бильярдный зал и гардеробная;
- земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:746 площадью 26429 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Новаторов. Разрешенное использование - эксплуатация существующей производственной базы. На участке расположен производственный корпус "гальванопокрытие". Здание бело-голубого цвета с пристроем из кирпича и металлическим фасадом, анодно-малярный цех N 34;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:2546 площадью 273053 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, дом 1. Разрешенное использование - для эксплуатации существующей площадки "Ф". На участке находится котельная, корпус здания разноэтажного плана "Цеха заготовительного штамповочного производства" (столярный цех). Также находится ацетиленовая станция, здание литейного цеха, тарный цех для упаковки деталей, штамповочный цех. В деревянном здании расположен энергетический цех. По левую сторону находится котельная, состоящая из углеподачи, котельного цеха, дымовой трубы, склада угля и подъездных путей с расположенными на них вагонами, склад материалов. На территории имеются хозяйственные постройки: компрессорная станция, крановая эстакада, система охлаждения, электроподстанция, насосная станция;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:2547 площадью 14306 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, дом 1. Разрешенное использование - для эксплуатации существующей площадки "Ф". На участке находится пустырь, производственная площадка ничем не занята;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:2548 площадью 4304 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, дом 1. Разрешенное использование - для эксплуатации существующей площадки "Ф". На участке расположены проходные, перед которыми находится автостоянка для транспорта работников завода;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:2491 площадью 7811 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, 1. Разрешенное использование - для эксплуатации существующей площадки "Ф". На участке расположена огороженная автостоянка автомобилей, на которой находится вышка охраны, доступ открыт для неограниченного количества людей, находится вне режимной зоны.
Указанная информация получена налоговым органом на основе сведений, представленных ФГБУ Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области; документов, представленных самим налогоплательщиком, а также протоколов осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 28.10.2011 г. N 1, от 11.11.2011 г. N 2, от 16.11.2011 г. N 3, от 01.03.2012 г. N 4, от 16.03.2015 г.
Также обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат следующие земельные участки:
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:43 площадью 4445 кв.м., расположенный по адресу г. Иркутск, ул. Сибирский партизан, 2. Разрешенное использование - для эксплуатации существующей базы пожарной части. На участке находится двухэтажное белое здание - пожарное депо аварийно-спасательной службы. Внутри расположен гараж со спецтехникой, комната отдыха дежурной смены, спортзал, раздевалка, кухня, а также труба для быстрого спуска. В другом крыле здания расположены жилые помещения (малосемейное общежитие). С обратной стороны здания находятся гаражи;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:30 площадью 4333 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Макаренко, 4. Разрешенное использование - для эксплуатации существующего второго водоподъема. На земельном участке расположен водоподъем второй очереди, где распределяется вода для производственных нужд завода и жилого сектора. За зеленным бетонным забором находится одноэтажное кирпичное здание серого цвета - насосная, земляная насыпь - неиспользуемые накопительные резервуары. На территории находится санитарная лаборатория, где производится экспертиза воды. С одной стороны участок граничит со школой N 34, с другой - со станцией юных натуралистов и жилыми домами;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000010:21 площадью 1923 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, разрешенное использование - для эксплуатации существующего водозабора технической воды. На данном участке расположен водозабор N 1, где осуществляется забор воды из реки Ангара для подачи воды на производственные нужды территории ИАЗ. Огорожен серым бетонным забором с проходной - одноэтажным зданием из красного кирпича с вывеской "Граница поста". В центре расположено круглое здание - насосная, справа - река Ангара, слева - мастерские. За зданием насосной расположена трансформаторная подстанция;
* земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:15 площадью 2796 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Новаторов, 11-А. Разрешенное использование -для существующего административного здания. На участке расположено двухэтажное серое административное здание. Объект расположен рядом с проезжей частью, с одной стороны примыкает к территории завода, с другой к неврологическому отделению Медсанчасти и жилому дому. В здании находится отдел капитального строительства авиазавода. Доступ в здание не ограничен;
- земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:33 площадью 2293 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Муравьева, 14. Разрешенное использование - под существующий учебный комбинат. На участке расположено трехэтажное административное здание - Управление поставками для авиационной техники (бывший учебно-производственный комплекс). Внутри здания расположены кабинеты отделов авиазавода (инженеры, логисты, программисты). Объект находится вне режимной территории, вокруг расположены жилые дома и гаражи.
Указанные земельные участки были предоставлены налогоплательщику на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации производственной территории, т.е. для осуществления производственной деятельности и отнесены к категории земель "земли населенных пунктов".
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, которая действовала в проверяемый период) не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не изъятые из оборота.
Частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Анализ приведенных норм, как правильно указал суд первой инстанции, свидетельствует, что земельные участки, находящиеся в частной собственности, не могут являться ограниченными в обороте и, следовательно, освобождаться от налогообложения. Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Спорные земельные участки в 2011-2012 гг. находились в собственности общества или в постоянном (бессрочном) пользовании общества, следовательно, в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не могут являться ограниченными в обороте и соответственно освобождаться от налогообложения.
Из материалов дела судом установлено, что указанные земельные участки используются обществом в производственной деятельности, для эксплуатации производственной базы, площадки "Ф", административного здания, пожарной части, водозабора технической воды. Из ответа Управления Росреестра по Иркутской области следует, что разрешенное использование земельных участков не содержит сведений о предоставлении их для обеспечения обороны и безопасности, поэтому основания для признания их ограниченными в обороте отсутствуют.
Суд первой инстанции правильно указал то, что в материалы дела не представлены доказательства в подтверждение обращения заявителя в соответствующие государственные органы с заявлением о переводе вышеуказанных земельных участков в категорию земель, ограниченных в обороте, а также доказательства того, что ранее спорные земельные участки были ограничены в обороте.
Земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и безопасности".
Как указывает заявитель в заявлении и апелляционной жалобе, ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" включено в Перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации; Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Также общество является исполнителем государственного оборонного заказа. Доля Российской Федерации в уставном капитале общества составляет 78% (через ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", акционером которого является Российская Федерация в лице Росимущества).
Согласно уставу общества к основным видам его деятельности относятся: разработка, производство, ремонт, испытание, реализация авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; деятельность по обеспечению полетов; аэропортовая деятельность; деятельность по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации; деятельность по обеспечению авиационной безопасности на аэродроме Иркутск-2, а также иные виды деятельности.
В проверяемый период общество также имело лицензии на разработку вооружения и военной техники, производство вооружения и военной техники, ремонт вооружения и военной техники, производство и ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения. На территории общества расположен аэродром Иркутск-2, который включен в перечень аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.
По мнению общества, указанные обстоятельства подтверждают, что деятельность налогоплательщика направлена на обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, а имеющиеся в собственности общества объекты недвижимого имущества, расположенные на спорных земельных участках, используются им в вышеуказанных целях.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения доводов заявителя соглашается с оценкой суда первой инстанции, посчитавшим, что приведенные заявителем обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о том, что земельные участки фактически используются именно для обеспечения обороны и безопасности страны и являются ограниченными в обороте. Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено иных случаев, когда допускается ограничение оборота земельных участков, принадлежащих иным собственникам, в частности, хозяйственным обществам. Разрешенное использование данных земельных участков не содержит сведений о предоставлении их для обеспечения обороны и безопасности.
Обществом не представлено доказательств того, что именно на земельных участках, находящихся в бессрочном пользовании, размещены объекты, непосредственно используемые в оборонных целях. Сам факт задействования данных земельных участков в производственно-хозяйственной деятельности общества указанные обстоятельства не подтверждает.
Судом учтено, что общество является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на получение прибыли. Согласно пункту 2.1 устава ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" основной деятельностью общества является извлечение прибыли и наиболее эффективное ее использование для экономического и социального развития общества.
Непосредственного участия Российской Федерации в уставном капитале общества не установлено.
Выполнение налогоплательщиком оборонного заказа не подтверждает участие государства в управлении обществом. Согласно статье 4 Федерального закона N 213-ФЗ от 27.12.1995 головным исполнителем (исполнителем) оборонного заказа могут быть на равных основаниях организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим деятельность по выполнению оборонного заказа.
При установленных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод, что вышеперечисленные земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом, поскольку принадлежат обществу на праве собственности либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, не являются государственной или муниципальной собственностью и в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не относятся к землям, ограниченным в обороте. При этом разрешенное использование для нужд обороноспособности страны и безопасности государства документально не подтверждено.
Аналогичная позиция изложена в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-13873/12 от 23.10.2012, N ВАС-9415/13 от 29.07.2013.
Судом также установлено, что ранее обществом была представлена уточненная налоговая декларация за 2009 год с суммой налога к уменьшению в связи с исключением из объекта налогообложения земельных участков, которые, по мнению общества, подлежат исключению из объекта налогообложения земельным налогом. Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, по результатам которой инспекцией принято решение N 01-17/29713 от 05.12.2011 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его недействительным. Решением арбитражного суда по делу N А19-11206/2012 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Определением N ВАС-9415/13 от 29.07.2013 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче дела N А19-11206/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора. Как указано в названном определении, с момента перехода права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000008:20, 38:36:000009:2490, 38:36:000009:2491 к обществу, у последнего возникает обязанность по уплате земельного налога, поскольку, выбыв из муниципальной собственности, земельные участки перестали быть ограниченными в обороте в смысле, придаваемом статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000009:0043, 38:36:000010:0021, 38:36:000009:0030, 38:36:000009:0033, принадлежащих налогоплательщику на праве постоянного (бессрочного) пользования, установлено, что указанные земельные участки, как и объекты основных средств, расположенных на них, в целях обеспечения обороны и безопасности обществом не используются, не являются ограниченными с обороте, в связи с чем относятся к объектам налогообложения.
На основании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на те обстоятельства, что земельные участки были в последующем разделены и объединены, не подтверждает довод общества об отсутствии оснований для принятия обстоятельств, установленных по делу N А19-11206/2012, в качестве преюдициальных, поскольку заявителем не представлено соответствующих доказательств и из материалов дела не следует, что фактическое использование спорных земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в рассматриваемых налоговых периодах изменилось.
Довод общества о нарушении принципа равенства налогоплательщиков -предприятий оборонно-промышленного комплекса, при установленных по делу обстоятельствах того, что спорные земельные участки не относятся к землям, ограниченным в обороте, несостоятелен.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание, поскольку обстоятельства приведенных дел не аналогичны обстоятельствам по рассматриваемому делу.
При установленных обстоятельствах и действующем правовом регулировании у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований общества о признании оспариваемых решений инспекции незаконными и возврате излишне уплаченного земельного налога с начислением процентов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2016 года по делу N А19-21243/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21243/2015
Истец: ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5589/16
21.12.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7032/16
06.07.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2990/16
20.04.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21243/15