Публикуемая Директива принята в контексте общей транспортной политики ЕС (статья 71 раздела V "Транспорт" части третьей "Политика Сообщества" Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г.) и мероприятий ЕС по созданию на всем его пространстве трансъевропейских сетей в области транспортной, а также энергетической и телекоммуникационной инфраструктур (статья 156 раздела XV "Трансъевропейские сети" части третьей того же Договора).
Нормы Директивы призваны обеспечить способность железных дорог государств-членов Европейского сообщества и Европейского Союза к надежному и качественному совместному функционированию в рамках "трансъевропейской железнодорожной системы" (обычной и высокоскоростной), которая, в свою очередь, базируется на общих принципах проектирования, конструирования, ввода в эксплуатацию, модернизации, обновления, эксплуатации и технического обслуживания ее разнообразных элементов. Указанная способность получила в Директиве юридическое обозначение термином "функциональная совместимость", дословно - "межоперабельность (межфункциональность)", или "оперативная (операционная) совместимость" (франц.: interoperabilite; англ.: interoperability; нем.: Interoperabilitat; болг.: оперативна съвместимост).
Для достижения функциональной совместимости Директива предусматривает широкий комплекс мероприятий нормативного, организационного, административного и технического характера. К ним относятся, в частности: установление единообразных "существенных требований" к железнодорожной системе и ее элементам, разработка на уровне ЕС "технических спецификаций для функциональной совместимости (ТСФС)", гармонизированные процедуры проверки, установления соответствия требованиям и годности к использованию элементов железнодорожной системы, порядок присвоения единицам подвижного состава общего европейского номера ("европейского номера единицы подвижного состава") и ведения национальных и европейских реестров, включая "европейский реестр разрешенных типов единиц подвижного состава", и т.д.
Важная роль в реализации положений Директивы отводится Европейской комиссии, а также специализированному экспертному учреждению ЕС в железнодорожной сфере - Европейскому железнодорожному агентству, созданному и функционирующему на основании специального законодательного акта Европейского парламента и Совета Европейского Союза (см. пункт "у" статьи 2 "Определения" Директивы).
Нормативные предписания Директивы вводятся в действие постепенно:
- многие из них уже были включены (трансформированы) в законодательство государств-членов, поскольку содержались в ранее принятых актах ЕС по вопросам функциональной совместимости обычной и высокоскоростной железнодорожной системы, а также (частично) в Директиве 2004 г. о железнодорожной безопасности. Эти акты полностью или в части отменены настоящей Директивой и подвергнуты кодификации в ее тексте (см. пункты 1, 40, 56 преамбулы, статью 40 "Отмена" и приложения X - XI);
- для остальных положений Директивы, являющихся новеллами по отношению к ранее установленным правилам ЕС, срок трансформации в законодательство государств-членов установлен до 19 июля 2010 г. (см. статью 38 "Трансформация");
- наконец, предусмотрено постепенное распространение действия "технических спецификаций для функциональной совместимости", принимаемых в дополнение настоящей Директивы, на всю железнодорожную систему, при сохранении за государствами-членами права прибегать к изъятиям в отдельных, строго определенных случаях (см. параграф 4 статьи 1 "Цель и сфера применения", статью 8 "Расширение сферы применения ТСФС" и статью 9 "Изъятия").
к.ю.н. Четвериков А.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.