Настоящая Директива устанавливает правила в отношении средств индивидуализации товаров (товарные знаки) и услуг (знаки обслуживания), которые производятся (оказываются) на территории всех 27 государств - членов Европейского сообщества и Европейского Союза. И те, и другие выступают в ЕС единым видом промышленной собственности, обозначаемым в оригинале Директивы термином "знак" (или "торговый знак")*.
Подпадающие под действие настоящей Директивы товарные знаки и знаки обслуживания (в том числе коллективные, гарантийные и сертификационные знаки) представляют собой национальные знаки, т.е. знаки, регистрация которых производится согласно законодательствам отдельных государств-членов ЕС (для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга регистрация осуществляется в общем для трех стран "Ведомстве Бенилюкса по интеллектуальной собственности").
Именно в целях устранения существенных различий в содержании этих законодательств, мешающих нормальному функционированию единого экономического пространства ЕС ("внутреннего рынка" Сообщества), в конце 1980-х годов была принята первая Директива 89/104/ЕЭС о сближении законодательств государств-членов в отношении товарных знаков и знаков обслуживания. Текст Директивы 89/104/ЕЭС впоследствии подвергался пересмотру и, в итоге, был заменен настоящей Директивой, являющейся ее кодифицированной редакцией.
В новой Директиве, как и в ее предшественнице, содержатся единообразные (гармонизированные) предписания о товарных знаках и знаках обслуживания, которые подлежат включению в законодательство всех государств - членов ЕС. Они касаются, в частности, таких вопросов, как понятие и формы знаков, основания отказа в их регистрации или признания недействительными, юридическая сила знаков и права их обладателей, предоставление лицензий на знаки и правовые последствия неиспользования знаков их обладателями.
В Директиве нашел отражение воспринятый из судебной практики Суда Европейских сообществ принцип "исчерпания права, предоставляемого знаком" (статья 7). Согласно данному принципу обладатель товарного знака, хотя и пользуется исключительным правом на свой зарегистрированный знак, тем не менее, не может препятствовать использованию последнего другими лицами в отношении товаров, которые были ранее введены в оборот под этим знаком им самим или с его согласия.
По сравнению с аналогичным принципом, закрепленным в российском законодательстве (статья 1487 "Исчерпание исключительного права на товарный знак" Гражданского кодекса РФ), принцип исчерпания в настоящей Директиве распространяет силу на территорию сразу всех государств-членов ЕС, т.е. на Европейское сообщество и Европейский Союз в целом.
Положения настоящей Директивы не затрагивают право хозяйствующих субъектов осуществлять непосредственно "европейскую" регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания в специализированном агентстве ЕС - Ведомстве по гармонизации на внутреннем рынке. Подобные "знаки Сообщества" регулируются особым законодательным актом ЕС ("Регламент (ЕС) N 40/94 Совета от 20 декабря 1993 г. о товарном знаке и знаке обслуживания Сообщества") и пользуются автоматическим признанием на всей территории Европейского Союза. Они служат полезной альтернативой национальным знакам, которые остаются под действием законодательства отдельных государств-членов, приведенного в соответствие с настоящей Директивой и уместными международными договорами в области промышленной собственности (в частности, Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. и Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г.).
к.ю.н. Четвериков А.О.
------------------------------
* Дословно: "марка" (или "торговая марка"): франц.: marque; нем.: Marke; англ.: trade mark.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.