Директива Совета 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, незаконно вывезенных с территории государств-членов
Определение правового режима торговли "культурными товарами" (товарами культурного назначения) имеет в своей основе несколько вопросов. Первый из них - что следует считать "культурными товарами". Второй - в какой степени на торговлю "культурными товарами" распространяется свобода передвижения товаров. Третий вопрос - как соотносится понятие "культурные товары" с понятием "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Ответы на эти вопросы дают нормативные акты Сообщества и судебная практика.
Регламент Совета (ЕС) N 116/2009 от 18 декабря 2008 г. об экспорте товаров культурного назначения и Директива Совета 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов противоправно вывезенных с территории государств-членов являются основными актами Европейского Союза в сфере регулирования оборота товаров культурного назначения, их экспорта и возвращения в случае незаконного перемещения за границу.
Регламент Совета (ЕС) N 116/2009 от 18 декабря 2008 г. об экспорте товаров культурного назначения своими положениями заменил регулировавший эту сферу ранее Регламент 3911/92 от 9 декабря 1992 г. об экспорте культурных товаров*(1). Была проведена кодификация действовавших положений в данной сфере. Все существующие ссылки на Регламент 3911/92 следует считать ссылками на Регламент Совета (ЕС) N 116/2009.
Понятие "культурные товары" (товары культурного назначения) дается в Регламенте 116/2009. Согласно ст. 1 Регламента "культурными товарами" (товарами культурного назначения) признаются все культурные объекты, перечисленные в Приложении к Регламенту 116/2009. Приложение перечисляет различные категории культурных объектов - книги, карты, средства транспорта, картины и др., определяя их принадлежность к "культурным товарам" на основе временного критерия. Так, к "культурным товарам" относятся: книги, изданные более 100 лет назад, карты, нарисованные более 200 лет назад, транспортные средства, выпущенные более 75 лет назад и т.д. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, очевидно одно - не каждый объект культуры является "культурным товаром" в смысле права ЕС.
Регламент 116/2009 определил, что экспорт "культурных товаров" за пределы Сообщества осуществляется на основе экспортных лицензий, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов.
Куда более сложный вопрос состоит в том, должна ли на торговлю "культурными товарами" внутри Сообщества в полной мере распространяться ст. 23 Договора о ЕС (бывшая ст. 30), закладывающая принцип свободного движения товаров. Проблему создает толкование положения ст. 30 Договора о ЕС (бывшей ст. 36), позволяющего вводить ограничения свободы передвижения товаров в целях защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность. Государства-члены долгое время пытались как можно шире истолковать данную оговорку, свести ее к понятию "защита культурных ценностей". Однако Суд не решался подтвердить подобную трактовку. В частности, в своем Решении 1984 г. по объединенному делу Cinetheque Суд отметил следующее: "Проблема очень деликатная. С одной стороны, очевидно, что защита культуры является важнейшей задачей, заложенной в праве Сообщества, и без сомнений охватываемой исключениями, в соответствии со ст. 36 относящимися к защите национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность. С другой стороны, вынести целый сектор коммерческой активности за пределы ст. 30 на основе того, что она является производством культурных товаров, немыслимо. Более того, понятие "культура" чрезвычайно сложно определить"*(2). Позиция Суда вполне понятна: в отсутствии определения понятия "культурные товары", широкое толкование положения ст. 30 Договора о ЕС привело бы к распространению оговорки на все культурные объекты, что само по себе не оправдано.
Тем не менее, Суд оставил без разрешения вопрос о соотношении понятий "культурные товары" и "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Эта проблема была разрешена Директивой 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов противоправно вывезенных с территории государств-членов. В Приложении к Директиве перечисляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем "культурных товаров", приведенным в Приложении к Регламенту 116/2009.
Соответственно, на торговлю "культурными товарами" распространяется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом, не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признается правом ЕС в качестве "культурного товара".
Калиниченко П.А.
------------------------------
*(1) OJ 1992 L 395/1.
*(2) Case 60&61/84, Cinetheque, [1985] ECR 2605.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.