г. Вологда |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А66-17993/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Журавлева А.В. и Козловой С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вершининой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Тверская шелкоткацкая фабрика" Акиньшина Олега Алексеевича на определение Арбитражного суда Тверской области от 05 мая 2016 года по делу N А66-17993/2014 (судья Шабельная И.В.),
установил:
определением суда от 09.12.2014 принято к производству заявление закрытого акционерного общества "Тверская шелкоткацкая фабрика" (ОГРН 1026900530183, ИНН 6904003101, далее - Фабрика, должник) о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 10.03.2015 (резолютивная часть объявлена 04.02.2015) в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим должника утвержден Акиньшин Олег Алексеевич (член некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих "Дело").
Сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликованы в газете "Коммерсант" от 14.02.2015 N 26.
Решением суда от 30.07.2015 (резолютивная часть объявлена 22.06.2015) Фабрика признана несостоятельной (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Акиньшин О.А.
Сведения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "КоммерсантЪ" от 18.07.2015 N 127.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - уполномоченный орган) 08.09.2015 обратилась с заявлением о включении в реестр требований кредиторов Фабрики (далее - реестр) требования в сумме 43 854 594 руб. 41 коп.
Определением суда от 05.05.2016 в отдельное производство выделено требование уполномоченного органа в сумме 6 140 461 руб. 05 коп., в том числе по оплате дополнительных расходов пострадавшим в сумме 5 911 852 руб. 26 коп., и в размере 228 608 руб. 79 коп. по гражданке Аверьяновой Т.Н.
Определением суда от 05.05.2016 признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование уполномоченного органа в сумме 37 714 133 руб. 36 коп. задолженности перед Фондом социального страхования, в том числе 37 714 133 руб. 36 коп. задолженности по уплате капитализированных платежей.
Конкурсный управляющий Акиньшин О.А. с вынесенным определением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять новый судебный акт. В жалобе её податель ссылается на то, что суд неправомерно включил в реестр начисленные Фондом социального страхования выплаты лицам старше восьмидесяти лет и в отношении лица, которое на момент обращения уполномоченного органа в суд с требованием о включении в реестр снято с регистрационного учета в связи со смертью.
От уполномоченного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором уполномоченный орган просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя конкурсного управляющего, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Указанные требования направляются в арбитражный суд и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Требования включаются арбитражным управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Статьями 3, 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд. Внесение указанных платежей на счет Фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
Во исполнение пункта 2 названного постановления постановлением Фонда от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей (далее - Методика), положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд.
В соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании. Сама Методика базируется на нормативном методе исчисления названных платежей и предусматривает использование коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (наиболее вероятных) периодов капитализации, нормативов формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (далее - Постановление N 57) и в абзаце втором пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" установлено, что требование по капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о страховании, является обязательным платежом, предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом и относится к третьей очереди удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в подтверждение обоснованности предъявленного требования уполномоченный орган представил расчет, выполненный государственным учреждением - Тверским региональным отделением Фонда с применением Методики.
Согласно данному расчету сумма капитализированных платежей 37 714 133 руб. 36 коп. предназначена для обеспечения после ликвидации должника страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работникам Общества, являющимся получателями страховых выплат (застрахованным лицам).
Из представленных в материалы дела документов следует, что Фабрика является страхователем по обязательному социальному страхованию от профессиональных заболеваний пострадавших (205 человек), перечисленных в заявлении уполномоченного органа.
Поскольку Фабрика является в данном случае страхователем, она обязана внести страховщику капитализированные платежи по обязательному социальному страхованию от профессиональных заболеваний пострадавших (205 человек).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы конкурсного управляющего о неправомерности начисления выплат Барановой Нине Александровне в связи с её смертью.
Как указывалось выше, возмещение вреда осуществляется Фондом социального страхования в порядке, предусмотренном названным Законом о социальном страховании. Застрахованный и иные лица, имеющие право на получение страховых выплат (лица, потерявшие кормильца, и др.), вправе обратиться с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая (пункт 2 статьи 15 Закона о социальном страховании).
Формирование средств на осуществление упомянутого вида социального страхования осуществляется за счет различных источников, в том числе страховых взносов, уплачиваемых работодателями на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, начисляемых на них штрафов и пеней (пункт 1 статьи 20 Закона о социальном страховании).
В случае ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, капитализированные платежи, которые также являются одним из источников формирования средств государственного социального страхования (пункт 1 статьи 20, пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании).
При этом ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд социального страхования как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Ранее отмечалось, что требование публично-правового образования, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к признанному банкротом должнику-страхователю о выплате капитализированных платежей, основанное на пункте 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди об уплате обязательных платежей; согласия гражданина на предъявление указанного требования уполномоченным органом не требуется.
Ликвидационная процедура юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, начинается с момента признания его банкротом и открытия конкурсного производства. Поэтому в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления капитализация повременных платежей не производится.
Фонд социального страхования утвердил Методику расчета размера капитализируемых платежей.
В соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании. Сама Методика базируется на нормативном методе исчисления названных платежей и предусматривает использование коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (наиболее вероятных) периодов капитализации, нормативов формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Ни Закон о социальном страховании, ни принятые во исполнение этого Закона правовые акты не содержат положений, согласно которым объем публичных по своей сути обязательств ликвидируемого должника по уплате капитализированных платежей - одного из источников формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - подлежит изменению в ходе процедуры конкурсного производства. При этом в период данной процедуры могут изменяться факторы, влияющие как в большую, так и в меньшую сторону на размер капитализируемых платежей (такие как фактический возраст потерпевшего; нуждаемость его в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; степень утраты профессиональной трудоспособности; индексация ежемесячной страховой выплаты; дожитие).
Применение такого единого для всех ликвидируемых страхователей нормативного метода расчета капитализированных платежей на день открытия конкурсного производства с использованием величин ожидаемых страховых возмещений обеспечивает устойчивость всей финансовой системы государственного обязательного социального страхования, которая достигается за счет эквивалентности гарантированного гражданам страхового обеспечения общему объему средств обязательного социального страхования (статья 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Таким образом, в момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном страховании обязательных капитализированных платежей. Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит.
Доводы конкурсного управляющего о неправильности расчета требований уполномоченного органа, со ссылкой на положения статьи 135 Закона о банкротстве и возможности капитализации только повременных платежей в отношении пострадавших лишь до 80 лет, апелляционный суд отклоняет в связи со следующим.
Разъяснения, изложенные в статье 135 Закона о банкротстве к рассматриваемой ситуации неприменимы, поскольку в рамках настоящего обособленного спора речь идет о капитализации платежей в отношении граждан, являющихся застрахованными, при условии, что размер возмещения вреда не превышает установленное законодательством Российской Федерации обеспечение по страхованию, исходя из положений, определенных Законом о социальном страховании. Указанные в заявлении уполномоченного органа граждане (205 человек) не утратили своей гражданской правоспособности и статуса, соответствующие локальные акты (приказы) Фонда социального страхования о назначении гражданам страховых выплат, справки-расчеты издавались и издаются по настоящее время, что получило дополнительное документальное подтверждение при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что определение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено. Апелляционная жалоба конкурсного управляющего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 05 мая 2016 года по делу N А66-17993/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Тверская шелкоткацкая фабрика" Акиньшина Олега Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шумилова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-17993/2014
Должник: ЗАО Тверская шелкоткацкая фабрика
Кредитор: ЗАО Тверская шелкоткацкая фабрика
Третье лицо: ГУ-Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, к/у Акиньшин Олег Алексеевич, к/у ЗАО "Тверская шелкоткацкая фабрика" Акиньшин Олег Алексеевич, ООО "СнабТорг", Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Брежнев Александр Николаевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области, МУП "Тверьспецавтохозяйство", НП "СРО НАУ "ДЕЛО" п. а., НП "СРО НАУ "ДЕЛО" ю. а., ОАО "Тверьэнергосбыт", ООО "Тверь Водоканал", ООО "Тверьтепло", ПАО ММЭС "Ростелеком" - Тверской филиал "Центр", Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области