г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А21-8284/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от третьих лиц: 1. Горшкова А.Г. по доверенности от 20.01.2015,
2. Хлебниковой М.В. по доверенности от 30.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13267/2016) ООО "Балтнива" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2016 по делу N А21-8284/2015 (судья Талалас Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Балтнива"
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в К/о
3-е лицо: Министерство Обороны РФ, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ
о признании незаконным отказа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтнива" (ОГРН 1023901003961, место нахождения: 238210, Калининградская область, г. Озерск, ул. Московская, 9) (далее - ООО "Балтнива", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1043902802030, место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, 27, далее - Урпавление Росимущества по Калининградской области, заинтересованное лицо) утвердить схему расположения земельного участка.
В качестве восстановления нарушенного права просит обязать Управление Росимущества в Калининградской области утвердить приложенную к заявлению схему расположения земельного участка площадью 459846 кв.м., в Калининградской области, Правдинский район, пос. Крылово для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости ООО "Балтнива".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное казенное учреждение Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от 28.03.2016 в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Балтнива" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, вывод суда о несоответствии площади испрашиваемого земельного участка не соответствует материалам дела.
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Представители Министерства и Учреждения в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
ООО "Балтнива" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в К/о, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Балтнива" является собственником следующих объектов бывшего военного городка, расположенного по адресу: Калининградская область, Черняховский район, пос. Красный Октябрь, ул. Школьная, д. 8:
- нежилое здание - склад - мастерская, литер Д, общей площадью 350 gg (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348315, вы| 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - склад - казарма, литер 3, общей площадью 910, 2 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348316, выдано 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - склад - ГСМ, литер В, общей площадью 2,0 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348317, выдано 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - КПП, литер К, общей площадью 13,0 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348318, выдано 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - свинарник, литер Ж, общей площадью 109,8 кв.м (свидетельство 9 государственной регистрации права 39-АА N 348319, выдано 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - хозблок-склад, литер Е, общей площадью 355,5 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348320, выдано 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - КПП, литер А, общей площадью 14,6 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348321, выдано 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - штаб, литер И, общей площадью 836,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348322, выдано 17.02.2006 г.);
- нежилое здание - гараж на 50 машин, литер Б, общей площадью 2387,4 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 348323, выдано 17.02.2006 г.).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:13:020003:0002, площадью 1 272 000 кв.м. с категорией: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения, являющемя собственностью Российской Федерации и закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования за 1986 Отделением морской инженерной службы Балтфлота (далее -1986 ОМИС) с разрешенным использованием - для нужд обороны.
28.09.2015 Общество обратилось в Управления Росимущества по Калининградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 526 140 кв.м., сформированного для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости ООО "Балтнива", и принятии решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Балтнива".
Письмом от 02.11.2015 N 5276 Управления Росимущества отказало в удовлетворении заявления Общества и указало на отсутствие полномочий по распоряжению землями, находящимися в ведении Министерства обороны, отсутствие согласия землепользователя земельного участка, из которого при разделе образуется спорный земельный участок, а также на несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка и объектов недвижимого имущества, расположенных на нем.
Полагая, что данный отказ Управления ООО "Балтнива", не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, которая регламентирована нормами, содержащимися в статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктами 3 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 11.10 Земельного кодекса подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Общество просило утвердить схему земельного участка площадью 526 140 кв.м, который образован из земельного участка с кадастровым номером 39:13:020003:2, площадью 1 272 000 кв.м.
Суд первой инстанции, оценив представленную Обществом схему расположения земельного участка, обоснованно указал на то, что данный документ не содержит указания на площадь образованного земельного участка. Кроме того, из представленных в материалы дела документов невозможно установить какими исходными данными руководствовался заявитель, определяя площадь испрашиваемого земельного участка в размере 526140 кв.м с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований технических регламентов, СНиП, расчетов, предусмотренных для выбранной им цели использования земельного участка и с учетом целевого назначения объектов, принадлежащих на праве собственности Обществу, их фактического использования, что так же влияет на определение площади участка.
Из представленных Обществом документов не следует, что для эксплуатации принадлежащих ему объектов необходим земельный участок площадью 526140 кв.м.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно посчитал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на применении норм действующего законодательства, установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2016 по делу N А21-8284/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8284/2015
Истец: ООО "Балтнива"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в К/о
Третье лицо: Министерство Обороны РФ, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ