г. Ессентуки |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А25-1495/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.03.2016 по делу N А25-1495/2015 (судья Дышекова А.С.),
по заявлению Акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (ОГРН 1020900510784, ИНН 0901000327),
к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721840, ИНН 0901023652)
об оспаривании действий (бездействия) и обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя,
третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" (ОГРН 1020900507320, ИНН 0901038610),
в судебном заседании участвуют: от Акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" - Заубидов З.К. по доверенности от 09.02.2016,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, казначейство) по неисполнению платежных документов, представленных филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике", для оплаты задолженности по исполнительным листам, должником по которым является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" и обязать управление принимать к исполнению заявки на кассовый расход для оплаты денежного обязательства, возникшего на основании исполнительного документа (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" (далее - третье лицо, учреждение).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.03.2016 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установленные судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, свидетельствуют о законности оспариваемых действий (бездействия) и об отсутствии в данном случае нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 19.09.1996 Администрацией города Черкесска. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике 13.11.2002 (ОГРН 1020900510784). Согласно листу записи из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.07.2015 изменена организационно-правовая форма с "Открытого акционерного общества" на "Непубличное акционерное общество", изменено наименование с Открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" на Акционерное общество "Карачаево - Черкесскэнерго".
Обществом в течение 2011-2015 годов на исполнение в управление направлялись исполнительные листы Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республике о взыскании с учреждения сумм задолженности за потребленную электроэнергию, возникшую из деятельности семи филиалов учреждения, в частности: заявление от 04.08.2014 N 25-1206 с исполнительным листом серии АС N 005366590, выданным 31.10.2013 Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-836/2013 о взыскании 2 138 588 руб. 24 коп. (остаток); заявление от 06.08.2014 N 25-1227 с исполнительным листом серии АС N 004531857, выданным 30.04.2014 Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-2271/2013 о взыскании 1 277 372 руб. 72 коп. и госпошлины в размере 5 000 руб.; заявление от 06.08.2014 N 25-1232 с исполнительным листом серии АС N 004531726, выданным 27.06.2014 Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-442/2014 о взыскании 1 946 565 руб. 13 коп. и госпошлины в размере 32 144 руб. 21 коп.; заявление от 09.09.2014 N 1495 с исполнительным листом серии АС N 004930583, выданным 27.08.2014 Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-909/2014 о взыскании 2 408 218 руб. 95 коп. и госпошлины в размере 10 000 руб.; заявление от 09.09.2014 N 1494 с исполнительным листом серии АС N 004930584, выданным 27.08.2014 Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-909/2014 о взыскании 335 745 руб. 72 коп. и госпошлины в размере 4 000 руб.; заявление от 21.10.2014 N 1850 с исполнительным листом серии АС N 004930864, выданным 15.10.2014 Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1443/2014 о взыскании 1 831 530 руб. 20 коп. и госпошлины в размере 6 315 руб. 30 коп.
У учреждения и его филиалов имеются лицевые счета, открытые в казначействе.
Считая, что действия управления по неисполнению заявок на кассовый расход, поданных филиалом, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, в связи со следующим.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с абзацем третьим п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
Согласно положениям статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в структуру бюджетного законодательства Российской Федерации входит как названный Кодекс, так и иные федеральные законы, регулирующие правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ. При этом федеральные законы, предусмотренные ст. 2 БК РФ, не могут противоречить данному Кодексу.
В силу п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с гл. 24.1 БК РФ и Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
В соответствии с пп. 1 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, в соответствии с пп. 2 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.
В соответствии с пп. 5 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пп. 2 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, в соответствии с пп. 6 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением взыскателя.
Бюджетное учреждение - должник в соответствии с пп. 7 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В соответствии с пп. 11 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступивший в законную силу судебный акт и выданный на его основании исполнительный документ являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению.
На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федеральным казначейством" (далее - Порядок N 24н) на обособленное подразделение получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, указанное в их учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств (получателем бюджетных средств, осуществляющим операции со средствами во временном распоряжении, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств (получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), и обязанностью ведения бюджетного учета (далее - обособленное подразделение), распространяются, соответственно, положения настоящего порядка, регламентирующие вопросы в отношении получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (пункт 2.2).
Пунктом 42 Порядка N 24н определены особенности открытия лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса - дополнительно обособленное подразделение представляет ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение. При этом обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его участнику бюджетного процесса.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что в структуру учреждения входят семь филиалов, которые имеют в органах казначейства лицевые счета.
На запрос общества от 29.04.2015 N 01/1363, управление письмом от 29.05.2015 N 79-09-1414-1212 (т.1 л.д.15-16) разъяснило со ссылкой на ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, Порядка N 24н, пп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", письмо Федерального казначейства от 24.06.2015 N 09-03-03/76, что заявки на кассовый расход для оплаты денежного обязательства, возникшего на основании исполнительного документа, должником по которому является клиент органа казначейства - учреждение, поданные клиентом органа казначейства - филиалом учреждения, не подлежат исполнению территориальными органами казначейства.
Согласно письму казначейства от 24.06.2015 N 09-03-03/76 (т.1 л.д.13- 14), направленному в ответ на запрос общества от 18.05.2015 N 139 - АК, исполнительные документы предъявлены в управление по месту открытия лицевого счета учреждения, соответственно, платежный документ на перечисление средств для полного или частичного исполнения исполнительного документа должно представить именно учреждение, а не его филиал.
В рассматриваемом случае ни заявителем, ни третьим лицом в материалы дела не представлены доказательства обращения филиала учреждения в управление с заявками на кассовый расход для оплаты денежных обязательств, возникших на основании исполнительных документов, должником по которому является учреждение. Также не представлены доказательства того, что в исполнении поданных филиалом заявок на кассовый расход управлением было отказано.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у филиалов учреждения отсутствуют правовые основания по самостоятельному распоряжению имуществом учреждения по оплате исполнительных листов, должником по которым выступает учреждение.
Таким образом, заявки на кассовый расход для оплаты денежного обязательства, возникшего на основании исполнительного документа, должником по которому является клиент органа казначейства - учреждение, поданные клиентом органа казначейства - филиалом учреждения, не подлежат исполнению территориальными органами Федерального казначейства.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал на то, что обращение общества в арбитражный суд с настоящим заявлением не является обращением за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов по смыслу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие о безусловном нарушении его прав и законных интересов, как заявителя по делу об оспаривании действий (бездействия) государственного органа, указанные в ходе рассмотрения дела заявителем обстоятельства сами по себе об этом не свидетельствуют.
Между тем, в подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания ненормативного правового акта, совершения действий (бездействия), которые в результате действия оспариваемого акта, совершения действий (бездействия), в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, нарушающих его законные интересы, тогда как учреждение, являясь юридическим лицом, вправе в порядке ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов самостоятельно.
Принимая во внимание, что указанные заявителем нарушения прав носят лишь вероятностный характер и не подтверждены соответствующими доказательствами, в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ исключается возможность защиты прав, ограничение и нарушение которых не наступило в результате совершения действий (бездействия) управления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.03.2016 по делу N А25-1495/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1495/2015
Истец: ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике", ОАО "ГорЭлектроСбыт", Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике