г. Томск |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А45-23521/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: Т.В. Павлюк, Л.Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Половников Г.Б. - доверенность от 23.07.15
от заинтересованного лица: Евсюков Б.Б. - доверенность от 08.12.2015
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поселок" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04 апреля 2016 года по делу N А45-23521/2015 (судья С.В. Тарасова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поселок" (г. Новосибирск, Ядринцевская, 68/1, оф. 504, ИНН 5406539787, ОГРН 1095406023998)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Новосибирской области (Новосибирска область, р.п. Ордынское, пр. Революции, 16а)
о признании недействительным решения налогового органа в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Поселок" (далее - заявитель, ООО "Поселок", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной инспекции N 6 по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 24.07.2015 N 11497 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части земельных участков с кадастровыми номерами 54:20:030601:370, 54:20:030601:343.
Решением от 04.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные ООО "Поселок" требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на правомерное применение ставки земельного налога 0,3 % в отношении спорных земельных участков, поскольку подтверждено их фактическое использование по целевому назначению - для сельскохозяйственного производства.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.04.2016 без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Поселок" - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, по результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год Инспекцией составлен Акт камеральной налоговой от 04.06.2015 N 12951 и принято решение от 24.07.2015 N 11497 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленный земельный налог за 2014 год в размере 5 873 916 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 488 329, 12 руб., а также налоговые санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 587 391.60 руб.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по НСО от 05.10.2015 N 494 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение без изменения, а также заявителю отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
Полагая, что решение Инспекции нарушает права и законные интересы общества, ООО "Поселок" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Изложенный правовой подход соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по результатам рассмотрения материалов дела N А41-63325/13.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Из материалов дела следует, основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа, послужил вывод Инспекции о неправомерном применении обществом в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" пониженной ставки земельного налога в 2014 г. 0,3 %, установленной Решением Совета депутатов Новопичуговского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 28.11.2013 N 21 "Об определении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога", вместо применения в отношении спорных земельных участков ставки земельного налога 1,5 % для прочих земельных участков.
В спорный период ставки земельного налога на территории Новопичуговского сельсовета Ордынского района Новосибирской области были установлены решением Совета депутатов Новопичуговского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 28.11.2013 N 21 "Об определении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога", согласно которому:
- ставка земельного налога 0.3 % применяется в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ставка земельного налога 1.5 % в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела следует, ООО "Поселок" является коммерческой организацией, основной вид деятельности ОКВЭД 70.12.3 - покупка, продажа земельных участков.
Согласно представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. налогоплательщиком исчислен земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:20:030601:370, 54:20:030601:343 по ставке 0,3 %, сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 1 469 840 руб.
Согласно информации Управления Росреестра по НСО земельные участки с кадастровыми номерами 54:20:030601:370, 54:20:030601:343, принадлежащие на праве собственности ООО "ПОСЕЛОК", находятся в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, имеют установленный вид разрешенного использования "для дачного строительства", расположены на территории Новопичуговского сельского совета Ордынского района Новосибирской области, что также подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков (л.д. 123-127 т. 1) и свидетельствами на право собственности.
В подтверждение правомерности применения льготной ставки при исчислении земельного налога в отношении спорных земельных участков, обществом представлен договор от 24.03.2014, заключенный с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Сурковым А.Ю., согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 54:20:030601:370, 54:20:030601:343 переданы в аренду для сельскохозяйственного производства.
По мнению общества, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 54:20:030601:370, 54:20:030601:343 используются арендатором для сельскохозяйственного производства, заявитель правомерно применил ставку земельного налога 0.3%.
Согласно Письму Минфина России от 08.02.2012 N 03-05-06-02/09 из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Учитывая, что общество является коммерческой организацией, использует спорные земельные участки посредством передачи в аренду с целью извлечения прибыли, следовательно, оснований для применения пониженной ставки по земельному налогу не имеет.
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что для применения пониженной налоговой ставки имеет значение факт предоставления (приобретения) участка для "дачного хозяйства" ("дачного строительства").
Участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства", поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Аналогичная позиция содержится в решении ВАС РФ от 11.03.2013 N ВАС-17640/12 применительно к землям с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", которое в целях налогообложения не имеет существенного различия с землями, предоставленными для дачного хозяйства (дачного строительства).
Таким образом, к спорным земельным участкам при расчете земельного налога должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (решение Совета депутатов Новопичуговского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 28.11.2013 N 21 "Об определении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога") для прочих земельных участков в размере, в размере 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы налогоплательщика о том, что при исчислении земельного налога следует применять налоговой ставку 0,3 % является ошибочным, следовательно, основания для отменены решения Инспекции в обжалуемой части отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04 апреля 2016 года по делу N А45-23521/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поселок"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23521/2015
Истец: ООО "Поселок"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Россйиской Федерации в лице Межрайонной Федеральной инспекции N6 по Новосибирской области