Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2016 г. N Ф10-4218/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: исковые требования частично удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Тула |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А62-5981/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой Е.В., при участии после перерыва, объявленного 29.06.2016 от истца - администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) - представителя Алтуховой Н.А. (доверенность от 11.01.2016), от ответчика - публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) - представителей Аржакова В.В. (доверенность от 01.01.2016) и Бондаренко Е.Е. (доверенность от 01.01.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.02.2016 по делу N А62-5981/2015 (судья Красильникова В. В.), установил следующее.
Администрация города Смоленска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с иском к публичному акционерному обществу "Квадра - Генерирующая компания" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 10.12.2007 N 302/з в размере 38 011 796 рублей 32 копеек (с учетом уточнения исковых требований от 02.11.2015, т. 2, л. д. 73-75).
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.02.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих доводов истец ссылался на то, что земельные участки энергетики и земельные участки под промышленными объектами включены в один вид разрешенного использования: производственная деятельность, а, следовательно, администрация города Смоленск правомерно применяла ставку 3,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование вышеизложенного ссылается на приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, которым утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Выразила несогласие с отклонением судом довод администрации о том, что арендная плата подлежит уплате в размере, предусмотренном положениями договора аренды, который не оспорен и является действующим, поскольку условия договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности не должны противоречить законам и иным правовым актам.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее, считая принятое решение законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений ответчик ссылался на то, что на земельном участочке с кадастровым номером 67:27:0031602:43 расположена электростанция - Смоленская ТЭЦ. Отметило, что ставки за земельные участки, предоставленные под объекты энергетики (для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений) администрацией не утверждены. Обратило внимание на то, что приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 вступил в силу 24.12.2014, в связи с чем основания для применения классификатора при определении размера арендной платы за предшествующий период отсутствуют. Указало на не представление истцом суду доказательств, свидетельствующих об установлении ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные под объекты энергетики (для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений). Считает, что назначение земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031602:43 определяет его принадлежность к группе под объектами энергетики (для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений), а не группе под промышленные объекты. Указывает на то, что с 01.03.2015 арендная плата по договору не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что между департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (арендодателем) и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" (после реорганизации - ПАО "Квадра-Генерирующая компания") (арендатором) был заключен договор аренды от 10.12.2007 N 302/з земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 67:27:003 16 02:0043 площадью 384641 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пос. Маркатушино, в районе ТЭЦ-2, под энергетическим производственно-технологическим комплексом Смоленской ТЭЦ-2 сроком на пять лет.
По истечении срока договора земельный участок возвращен не был, в связи с чем договор считается продленным на неопределенный срок.
Согласно пункту 3.2 договора размер арендной платы с 01.01.2007 по 31.12.2007 составлял 14 945 264 рубля 52 копейки с изменением в последующем на каждый календарный год в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.3 договора).
В силу пункта 3.4 договора арендная плата вносится арендатором на расчетный счет арендодателя ежеквартально до 20-го числа последнего месяца квартала.
Согласно статье 3.3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Решением Смоленского городского Совета от 20.02.2015 N 1323 с 01.03.2015 уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска определена Администрация города Смоленска.
В силу пункта 1 статьи 617 ГК РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В соответствии с вышеназванными нормами к администрации города Смоленска перешли права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 10.12.2007 N 302/з.
В связи с нарушением арендатором условий договора в части оплаты арендных платежей более двух периодов подряд администрация города Смоленска направила в адрес арендатора претензию от 17.06.2015 с предложением оплатить имеющуюся задолженность по арендной плате и пеню.
Поскольку данная претензия была оставлена арендатор без ответа и исполнения, истец обратился в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Смоленской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 7 статьи 1, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской (далее - ЗК РФ) Федерации использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (утратил силу с 01.03.2015) установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 39.7. ЗК РФ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно расчету истца размер арендной платы за 2014, 1, 2 кварталы 2015 года определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом постановления администрации Смоленской области от 14.04.2009 N 192 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (действовавшего до 31.01.2014); постановления администрации Смоленской области от 31.01.2014 N 36 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (действующего до 01.03.2015); постановления администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 18 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничены, предоставленные в аренду без торгов, на территории Смоленской области"; постановления администрации города Смоленска от 17.04.2015 N 634-адм "Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска, предоставленных в аренду без торгов".
Согласно разделу 2 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области, утвержденному постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 18, размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков по следующей формуле: Ап =
Скадастр x Сап x d / 365 (366) x К, где:
Ап - размер арендной платы (рублей);
Скадастр - кадастровая стоимость земельного участка по соответствующему виду его функционального использования по состоянию на 1 января календарного года, за который производится расчет арендной платы;
Сап - ставка арендной платы, установленная нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области или нормативным правовым актом администрации Смоленской области в соответствии с настоящим Положением (процентов от кадастровой стоимости земельного участка);
d - количество дней аренды;
К - понижающий коэффициент.
Размеры ставок арендной платы определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Размеры ставок арендной платы в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске определяются нормативным правовым актом администрации Смоленской области.
В нормативных правовых актах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов.
Постановлением администрации Смоленской области от 14.04.2009 N 192 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (действовавшего до 31.01.2014), установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске в следующих размерах: 0,3 процента от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования (рублей за 1 кв. метр): в отношении земельных участков, предоставленных под промышленные объекты, объекты благоустройства.
Постановлением администрации Смоленской области от 31.01.2014 N 36 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (действующего до 01.03.2015), установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске в следующих размерах: 3,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования - в отношении земельных участков, предоставленных под промышленные объекты.
Постановлением администрации города Смоленска от 17.04.2015 N 634-адм "Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска, предоставленных в аренду без торгов" (распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2015), установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска, предоставленных в аренду без торгов, в следующих размерах: 3,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, предоставленных под промышленные объекты.
Таким образом, при расчете арендной платы в спорный период применялась ставка 0,3 % (в январе 2014 года) и 3,5 % (в остальном периоде) от кадастровой стоимости земельного участка, как для земельных участков предоставленных под промышленные объекты.
Возражая против применением данной ставки, общество указывало на то, что поскольку нормативными актами субъекта не установлена ставка арендной платы для земельных участков, предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, применению в данном случае подлежит Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ N 347), которым установлена предельная ставка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, в частности для расположенных в Смоленской области - в размере 5,4 рублей за 1 кв. метр.
Ссылаясь на то, что назначение спорного земельного участка, на котором расположен энергетический производственно-технологический комплекс Смоленской ТЭЦ-2, определяет его принадлежность к группе под объектами энергетики, а также учитывая предельные ставки арендной платы, установленные приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 и от 23.04.2013 N 217, указывая на то, что размер арендной платы за земельный участок, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, суд области пришел к выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности по арендной плате, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Между тем судом области не было учтено.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) закрепил право Правительства Российской Федерации, устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные постановлением N 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Названным постановлением N 582 не утверждалась единая методика расчета ставок арендной платы.
Как следует из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 582 является лишь ориентиром при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности
При расчете суммы задолженности по арендным платежам за земельный участок, обществом были применены ставки арендной платы, установленные приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 и от 23.04.2013 N 217 в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставляемых (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Однако, признавая такой расчет общества обоснованным, суд не учел, что вышеназванными приказами установлены ставки арендной платы за федеральные земельные участки.
Поскольку спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в настоящем деле при определении размера арендной платы надлежало руководствоваться в период с 01.01.2014 до 01.03.2015 ставками арендной платы, установленными постановлениями администрации Смоленской области от 14.04.2009 N 192 (0,3 % с 01.01.2014 по 31.01.2014) и от 31.01.2014 N 36 (3,5 % с 01.02.2014 до 01.03.2015), которые были приняты в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, являлись действующими.
Данный правовой подход сформулирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2015 по делу N А51-14102/2014.
Кроме того, согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Как видно из указанной нормы, законодатель относит земельные участки промышленности и энергетики к 3 категории по целевому назначению, из чего следует, что земли, указанные в пункте 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации входят в одну категорию.
Согласно действующему законодательству на уполномоченный орган не возложена обязанность по установлению ставок для всех возможных видов разрешенного использования земельных участков, входящих в одну категорию.
Действующими в спорный период постановлениями об утверждении ставок арендной платы была предусмотрена общая ставка в отношении земельных участков, предоставленных под промышленные объекты.
Таким образом, ставка арендной платы в размере 3,5 % используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из элемента, наряду с кадастровой стоимостью земельного участка по соответствующему виду его функционального использования.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту от 07.08.2015 N 6700/301/2015-229569 на земельный участок с кадастровым N 67:27:0031602:43 площадью 384641 кв.м., расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, п. Маркатушино, в районе ТЭЦ-2, указанный земельный участок имеет предыдущий кадастровый N 67:27:0000000:88, разрешенное использование которого по классификатору - для размещения промышленных объектов, что подтверждается распечаткой с официального сайта Росреестра (rosreestr.ru) - публичная кадастровая карта (т.4, л. д. 167-168)
Также, согласно сведениям с указанного сайта земельный участок с кадастровым N 67:27:0031602:43 площадью 384641 кв.м., расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, п. Маркатушино, в районе ТЭЦ-2 имеет разрешенное использование по классификатору - для размещения иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, что подтверждается распечаткой с указанного сайта.
Данные обстоятельства также подтверждают позицию администрации города Смоленска о правомерности применения при расчете арендной платы ставки 3,5 %, установленной для земельных участков под промышленные объекты.
В отношении периода с 01.03.2015 суд апелляционной инстанции отмечает, что Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в Земельный кодекс Российской Федерации внесена статья 39.7 (положения которой вступили в силу с 01.03.2015).
Согласно пункту 4 данной статьи предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 2 статьи 49 ЗК РФ к таким объектам отнесены, в том числе, объекты энергоснабжения.
Размер арендной платы за земельный участок при заключении договора аренды земельного участка для указанных целей после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) определяется с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
В соответствии с представленным администрацией расчетом с учетом применения с 01.03.2015 положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ задолженность истца по арендной плате за период с 01.01.2014 по 30.06.2015 составила 17 269 954 рубля 45 копеек (т. 4, л. д. 170-171).
Ответчик возражений по расчету не представил, суммы долга не опроверг.
При таких обстоятельствах с общества в пользу администрации подлежит взысканию задолженность по арендной плате в сумме 17 269 954 рубля 45 копеек.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 3.4 договора арендная плата вносится арендатором на расчетный счет арендодателя ежеквартально до 20-го числа последнего месяца квартала.
В соответствии с пунктом 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,3 % от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки
Таким образом, допущенная ответчиком просрочка по оплате арендной платы в установленном размере является основанием для взыскания с него договорной неустойки, предусмотренной пунктом 5.2 договора и статьей 330 ГК РФ.
За период с I квартала 2014 года по IV квартал 2014 года истец начислил ответчику неустойку в сумме 12 808 323 рубля 19 копеек, а за I квартал 2015 года - 648 461 рубль 48 копеек (т. 4, л. д. 174-175), итого на общую сумму 13 456 784 рубля 67 копеек.
В суде первой инстанции ответчик сослался на несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пунктах 69, 71 73 и 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено следующее.
Подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период (пункт 75 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Принимая во внимание отсутствие доказательств существенных убытков истца, вызванных просрочкой исполнения ответчиком обязательства по договору, предусмотренная договором неустойка за нарушение сроков внесения арендной платы составляет 0, 3 % за каждый календарный день просрочки, тогда как в период нарушения исполнения обязательства ставка рефинансирования Банка России составляла 8,25 % годовых, суд апелляционной инстанции считает возможным снизить размер неустойки до 7 000 000 рублей.
В удовлетворении оставшейся части данного требования следует отказать, поскольку принцип свободы договора не исключает при определении его содержания соблюдение правил разумности и справедливости.
Истцом также было заявлено о взыскании пеней, начисленных за несвоевременную уплату арендных платежей за 3, 4 кварталы 2008, 1 квартал 2009 года (за период с 20.09.2008 по 29.09.2015 - 100 880 рублей 54 копейки; за период с 20.12.2008 по 22.12.2008 - 22 417 рублей 90 копеек; за период с 20.03.2009 по 24.03.2009 - 7 741 рубль 59 копеек).
В отношении данных требований ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки (пункт 25 Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43).
Условиями договора аренды предусмотрено, что арендная плата вносится Арендатором на расчетный счет арендодателя ежеквартально до 20-го числа последнего месяца квартала.
Следовательно, за 3 квартал 2008 года арендная плата подлежала уплате до 20.09.2008, за 4 квартал 2008 года - до 20.12.2008, за 1 квартал 2009 года - до 20.03.2009.
Истец обратился в Арбитражный суд Смоленской области с требованием о взыскании пеней за указанный период 20.08.2015 (т. 1, л. д. 4), то есть по истечении 3-летнего срока исковой давности.
Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, истцом не представлено.
С учетом изложенного требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Довод истца о том, что о просрочке уплаты арендных платежей за 2008, 2009 годы ему стало известно после 01.03.2015 (с момента передачи полномочий от департамента имущественных и земельных отношений) обоснованно отклонен судом области, поскольку статьей 201 ГК РФ предусмотрено, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.02.2016 по делу N А62-5981/2015 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
Исковые требования администрации города Смоленска к публичному акционерному обществу "Квадра - Генерирующая компания" о взыскании задолженности и пени подлежат удовлетворению частично.
С ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в пользу администрации города Смоленска необходимо взыскать 24 269 954 рубля 45 копеек, из которых: задолженность по арендной плате в размере 17 269 954 рубля 45 копейки, пени в размере 7 000 000 рублей (с учетом снижения общего размера пеней на сумму 13 456 784 рубля 67 копеек до 7 000 000 рублей по правилам статьи 333 ГК РФ).
В удовлетворении исковых требований администрации города Смоленска в остальной части следует отказать по основаниям, изложенным выше.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований
В уточненном исковом заявлении от 02.11.2015 (т. 2, л. д. 73-75) истец просил взыскать с ответчика 38 011 796 рублей 32 копейки.
На сумму исковых требований в размере 30 726 739 рублей 12 копеек (без учета применения положений статьи 333 ГК РФ) подлежит уплате государственная пошлина в сумме 161 670 рублей.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ администрация города Смоленска освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за подачу иска в размере 200 000 рублей последней уплачена не была.
Следовательно, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 161 670 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.02.2016 по делу N А62-5981/2015 отменить.
Исковые требования администрации города Смоленска к публичному акционерному обществу "Квадра - Генерирующая компания" о взыскании задолженности и пени удовлетворить частично.
Взыскать с публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в пользу администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) 24 269 954 рубля 45 копеек, из которых: задолженность по арендной плате в размере 17 269 954 рубля 45 копейки, пени в размере 7 000 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований администрации города Смоленска в остальной части отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 161 670 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5981/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2016 г. N Ф10-4218/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Смоленска, Администрация города Смоленска.
Ответчик: ОАО "Квадра - Генерирующая компания", ОАО квадра
Третье лицо: Администрация города Смоленска Управление муниципального имущества и земельных отношений