Настоящее Рамочное решение является очередным шагом в гармонизации (сближении) уголовного права государств-членов Европейского Союза. Оно предусматривает общие признаки преступлений и минимальные санкции в отношении преступных деяний, совершаемых по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды.
К числу этих преступных деяний (статья 1 "Преступления, относящиеся к расизму и ксенофобии") относятся, в частности, публичное подстрекательство к насилию или ненависти в отношении людей или групп лиц по вышеуказанным или аналогичным мотивам, оправдание или восхваление ("апология"), а равно публичное непризнание самого факта ("отрицание") или серьезной общественной опасности ("грубая банализация") преступлений против мира и безопасности человечества, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда ООН.
Согласно Рамочному решению уголовной ответственности во всех государствах-членах Европейского Союза также подлежат пособничество и подстрекательство к совершению упомянутых деяний (статья 2 "Подстрекательство и пособничество"), а расовые и ксенофобские мотивы при совершении иных преступлений должны признаваться отягчающим обстоятельством либо, как минимум, учитываться судами при назначении наказания (статья 4 "Расовые и ксенофобские мотивы").
Наказания за преступления, относящиеся к расизму и ксенофобии, должны включать в себя эффективные и соразмерные уголовно-правовые санкции, обладающие качеством общей и частной превенции ("предупредительным эффектом"). В перечень этих наказаний обязательно должно входить лишение свободы сроком от 1 до 3 лет (статья 3 "Уголовно-правовые санкции").
Ответственности также подлежат юридические лица, если преступления совершены их должностными лицами; наиболее серьезной мерой ответственности в данном случае выступает принудительная ликвидация ("роспуск") юридического лица в судебном порядке (статья 5 "Ответственность юридических лиц" и статья 6 "Санкции в отношении юридических лиц").
Остальные статьи Рамочного решения предусматривают:
- гарантии соблюдения основных прав и основополагающих принципов, в частности, в области свободы выражение мнений (статья 7 "Конституционные нормы и основополагающие принципы");
- правила, касающиеся возбуждения уголовного преследования и разграничения юрисдикции между государствами-членами (статья 8 "Возбуждение преследования" и статья 9 "Юрисдикция");
- наконец, заключительные и переходные положения (статьи 10 - 12).
Поскольку рамочные решения как нормативные акты Европейского Союза, издаваемые в уголовно-правовой сфере, выступают источниками непрямого законотворчества (адресуются государствам-членам с тем, чтобы они привели в соответствии с ними свои внутренние правовые акты), предписания настоящего документа должны быть введены в действие не сразу, а по прошествии двухлетнего срока - не позднее 28 ноября 2010 г. Именно к этой дате все государства-члены обязаны трансформировать его нормы в свои уголовные кодексы или иные акты уголовного законодательства (статья 10 "Практическое осуществление").
При этом Рамочное решение, будучи актом минимальной гармонизации, не лишает государства-члены возможности предусматривать наказуемость иных видов преступных деяний, относящихся к расизму и ксенофобии, а равно устанавливать более суровые санкции, чем те, которые предусмотрены в его статьях.
Определяя признаки различных форм и проявлений расизма и ксенофобии как преступных деяний, Рамочное решение в его окончательной редакции не содержит определения самих понятий "расизм" и "ксенофобия" (последний термин имеет греческое происхождение и дословно означает дословно "ненависть к иностранцам"). Общая нормативная дефиниция указанных терминов содержалась в первоначальном проекте Рамочного решения, внесенном Европейской комиссией еще в 2001 г.* Согласно проекту под "расизмом и ксенофобией" предлагалось понимать "убежденное рассмотрение (croyance dans la) расы, цвета кожи, родства по восходящей линии, религии или убеждений, национального или этнического происхождения в качестве фактора, определяющего неприязнь к индивидам или группам".
Из окончательного текста Рамочного решения также исчезло понятие "расистской или ксенофобской группы", руководство, поддержка или участие в деятельности которой Комиссией предлагалось признать самостоятельным видом преступлений, относящихся к расизму и ксенофобию.
Предисловие - Четвериков А.О.
_____________________________
* См.: Proposition de decision-cadre du Conseil concernant la lutte contre le racisme et la xenophobie (presentee par la Commission) // Bruxelles, le 28.11.2001. COM(2001) 664 final.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.