Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2016 г. N Ф10-3501/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Севатополь |
|
14 июля 2016 г. |
Дело N А83-5301/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 июля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Горошко Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацолы Е.А.,
при участии: индивидуального предпринимателя Каратеева Юрия Николаевича, паспорт гражданина Российской Федерации серия 3914 номер 784894 выдан 08.12.2014 отделом УФМС России по Республике Крым в Киевском районе г. Симферополя; представителя ИП Каратеева Ю.Н. - Кутаса Андрея Васильевича, ордер от 07.07.2016 N 28; представителя Администрации города Симферополя Республики Крым - Лемтюжниковой Александры Владимировны, доверенность от 28.10.2015 N 24/01-48/4593; представителя потребительского общества Центрального района г. Симферополя - Полищук Надежды Валентиновны, выписка из ЕГРЮЛ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каратеева Юрия Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 апреля 2016 года по делу N А83-5301/2015 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Каратеева Юрия Николаевича (ул. Краснознаменная, д. 27, кв. 10, г. Симферополь, Республика Крым) к Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым), заинтересованное лицо - Потребительское общество Центрального района г. Симферополя (ул. Санитарная, 57/1, г. Симферополь, Республика Крым) (ул. Б. Куна, д. 15, кв. 258, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) о признании незаконными действий, признании недействительным и отмене постановления,
установил:
индивидуальный предприниматель Каратеев Юрий Николаевич (ул. Краснознаменная, д. 27, кв. 10, г. Симферополь, Республика Крым) (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым) (далее - Администрация) о признании незаконными действий, признании недействительным и отмене постановления.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2016 в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Каратеева Юрия Николаевича было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Каратеев Юрий Николаевич обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что предписание Администрации города Симферополя о необходимости демонтажа павильона, расположенного по ул. Козлова в г. Симферополе, он не получал, в связи с чем, считает, что действия должностных лиц Администрации города Симферополя по сносу указанного павильона, являются незаконными.
Индивидуальный предприниматель Каратеев Юрий Николаевич и его представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда Республики Крым без изменения, однако отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель потребительского общества Центрального района г. Симферополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ИП Каратеева Ю.Н., однако отзыв на апелляционную жалобу не представил.
ИП Каратеевым Ю.Н. в ходе рассмотрения апелляционной жалобы было заявлено ходатайство о приобщении в дело названого заявления о взыскании с Администрации города Симферополя Республики Крым материального и морального ущерба.
Протокольным определением в удовлетворении данного ходатайства было отказано, поскольку на стадии апелляционного рассмотрения не предусмотрено принятие новых требований об увеличении ранее заявленных требований, объединение ранее заявленных и новых требований.
Кроме того, судом учтено, что к требованиям имущественного характера должно прилагаться доказательство оплаты государственной пошлины, что заявителем сделано не было, а также то, что рассмотрение требований о взыскании морального ущерба подведомственно судам общей юрисдикции.
Законность и обоснованность решения от 21 апреля 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 05.06.2015 Администрацией города Симферополя было вынесено Постановление N 382 "О демонтаже объектов, не являющихся объектами капитального строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", которым был утвержден перечень объектов некапитального строительства, подлежащих принудительному демонтажу на территории города Симферополя (том 2 л.д.31-32), утвержденный протоколом заседания Комиссии по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещённых на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства от 03.06.2015 N 5 (том 2 л.д.34-35).
В приложении "Перечень объектов некапитального строительства, подлежащих принудительному демонтажу на территории города Симферополя, утвержденных протоколом Комиссии от 03.06.2015" к постановлению Администрации города Симферополя Республики Крым от 05.06.2015 N 382 под пунктом N 8, был указан объект некапитального строительства (торговый павильон площадью 4-9 кв.м.), расположенный по адресу: г. Симферополь, проезжая часть улицы Козлова (участок от пр. Кирова до ул. Пушкина), в котором осуществлял предпринимательскую деятельность ИП Каратеев Ю.Н. (том 2 л.д.33)
В дальнейшем, в ночь с 06 на 07.10.2015 был осуществлен демонтаж указанного объекта.
Не согласившись с данным постановлением, а также с действиями Администрации города Симферополя, ИП Каратеев Ю.Н. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данным заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования ИП Каратеева Юрия Николаевича не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 25.11.2014 Советом министров Республики Крым было принято постановление N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства", которым в частности было утверждено Положения о взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Крым, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в Республике Крым по вопросам освобождения земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, собственности муниципальных образований или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - Положение), а также была создана Комиссия по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов.
Следовательно, следует признать факт того, что указанным постановлением Совета министров Республики Крым, на территории Республики Крым был утвержден Порядок освобождения земельных участков, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Положения, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, собственности муниципальных образований или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется Комиссией по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, которая создается Советом министров Республики Крым.
В свою очередь, пунктом 3.1. Положения установлено, что незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства это объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты (киоски, ларьки, временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности, автопарковки, кабинные уличные туалеты, телефонные кабины, платёжные терминалы, аттракционы, быстровозводимые гаражи-стоянки модульного типа и т.п.), размещенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым, собственности муниципальных образований или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в установленном законодательством порядке либо, в случае истечения срока действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Согласно подпункта 6.1 пункта 6 Положения, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, осуществляют мероприятия по выявлению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории соответствующего населенного пункта.
В случае выявления незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или подтверждения информации о незаконном размещении объекта, не являющегося объектом капитального строительства, составляют акты о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, по форме, утвержденной Комиссией (подпункт 6.4 пункт 6 Положения).
Подпунктом 6.5. пункта 6 Положения установлено, что в течение одного рабочего дня с момента составления акта, о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, направляют данный акт и иные необходимые материалы для рассмотрения в Комиссию.
Согласно пункту 7 указанного Положения, Комиссия в течение 30 дней со дня получения акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, рассматривает указанный акт, иные материалы и принимает одно из следующих решений: о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Решение комиссии в течение 3 рабочих дней со дня рассмотрения акта и принятия решения, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения, направляется в соответствующий исполнительно - распорядительный орган муниципального образования в Республике Крым в случае незаконного размещения объекта на земельном участке, находящимся в собственности муниципального образования, или на земельном участке, собственность на которые не разграничена (пункт 8 Положения).
Пунктом 9 Положения установлено, что исполнительные органы государственной власти Республики Крым, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований в Республике Крым в течение трех рабочих дней со дня принятия Комиссией решения, указанного в подпункте 7.1 пункта 7 настоящего Положения, обеспечивают демонтаж объекта и (или) перемещение незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, на специально организованную для хранения площадку в случае отказа правообладателей объектов в добровольном порядке освободить земельный участок от незаконно размещенного объекта.
Согласно пункта 1 Положения об Управлении торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя, утвержденного решением 6-й сессии Симферопольского городского совета от 28.11.2014 N 98 (далее - Положение об Управлении торговли), Управление торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Симферополя Республики Крым.
В соответствии с пунктом 7 Положения об Управлении торговли, к функциям управления в соответствии с возложенными на него задачами относятся осуществление муниципального контроля в: сфере отношений, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
В свою очередь, пунктом 20 Положения об Управлении торговли установлено, что управление координирует мероприятия по недопущению и ликвидации несанкционированной торговли на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Согласно ст. 55 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по вопросам местного значения население городского округа непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов городского округа входят Устав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты Симферопольского городского совета; правовые акты председателя Симферопольского городского совета: постановления и распоряжения; правовые акты администрации города Симферополя Республики Крым: постановления и распоряжения; правовые акты должностных лиц органов местного самоуправления приказы и распоряжения.
Так, на основании установленного Порядка, а также постановления Администрации города Симферополя от 23.01.2015 Управлению торговли и бытового обслуживания населения города было поручено осуществлять проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства; проводить работу по выявлению незаконно размещенных объектов на территории города Симферополя и подготовки соответствующих материалов для передачи их в Комиссию по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, созданную Советом министров Республики Крым; организовать непосредственную работу по осуществлению демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов на основании соответствующих решений комиссии Совета министров РК и главы администрации города.
Во исполнение возложенных на Управление торговли обязанностей, 13.05.2015 должностными лицами Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя, в соответствии с Положением об Управлении, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь, Положением о взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Крым, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в Республике Крым по вопросам освобождения земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, собственности муниципальных образований или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства", утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым 25.11.2014 N 465, было проведено обследование территории по ул. Козлова города Симферополя.
По результатом проведенного обследования, должностными лицами Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя, был составлен акт N 8 о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, а именно: был выявлен факт размещения временного сооружения (торговый павильон) на проезжей части улицы Козлова, ориентировочной площадью 4-9 кв.м. Предпринимательскую деятельность в указанном павильоне осуществлял ИП Каратеев Ю.Н. (том 2 л.д.60).
В дальнейшем, 13.05.2015 начальником Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя, было издано предписание N 8, о демонтаже самовольно установленного нестационарного торгового объекта и иного нестационарного объекта на территории города Симферополя, которым ИП Каратееву Ю.Н. в срок до 23.05.2015 было предложено в добровольном порядке своими силами и за свой счет, демонтировать и вывезти к месту законного размещения или хранения, нестационарный объект (павильон), расположенный по адресу: г. Симферополь, проезжая часть ул. Козлова (участок от пр. Кирова до ул. Пушкина), а также привести земельный участок, на котором самовольно был размещен объект, в первоначальное состояние. Данное предписание было размещено Администрацией города Симферополя непосредственно на торговом объекте апеллянта, что не является нарушением.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что должностные лица Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя, при выявлении незаконно размещенных объектов торговли, составлении актов о выявлении таких объектов, а также выдаче, в последующем, предписаний об устранении допущенных нарушений, действовали в рамках, предоставленных им полномочий.
Соответственно, в связи с неисполнением требований должностных лиц администрации города Симферополя, а также решения Комиссии по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, Администрацией города Симферополя было издано постановление о демонтаже, в частности и указанного выше, незаконно размещенного нестационарный объекта торговли по улице Козлова в г. Симферополе.
При этом, правоустанавливающих документов, подтверждающих, что спорный объект (павильон) не является объектом капитального строительства, ИП Каратеевым Ю.Н. ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, представлено не было.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу относительно того, что обжалуемое постановление является законным, следовательно, отсутствует несоответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального права, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 апреля 2015 года по делу N А83-5301/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каратеева Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5301/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2016 г. N Ф10-3501/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Каратеев Юрий Николаевич
Ответчик: Администрация города Симферополя Республики Крым
Третье лицо: Потребительское общество Центрального района г. Симферополя, Администрация города Симферополя Республики Крым, Бахчисарайский райсуд