Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2016 г. N Ф08-7614/16 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
14 июля 2016 г. |
дело N А53-2096/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Галова В.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от истца: Гаричян О.К. - представитель по доверенности от 11.01.2016,
от ответчика: Котляр Д.В. - представитель по доверенности от 18.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2016 по делу N А53-2096/2016
по иску Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
(ИНН 6164046894; ОГРН 1036164000542)
к акционерному обществу "Донэнерго" (ранее - открытое акционерное общество)
(ИНН 6163089292; ОГРН 1076163010890)
о взыскании задолженности, пени,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Донэнерго" (далее - ответчик, АО "Донэнерго") о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 05.06.2014 N 583 в размере 520 805 руб. за период с 02.03.2015 по 31.12.2015, пени в размере 8 981 руб. 36 коп. за период с 20.10.2015 по 31.12.2015 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 1)).
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком надлежащим образом не исполнено обязательство по внесению арендной платы в соответствии с договором аренды 05.06.2014 N 583 с учетом перерасчета её размера, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность, на которую истец также просил начислить неустойку.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что у истца отсутствует право осуществлять перерасчет арендной платы за период, который является спорным в настоящем деле, поскольку такой порядок перерасчета арендной платы не соответствует пункту 15 приложения 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 02.03.2015 N 135. Задолженность ответчика перед истцом по арендной плате, рассчитанной в соответствии с условиями договора аренды от 05.06.2014 N 583, отсутствует, платежи осуществлялись своевременно.
Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что установление нового порядка определения размера арендной платы осуществляется с момента вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта, а именно с 02.03.2015 (даты вступления в силу постановления Правительства Ростовской области от 02.03.2015 N 135).
По мнению истца, положения абзаца 10 пункта 15 приложения 2 к указанному постановлению применимы исключительно к договорам аренды земельных участков, арендная плата по которым ранее определена по результатам рыночной оценки.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснила, что в рамках дела N А53-29635/2015 были удовлетворены аналогичные требования истца.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика пояснил, что в организации произведена смена наименования, вместо ОАО "Донэнерго" наименованием следует считать АО "Донэнерго". Документы, подтверждающие смену наименования, приложены к отзыву на апелляционную жалобу.
Указанная информация принята к сведению суда.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 14.07.2016. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей.
Лица, участвующие в деле, поддержали свои правовые позиции, изложенные ранее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством имущественных и земельных отношении, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Донэнерго" (арендатор) заключен договор аренды от 05.06.2014 N 583 (далее - договор) находящегося в государственной собственности Ростовской области земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1 274 кв.м, с кадастровым номером 23:40:0202004:61, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 13, для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ответчику, - бытового корпуса.
Согласно разделу 3 договора годовой размер арендной платы составляет 125 817 руб. При этом стороны определили, что размер арендной платы изменяется ежегодно арендодателем путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 3.4 договора аренды). Арендная плата вносится арендатором ежемесячно равными частями от общей суммы платы не позднее 20 числа отчетного месяца (пункт 3.2 договора аренды).
В силу пункта 3.4 договора арендодатель в одностороннем порядке изменяет размер арендной платы при принятии органами государственной власти и управления соответствующих актов, регламентирующих порядок определения размера арендной платы, при изменении ставки арендной платы, кадастровой стоимости земельного участка, значений и коэффициентов, используемых в расчете арендной платы за землю.
В этих случаях размер арендной платы считается измененным с момента вступления в силу нормативно-правовых актов (официальной публикации нормативно-правового акта или даты указанной в нормативно- правовом акте) или момента указанного в нормативно-правовых актах, которыми изменяется порядок определения размера арендной платы, ставки арендной платы, кадастровая стоимость земельного участка, значения и коэффициенты, используемые в расчете арендной платы за землю, и обязательного заключения дополнительного соглашения не требуется.
05.06.2014 стороны составили и подписали акт приема-передачи земельного участка. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 07.07.2014.
Пунктом 5.2 договора аренды предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору, арендатор выплачивает арендодателю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
На дату заключения спорного договора аренды размер арендной платы определялся в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 120 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области" (далее - постановление от 27.02.2012 N 120). Указанный нормативный акт Ростовской области определял необходимость исчисления размера арендной платы за земельный участок, предоставленный для эксплуатации объектов недвижимости из кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы и коэффициента инфляции.
02.03.2015 принято постановление Правительства Ростовской области от 02.03.2015 N 135 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области" (далее - постановление от 02.03.2015 N 135), с его принятием постановление от 27.02.2012 N 120 утратило силу.
Согласно пункту 11 приложения 2 к постановлению от 02.03.2015 N 135 арендная плата определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 6 постановления от 02.03.2015 N 135 оно вступает в силу со дня официального опубликования, но не ранее 01.03.2015. Постановление от 02.03.2015 N 135 размещено на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, опубликовано в журнале "Собрание правовых актов Ростовской области", N 3, ст. 290 (подписано в печать 22.04.2015).
Истец, руководствуясь положениями пункта 11 приложения 2 к постановлению от 02.03.2015 N 135, на основании государственного контракта от 06.07.2015 N 2015.249143 с обществом с ограниченной ответственностью "АЛЛ -Консалтинг" заказал проведение рыночной оценки размера ежегодной арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:61.
Согласно представленному в материалы дела отчету от 24.08.2015 N 157-4322-Р\15 размер ежегодной арендной платы составляет 758 574 руб. 16 коп., оценка производилась по состоянию на 02.03.2015.
19.10.2015 ответчиком получено уведомление истца N 19.6.3/2674 от 08.10.2015 об изменении условий договора аренды в части ежегодного размера арендной платы. Истец уведомил ответчика о том, что с 02.03.2015 размер ежегодной арендной платы составляет 758 574 руб. 16 коп., в связи с чем, предлагалось ответчику за период с 02.03.2015 по 30.09.2015 доплатить образовавшуюся задолженность в размере 364 357 руб. 28 коп., а с 01.10.2015 производить оплату исходя из вновь установленного размера.
Из приложения, направленного с уведомлением N 19.6.3/2674 от 08.10.2015, следовало, что размер ежегодной арендной платы с 02.03.2015 установлен на основании отчета об оценке размера арендной платы от 24.08.2015 N 157-4322-Р\15, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "АЛЛ - Консалтинг". Поскольку ответчик не оплатил задолженность по договору аренды, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса).
В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Указанные положения конкретизированы в пункте 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, в соответствии с которой, если иное не установлено настоящим кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Спорный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации, поэтому арендная плата за его использование носит регулируемый характер (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса).
В пункте 16 постановления N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал следующие разъяснения: при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Ввиду того, что договор аренды спорного земельного участка был заключён после вступления в действие Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающего механизм нормативного определения арендной платы за использование земель публичной собственности, стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
С учетом изложенного, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а также государственная собственность на которые не разграничена), подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта или с указанной в данном акте даты.
Указанная позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11 по делу N А57-13223/2010.
Постановление от 02.03.2015 N 135 изменило методику расчета арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены строения, находящиеся в собственности арендаторов.
Так согласно пункту 11 приложения 2 к постановлению от 02.03.2015 N 135 арендная плата определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу пункта 15 приложения 2 к постановлению от 02.03.2015 N 135 органы исполнительной власти Ростовской области при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области, обязаны предусмотреть в таком договоре случаи и периодичность изменения в одностороннем порядке по требованию арендодателя арендной платы за использование земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области.
В одностороннем порядке по требованию арендодателя размер годовой арендной платы за использование земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области, изменяется:
путем ежегодной индексации с учетом уровня инфляции, предусмотренного областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по состоянию на начало очередного финансового года;
в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка;
в связи с изменением ставок арендной платы, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, порядка определения размера арендной платы. При этом размер арендной платы считается измененным с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов об установлении (утверждении):
ставок арендной платы;
значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы;
порядка определения размера арендной платы.
Арендная плата, рассчитанная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области, подлежит перерасчету по состоянию на 1 января, следующего за годом, в котором принято решение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Размер ежегодной арендной платы, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подлежит изменению в пределах срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области, один раз в пять лет путем направления в адрес арендатора уведомления об изменении арендной платы. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения размера арендной платы, определенного по результатам рыночной оценки, размер уровня инфляции, указанный в данном пункте, не применяется.
Апелляционный суд отмечает следующее.
Указание в пункте 15 постановления от 02.03.2015 N 135 на то, что размер годовой арендной платы за использование земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области, изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением ставок арендной платы, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, порядка определения размера арендной платы и считается измененным с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов об установлении (утверждении) порядка определения размера арендной платы, относится к актам, принимаемым в последующем, однако, на само постановление от 02.03.2015 N 135 распространяться не может.
С момента вступления в силу постановления от 02.03.2015 N 135 его положения в данной части относятся к будущим актам и не являются указанием на действие во времени данного постановления.
Поскольку, как было указано ранее, новый размер арендной платы за пользование земельными участками, подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта или с указанной в данном акте даты, установление такой даты является необходимым.
Из анализа положений постановления от 02.03.2015 N 135, в частности, из положений абзацев 9-10 пункта 15 приложения N 2 постановления, следует, что в качестве такой даты установлено 01 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка (в котором принято решение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков).
Перерасчет арендной платы, исчисляемой в таком порядке, в силу прямого указания пункта 15 постановления от 02.03.2015 N 135, производится по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец произвел оценку рыночной стоимости арендной платы в августе 2015 года по состоянию на 02.03.2015 и при этом в октябре 2015 года произвел доначисление арендной платы с 02.03.2015, в то время как в соответствии с нормативным актом субъекта Российской Федерации арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы (пункт 15 приложения 2 к постановлению от 02.03.2015 N 135).
Довод истца о том, что положения абзацев 9-10 пункта 15 приложения N 2 к постановлению от 02.03.2015 N 135 относятся лишь к ситуациям, когда размер ежегодной арендной платы уже был однажды определен по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании данного постановления, и не относятся к ситуации, когда размер ежегодной арендной платы определяется по результатам рыночной оценки впервые (как в настоящем споре), противоречит внутренней логике постановления от 02.03.2015 N 135, предусматривающего изменение арендной платы по основанию изменения рыночной стоимости земельного участка лишь на будущее время (с 1 января следующего года) и недопускающего как ее ретроспективного изменения, так и изменения с даты подписания отчета оценщика.
Таким образом, у истца отсутствует право осуществлять перерасчет арендной платы за период, который является спорным в настоящем деле, поскольку такой порядок перерасчета арендной платы не соответствует пункту 15 приложения 2 к постановлению от 02.03.2015 N 135.
В суде первой инстанции стороны пояснили, что задолженность ответчика перед истцом по арендной плате, рассчитанной в соответствии с условиями договора аренды от 05.06.2014 N 583, отсутствует, платежи осуществлялись своевременно.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В отношении ссылки истца на результаты рассмотрения дела N А53-29635/2015 следует отменить, что в указанном деле не рассматривался вопрос действия во времени постановления Правительства Ростовской области от 02.03.2015 N 135. Кроме того, фактические обстоятельства в деле N А53-29635/2015 отличны от обстоятельств настоящего дела.
Соответственно, отказ в удовлетворении исковых требований министерства в настоящем деле не может быть расценен как нарушение принципа единообразия судебной практики.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2016 по делу N А53-2096/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2096/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 октября 2017 г. N Ф08-6031/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
Ответчик: ОАО "Донэнерго", ООО "Донэнерго", ООО "Донэнерго" в лице Сальского района тепловых сетей ОАО "Донэнерго" - "Тепловые сети"
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6031/17
31.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6224/17
13.03.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2096/16
25.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7614/16
14.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8669/16
16.05.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2096/16