Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2017 г. N Ф03-677/17 настоящее постановление отменено
г. Хабаровск |
|
14 декабря 2016 г. |
А73-10725/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Саха (Якутская) транспортная компания": Наумчик А.С., представитель по доверенности от 08.11.2016 N 2016/56-СТК-дв; Чуприн С.Э., представитель по доверенности от 18.05.2016 N 2016/26-СТК-дв;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5: Богатова М.В., представитель по доверенности от 22.11.2016 N 02.09./14839;
от Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю: Богатова М.В., представитель по доверенности от 02.06.2016 N 05-18/31
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Саха (Якутская) транспортная компания"
на решение от 14.10.2016
по делу N А73-10725/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Саха (Якутская) транспортная компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю от 30.03.2016 N 533 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю от 30.03.2016 N 1652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
об обязании Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю принять решение о возмещении ООО "Сахатранс" из бюджета сумм по налогу на добавленную стоимость, предъявленных к вычету в 3 квартале 2015 г. в размере 27 481 889,74 руб., по услугам и поставкам оборудования, которые обществу оказали: ООО "СКФ "Рубин", ООО "Энерго-Импульс+", ООО "Дальневосточный Специализированный Центр Безопасности Информации "МАСКОМ", ООО "Юнит", КГБУ "Единая Государственная Экспертиза Проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края", ООО "Центр управления проектами железнодорожной автоматики и телемеханики" по договорам оказания услуг и поставок оборудования
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Саха (Якутская) транспортная компания" (далее - общество, ООО "Сахатранс", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы по N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю) о признании недействительным решения от 30.03.2016 N 533 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; о признании недействительным решения от 30.03.2015 N 1652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об обязании Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю принять решение о возмещении ООО "Сахатранс" из бюджета сумм по налогу на добавленную стоимость, предъявленных к вычету в 3 квартале 2015 г., в размере 27 481 889,74 руб. по услугам и поставкам оборудования, которые обществу оказали: ООО "СКФ "Рубин", ООО "Энерго-Импульс+", ООО "Дальневосточный Специализированный Центр Безопасности Информации "МАСКОМ", ООО "Юнит", КГБУ "Единая Государственная Экспертиза Проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края", ООО "Центр управления проектами железнодорожной автоматики и телемеханики" по договорам оказания услуг и поставок оборудования.
Решением суда первой инстанции от 14.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Сахатранс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, незаконностью и необоснованностью, и принять новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме требований общества.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Сахатранс" поддержали в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме требований общества.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю и Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзывах и возражениях на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов жалобы, отзывов и возражений на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2015 года, представленной 23.10.2015, по результатам которой установлено, что налогоплательщиком занижена сумма НДС к уплате в бюджет и завышена сумма налога, подлежащая к возмещению из бюджета, в связи с неправомерным завышением суммы налоговых вычетов по налогу.
По итогам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 08.02.2016 N 4632 и вынесены решения от 30.03.2016 N 1652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 30.03.2016 N 533 об отказе в возмещении частично налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению из бюджета, в сумме 27 513 729 рублей.
Не согласившись с решениямии Инспекции, ООО "Сахатранс" обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Хабаровскому краю. Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 12.05.2016 N 13-10/88/08164@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Посчитав решения территориального налогового органа и УФНС России
по Хабаровскому краю необоснованными в части доначисления НДС в сумме 27 484 889,74 рублей, ООО "Сахатранс" обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу.
Решением Федеральной налоговой службы 19.08.2016 N 13-21/15523@
жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, ООО "Сахатранс" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта должно иметь место два условия - несоответствие закону или
иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также
передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В соответствии с подпунктами 22 и 23 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Пунктом 1 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями главы 21 Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 6 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов- фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с порядком применения налоговых вычетов, приведенным в пункте 1 статьи 172 НК РФ, производятся вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 НК РФ.
Из перечисленных норм права в их взаимосвязи и в совокупности усматривается, что нормами НК РФ установлен критерий, в соответствии с которым суммы НДС, включенные в цену приобретенных товаров (работ, услуг), налогоплательщик либо предъявляет к налоговому вычету, либо включает в состав расходов при исчислении налога на прибыль.
Таким критерием является характер приобретаемых товаров (работ, услуг), а именно: используются они для совершения операций, подлежащих
обложению налогом на добавленную стоимость, или операций, не подлежащих обложению названным налогом (освобождаемых от налогообложения).
Это означает, что налогоплательщик имеет право заявить к вычету суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), только в случае использования таких товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих обложению данным налогом.
Иное толкование вышеприведенных норм привело бы к возможности применения вычета ко всем приобретенным товарам (работам, услугам), независимо от характера использования, и к одновременному включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль и к налоговому вычету по НДС, что противоречит природе косвенного налога и связанному с ним принципу возмещения покупателями товаров (работ, услуг) сумм НДС, предъявленных продавцами.
Из материалов камеральной проверки судом первой инстанции установлено, что в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года ООО "Сахатранс" заявлены налоговые вычеты в размере 66 704 426 рублей.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что в состав налоговых вычетов по НДС обществом включены, в том числе суммы налога (27 481 889,74 рублей), предъявленные подрядными организациями по следующим договорам:
- от 04.08.2014 N 27/14-СТК на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Комплекс жилых домов - первый этап", по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, от 02.02.2015 N 7/15-СТК на выполнение строительно-монтажных работ по наружным сетям водоснабжения, водоотведения и связи объекта "Комплекс жилых домов - первый этап", по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, с ООО "СКФ "Рубин";
- от 27.02.2015 N 4/15-СТК на выполнение строительно-монтажных работ по системам электроснабжения и электроосвещения на объекте "Комплекс жилых домов - первый этап", по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино с ООО "Центр управления проектами железнодорожной автоматики и телемеханики";
- от 31.03.2015 N 3/14 на поставку электротехнического оборудования для системы электроснабжения и электроосвещения "Комплекса жилых домов - первый этап", по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино с ООО "Энерго-Импульс+";
- от 31.03.2015 на поставку дизельной электрической станции для резервного питания электроснабжения и электроосвещения объекта "Комплекса жилых домов -первый этап", по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино с ООО "Юнит";
- от 22.07.2015 N 1115/15/ДПВР на выполнение инженерных изысканий с ООО "Дальневосточный специализированный центр безопасности информации "МАСКОМ";
- от 30.10.2014 N 118 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края".
Исследовав результаты проведенных мероприятий налогового контроля, суд установил, что на основании разрешения на строительство от 10.10.2014 N RU27504101-262, выданного Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края, обществу разрешено строительство объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов" по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино.
Из договора аренды земельного участка от 15.07.2014 N 2341, заключенного между Обществом (Арендатор) и Комитетом по приватизации
и управлению имуществом Администрации Ванинского муниципального района (Арендодатель) усматривается, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает согласно постановлению администрации Ванинского муниципального района от 15.07.2014 N 648 во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности, с оценочной стоимостью 623 460,7 рублей на условиях аренды сроком на пять
лет с 07.07.2014 по 07.07.2019 (с 07.07.2014 до 01.08.2015 для проектирования объекта, с 01.08.2015 до 01.08.2017 для строительства объекта, с 01.08.2017 по 07.07.2019 для эксплуатации объекта) для комплексного освоения в целях проектирования и строительства малоэтажного жилого городка в р.п. Ванино, расположенного в границах улиц Пионерская, Мичурина, Гарнизонная.
Из пояснений, представленных налогоплательщиком в ходе камеральной
налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года, судом установлено, что строительство жилого комплекса в п. Ванино осуществляется для предоставления жилых помещений в пользование сотрудникам ООО "Сахатранс".
Общество выступает в роли заказчика, строительство выполняется подрядчиком. Реализация жилых помещений третьим лица категорически не планируется.
Из материалов дела усматривается, что названное обстоятельство подтверждено в ходе судебного разбирательства представителями ООО "Сахатранс".
В заседании суда апелляционной инстанции представители налогоплательщика пояснили, что реализация жилых помещений третьим лицам в настоящее время также отсутствует.
Из решения инспекции судом установлено, что отказ на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса от использования льгот, предусмотренных подпунктами 22 и 23 статьи 149 Кодекса, обществом за проверяемый период не заявлен.
Документы, подтверждающие внесение изменений в назначение объекта
строительства "Комплекс жилых домов" с целью осуществления в нем операций, подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщиком не представлены.
Таким образом, как установлено судом первой инстанции из материалов камеральной налоговой проверки, возводимый ООО "Сахатранс" жилой комплекс по адресу: Хабаровский край, Ванинский район п. Ванино, предназначен для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что налоговым органом правомерно отказано ООО "Сахатранс" в 3 квартале 2015 года в праве на налоговый вычет по НДС, на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями, при приобретении обществом товаров (работ, услуг) для строительства жилых домов.
Судом отклонен как несостоятельный довод налогоплательщика о том, что в проверяемом периоде операции по реализации жилых помещений в строящемся комплексе (освобождаемые от налогообложения) не производились, в связи с чем, налоговые вычеты должны быть представлены на общих основаниях, поскольку налогоплательщик имеет право заявить к вычету суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), только в случае использования таких товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих обложению данным налогом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что строительство жилого комплекса осуществляется для предоставления жилых помещений в пользование сотрудникам ООО "Сахатранс", которое на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождено от налогообложения.
Доводы общества о необходимости первоначально возместить налог из бюджета, а потом, при наличии необлагаемых операций, восстановить его к уплате в бюджет судом также отклонены обоснованно, поскольку в ходе камеральной проверки установлено, что приобретаемые товары (работы, услуги) используются для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы налогового законодательства, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, обоснованно признал, что оспариваемые решения налогового
органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ООО "Сахатранс" в предпринимательской и иной экономической сфере, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.10.2016 по делу N А73-10725/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10725/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2017 г. N Ф03-677/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Сахатранс"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5, Управление Федеральной налоговой службы Росии по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-677/17
14.12.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6793/16
14.10.2016 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10725/16
02.08.2016 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10725/16