г. Тула |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А68-4244/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии до перерыва представителей: истца - акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307) - Семенова А.В. (доверенность от 01.07.2015 N 01-12/2015ТНС), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - Чирьева С.М. (доверенность от 21.12.2015), в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Инверсия+" (ИНН 7130503142, ОГРН 1107154015055), в отсутствие после перерыва надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инверсия+" на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2015 по делу N А68-4244/2014, установил следующее.
Акционерное общество "ТНС энерго Тула" (далее - АО "ТНС энерго Тула") обратилась в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Инверсия+" (далее - ООО "Инверсия+") о взыскании задолженности в сумме 226 753 руб. 53 коп. (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья").
Решением суда от 09.12.2015 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы по государственной пошлине.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что многоквартирные дома (далее - МКД) в пос. Обидимо, ул. Советская, д. 1, ул. Пионерская, д. 1 включены в перечень домов непригодных для постоянного проживания (ветхий жилой фонд), в связи с чем общедомовые приборы учета на вышеуказанные МКД, установке не подлежат. Считает необоснованным использование при расчете электрической энергии общедомовых приборов учета, так как они принадлежат АО "ТНС энерго Тула" и показания общедомового прибора учета МКД снимают представители АО "ТНС энерго Тула", в отсутствии представителей ООО "ИНВЕРСИЯ+". Полагает, что, поскольку собственники помещений в МКД, обслуживаемых ООО "ИНВЕРСИЯ+" вносят плату за электроэнергию непосредственно АО "ТНС энерго Тула", то и требование об оплате сверхнормативного объема электрической энергии должны предъявляться к собственникам. Отмечает, что в общую долевую собственность МКД приборы учета переданы не были и собственниками жилых помещений не приняты; установка приборов учета в МКД произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в МКД, а, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН).
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АО "ТНС энерго Тула" предъявлено требование о взыскании образовавшейся в период январь-март 2014 года задолженности по оплате потребления на ОДН в сумме 226 753 руб. 53 коп. в МКД, расположенных по следующим адресам: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 9, ул. Ленина, д. 10, ул. Ленина, д. 11, ул. Пионерская, д. 4, ул. Светская, д. 3, ул. Светская, д. 5, ул. Светская, д. 6, ул. Светская, д. 7, ул. Школьная, д. 1, ул. Школьная, д. 2, ул. Школьная, д. 4.
Указанные МКД находятся в управлении ООО "Инверсия+" и данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Поставка энергии в спорные МКД осуществлялась АО "ТНС энерго Тула" в отсутствие договора с ООО "Инверсия+".
Удовлетворяя требования АО "ТНС энерго Тула" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец правомерно определил объем оказанных услуг исходя из показаний общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика.
Суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Осуществленная истцом поставка электрической энергии при отсутствии заключенного между сторонами письменного договора энергоснабжения, следует квалифицировать как сложившиеся договорные отношения по энергоснабжению мест общего пользования.
В силу пункта 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, в силу пункта 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование направлено, в частности, на обеспечение стабильности отношений по оказанию коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей компанией по отношению к МКД, для обеспечения которых истцом поставлялась электроэнергия, в том числе и на общедомовые нужды. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 и части 3.1 статьи 70 Кодекса ответчиком не представлено.
Пунктом 8 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как установлено частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу пункта 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из статьи 155 ЖК РФ следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ. Ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354).
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке части 7.1 статьи 155 ЖК РФ общим собранием решения, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребляемых энергоресурсов, остается управляющая организация.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной пунктом 44 Правил N 354 обязанности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
В связи с произведенным отпуском электроэнергии на энергоснабжение мест общего пользования истцом АО "ТНС энерго Тула" предъявлено требование о взыскании образовавшейся в период январь-март 2014 года задолженности по оплате потребления на ОДН в сумме 226 753 руб. 53 коп.
Пунктами 136, 137 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;
при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
Как следует из пункта 152 Основных положений N 442, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 Основных положений N 442, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 Основных положений N 442, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Кодекса).
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорными домами являются дома, расположенные по следующим адресам: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 9, ул. Ленина, д. 10, ул. Ленина, д. 11, ул. Пионерская, д. 4, ул. Светская, д. 3, ул. Светская, д. 5, ул. Светская, д. 6, ул. Светская, д. 7, ул. Школьная, д. 1, ул. Школьная, д. 2, ул. Школьная, д. 4.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 9, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3190, место установки - ВРУ-0,4 кВ дома.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 10, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3191, место установки - опора 12.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 11, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3192, место установки - ВРУ-0,4 кВ дома.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Пионерская, д. 4, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3193, место установки - ВРУ-0,4 кВ дома.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Светская, д. 3, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3184, место установки - ВРУ-0,4 кВ дома.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Светская, д. 5, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3185, место установки - ВРУ-0,4 кВ.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Светская, д. 6, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3186, место установки - ВРУ-0,4 кВ.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Светская, д. 7, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3187, место установки - ВРУ-0,4 кВ.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Школьная, д. 1, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3188, место установки - ВРУ-0,4 кВ дома.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Школьная, д. 2, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 20.11.2012 N 12/3189, место установки - ВРУ-0,4 кВ КТП-7348.
По дому, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Школьная, д. 4, истцом представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 01.04.2013, место установки - ВРУ-0,4 кВ дома.
По предложению суда апелляционной инстанции истцом представлены копии уведомления от 13.11.2012 N 114 в адрес открытого акционерного общества "Тулаэнегосбыта", муниципального образования Обидимское Ленинского района и ООО "Инверсия+" с отметками о получении.
Согласно указанному уведомлению поименованные в нем лица извещались о том, что 20.11.2012 в 10 часов 00 минут состоится приемка в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, установленных в следующих домах: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 9, ул. Ленина, д. 10, ул. Ленина, д. 11, ул. Пионерская, д. 4, ул. Светская, д. 3, ул. Светская, д. 5, ул. Светская, д. 6, ул. Светская, д. 7, ул. Школьная, д. 1, ул. Школьная, д. 2.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что требования истца правомерны на сумму в сумме 160 560 руб. 24 коп. в отношении следующих домам: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 9, ул. Ленина, д. 11, ул. Пионерская, д. 4, ул. Светская, д. 3, ул. Светская, д. 5, ул. Светская, д. 6, ул. Светская, д. 7, ул. Школьная, д. 1, так как приборы учета введены в эксплуатацию в соответствии с пунктами 144, 152 и 154 Основных положений N 442.
Вместе с тем, из расчета подлежит исключению задолженность по поставки в МКД, расположенные по адресам: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 10 и Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, Школьная, д. 2, электроэнергии на ОДН в сумме 14 570 руб. 64 коп. и 22 962 руб. 80 коп. соответственно, поскольку из представленных актов ввода приборов учета в эксплуатацию следует, что они установлены в нарушение пункта 144 Основных положений N 442, согласно которому приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), в то время как они установлены на опоре 12 и КТП-7438.
Обстоятельства установки приборов в МКД, расположенных по адресам: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 10 и Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, Школьная, д. 2, на опоре 12 и КТП-7438 истцом в суде апелляционной инстанции не оспорены.
Суд апелляционной инстанции в определении от 20.06.2016 предлагал третьему лицу и истцу представить мотивированные пояснения с предоставлением доказательств невозможности установления приборов учета на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, как то предусмотрено пунктом 144 Основных положений N 442.
Указанными лицами определение суда не было исполнено.
Таким образом, в отсутствие доказательств объективно свидетельствующих о невозможности установки в данных МКД приборов учета с соблюдением требований пункта 144 Основных положений N 442, основания для удовлетворения требований истца в данной части не имеется.
Также суд апелляционной инстанции полагает, что не подлежат удовлетворению требования истца в отношении потребления на ОДН в сумме 28 659 руб. 84 коп. по МКД, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, Школьная, д. 4, так как из упомянутого выше уведомления от 13.11.2012 N 114 не усматривается извещение указанных в нем лиц о приемке в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, установленного в данном МКД, что говорит о несоблюдении предусмотренного пунктом 152 Основных положений N 442 порядка и невозможности принятия прибора учета в качестве расчетного.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит изменению, а требования истца удовлетворению в сумме 160 560 руб. 24 коп.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что МКД в пос. Обидимо ул. Советская, д. 1, ул. Пионерская, д. 1 включены в перечень домов непригодных для постоянного проживания (ветхий жилой фонд), в связи с чем общедомовые приборы учета на вышеуказанные МКД, установке не подлежат. Однако, суд второй инстанции отмечает, что данные дома не входят в предмет спора и задолженность по ним не предъявлена в рамках настоящего дела.
Ответчик считает необоснованным использование при расчете электрической энергии общедомовых приборов учета, так как они принадлежат АО "ТНС энерго Тула" и показания общедомового прибора учета МКД снимают представители АО "ТНС энерго Тула", в отсутствии представителей ООО "ИНВЕРСИЯ+". Полагает, что, поскольку собственники помещений в МКД, обслуживаемых ООО "ИНВЕРСИЯ+" вносят плату за электроэнергию непосредственно АО "ТНС энерго Тула", то и требование об оплате сверхнормативного объема электрической энергии должны предъявляться к собственникам.
Положениями части 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Согласно правил 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Исходя из вышеизложенного, потребитель коммунальных ресурсов обязан производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных части 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
В случае, если собственники помещений в порядке части 7.1 статьи 155 ЖК РФ приняли решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, указанное внесение платы признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354).
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке части 7.1 статьи 155 ЖК РФ общим собранием решения не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов, остается управляющая организация.
Поскольку управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной пункт 44 Правил N 354 обязанности по своевременной оплате полученных коммунальных услуг.
Заявитель жалобы также отмечает, что в общую долевую собственность МКД приборы учета переданы не были и собственниками жилых помещений не приняты; установка приборов учета в МКД произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в МКД, а, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах за ОДН.
На данный довод суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что как установлено выше, в отношении МКД, расположенных Тульская область, Ленинский район, пос. Обидимо, ул. Ленина, д. 9, ул. Ленина, д. 11, ул. Пионерская, д. 4, ул. Светская, д. 3, ул. Светская, д. 5, ул. Светская, д. 6, ул. Светская, д. 7, ул. Школьная, д. 1, приборы учета введены в эксплуатацию в соответствии с пунктами 144, 152 и 154 Основных положений N 442.
Относительно обстоятельства непередачи приборов учета собственниками жилых помещений суд второй инстанции считает необходимым указать, что данный факт не является правоопределяющим для разрешения спора и подлежит расцениванию, как злоупотребление правом, поскольку ответчиком не представлено в материалы дела ни одного документа, подтверждающего его намерения оформить в установленном законом порядке правоустанавливающие документы на спорные ОДПУ или установить собственные приборы учета, как того требует законодательство (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.01.2016 по делу N А08-10890/2014).
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание судебную практику, изложенную в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2016 по делу N А62-2489/2015.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку решение суда изменено, то судебные расходы по делу подлежат перераспределению, так в силу статьи 110 Кодекса:
- с ООО "Инверсия +" в пользу АО "ТНС энерго Тула" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2 000 руб.;
- с ООО "Инверсия +" надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 335 руб. 40 коп. за рассмотрение искового заявления.
- АО "ТНС энерго Тула" в пользу ООО "Инверсия +" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 875 руб. 75 коп.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2015 по делу N А68-4244/2014 изменить.
Исковые требования акционерного общества "ТНС энерго Тула" удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Инверсия +" в пользу акционерного общества "ТНС энерго Тула" долг в сумме 160 560 руб. 24 коп. В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Инверсия +" в пользу акционерного общества "ТНС энерго Тула" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Инверсия +" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 335 руб. 40 коп. за рассмотрение искового заявления.
Взыскать с акционерного общества "ТНС энерго Тула" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инверсия +" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 875 руб. 75 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4244/2014
Истец: АО "ТНС Энерго Тула", ОАО "Тульская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "ИНВЕРСИЯ+"
Третье лицо: ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ОАО Мрск Центра и приволжья