Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2016 г. N Ф10-4265/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
14 июля 2016 г. |
Дело N А83-2751/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Горошко Н.П.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-оздоровительный центр "Демерджи" - Попковой Е.А.;
другие лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-оздоровительный центр "Демерджи" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 декабря 2015 года по делу N А83-2751/2015 (судья Евдокимова Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-оздоровительный центр "Демерджи" (ул. Перекопская, 4, г. Алушта, 298510, ОГРН 1149102061514)
к Службе государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, 6, г. Симферополь, 295006)
с участием прокуратуры Республики Крым (ул. Севастопольская, 21, г. Симферополь, 295015)
заинтересованное лицо - ГУП Республики Крым "Вода Крыма" в лице Алуштинского филиала (ул. Партизанская, 41, г. Алушта, 298500)
о признании недействительным и отмене приказа,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Лечебно-оздоровительный центр "Демерджи" (с 21 октября 2014 года присвоен ОГРН 1149102061514, ранее зарегистрированное по законодательству Украины 08 августа 2000 года с регистрационным N 23437225 - л.д. 17-31, 60-65 т. 1, далее - ООО "ЛОЦ "Демерджи" или заявитель) требований о признании недействительным и отмене приказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН 1149102049678 - л.д. 56-59, 71 т. 1, далее - Служба госстройнадзора РК), которым отменена регистрация декларации о начале выполнения строительных работ по новому строительству пляжных сооружений (л.д. 28-35 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что Службой госстройнадзора РК отменена регистрация поданной заявителем декларации о начале выполнения строительных работ, поскольку в этой декларации указаны недостоверные данные, а именно о предоставлении земельного участка для строительства, тогда как на земельном участке строительство запрещено; кроме того, заявителем не получено согласование инженерных служб города, что было необходимым условием для регистрации декларации.
ООО "ЛОЦ "Демерджи" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе указано на то, что не установлено недостоверности приведенных в декларации о начале выполнения строительных работ данных, в декларации указаны земельные участки площадью 1240 кв.м. по государственному акту и 250 кв.м. арендованного земельного участка; ГУП РК "Вода Крыма" согласовало техническое задание на строительство пляжных сооружений, на основании которого был разработан рабочий проект устройства монолитного канала для канализационного коллектора на месте строительства сооружений (л.д. 47-48 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель ООО "ЛОЦ "Демерджи" просил удовлетворить апелляционную жалобу, так как земельный участок площадью 1240 кв.м. предоставлен в пользование заявителя для благоустройства и функционирования пляжа, строительство пляжного сооружения является благоустройством пляжа.
Иные участники в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены определением от 23 июня 2016 года, копии которого получили 28 июня и 01 июля 2016 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 35 т. 3). Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25 июня 2016 года, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 37 т. 3).
Служба госстройнадзора РК заявила ходатайство об отложении судебного заседания из-за нахождения ее представителя в отпуске и загруженности юридического отдела (л.д. 40 т. 3).
Учитывая необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, возражения заявителя против ходатайства об отложении судебного заседания, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: отказать в удовлетворении ходатайства, рассмотреть дело без участия в судебном заседании лиц, которые не явились.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 107-134, 144-145 т. 2, л.д. 1-31, 45-73, 75-102, 104-133 т. 3) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
15 апреля 2015 года начальником Службы государственного строительного надзора Республики Крым Тимощенко С.Д. (л.д. 72 т. 1) издан приказ N 10-ОД, которым отменена регистрация декларации N РК 082140003516 от 30 сентября 2014 года заказчика ООО "ЛОЦ "Демерджи" о начале выполнения строительных работ "Строительство пляжных сооружений по ул. Перекопская, 4, в г. Алушта", решены вопросы исполнения этого приказа (л.д. 32 т. 1).
Этот приказ мотивирован тем, что на основании представления прокурора Республики Крым N 7/2-224-2015/прд3-2015 от 17 марта 2015 года (л.д. 110-112 т. 1) выявлены недостоверные сведения, внесенные в указанную выше декларацию, в части информации о земельном участке, строительство на котором запрещено, а также несоблюдение требований пункта 7 градостроительных условий и ограничений - строительные работы не согласованы с инженерными службами города.
Об отмене регистрации декларации заявитель извещен письмом от 15 апреля 2015 года, полученным им 24 апреля 2015 года (л.д. 50 т. 1).
Из представленной декларации о начале выполнения строительных работ, правоустанавливающих документов на земельные участки, а также документов на строительство установлено следующее.
25 сентября 2014 года заявителем как заказчиком строительства подана и 30 сентября 2014 года зарегистрирована за N РК 082140003516 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым декларация о начале выполнения строительных работ, заполненная по форме - Приложение 2 к Порядку выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 в редакции 11 апреля 2014 года (л.д. 33-35 т. 1).
Этой декларацией задекларировано новое строительство пляжных сооружений по ул. Перекопской, 4, в г. Алушта, с кодом объекта 2412.1, II категории сложности, по разработанной предприятием "Зодчий" (ИНН 31367940) и утвержденной заявителем проектной документации, прошедшей экспертизу филиала ГП "Укргосстройэкспертиза" (ИНН 35850091) (л.д. 108-110 т. 2), по выданным градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка Управлением градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета N 12 от 05 февраля 2014 года.
В декларации указано, что земельный участок под строительство используется на основании договора аренды земли от 26 ноября 2012 года N 614, Государственного акта на право постоянного пользования землей серии II-КМ N 002854 за реестровым N233 от 19 февраля 2001 года. Основными показателями объекта строительства указаны: 240 кв.м. - площадь участка, 316 кв.м. - площадь застройки, 632,5 кв.м. - общая площадь, 2322 куб.м. - строительный объем, 2 этажа.
Факт наличия у заявителя в пользовании и аренде земельных участков подтвержден правоустанавливающими документами:
1) земельный участок площадью 1,9440 га (состоящий из трех участков: N 1 площадью 1,59 га, N 2 - 0,23 га, N 3 - 0,1240 га), расположенный в г. Алушта Республики Крым, ул. Перекопская, дом 4, для размещения лечебно-оздоровительного центра "Демерджи", для благоустройства и функционирования пляжа - в постоянном пользовании по государственному акту на право постоянного пользования землей серии II-КМ N 002854, выданного 19 февраля 2001 года Алуштинским городским советом, зарегистрированным в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за N 223 (л.д. 131-134 т. 2);
2) земельный участок площадью 0,0250 га с кадастровым N 01103000:00:01:003:0384, расположенный в г. Алушта Республики Крым, центральная набережная, в районе спасательной станции, для организации проката и стоянки маломерных суден - в аренде сроком на 49 лет по договору от 26 ноября 2012 года с арендодателем Алуштинским городским советом; 23 сентября 2013 года совершена государственная регистрация этого договора аренды в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и о регистрации иного вещного права Украины (л.д. 111-130 т. 2); 18 мая 2010 года установлены границы этого земельного участка в натуру и переданы арендатору межевые знаки (л.д. 123-124 т. 2), 26 ноября 2012 года арендодатель передал арендатору земельный участок (л.д. 125 т. 2); пунктом 5 этого договора предусмотрены ограничения использования земельного участка, в том числе - без права капитального строительства на площади 0,0250 га (код 1.4/01.06.01).
Из пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что в декларации о начале нового строительства ошибочно был указан арендованный земельный участок площадью 0,0250 га, на этом земельном участке заявитель не планировал строительство пляжных сооружений; такое строительство заявитель запланировал на участке площадью 0,1240 га, входящем в состав земельного участка площадью 1,9440 га, расположенного в г. Алушта, ул. Перекопская, дом 4, предоставленном для размещения, благоустройства и функционирования пляжа; допущенная в декларации ошибка (указание земельного участка площадью 0,0250 га) не свидетельствует о недостоверности сведений, указанных в декларации, которые могут быть основанием для отмены регистрации декларации.
Действительно, из указанного выше государственного акта на право постоянного пользования землей с приложением, а также проекта отвода и технического отчета по перенесению в натуру границ отвода земельного участка следует, что в 2000 году заявителю в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,1240 га в районе спасательной станции для использования в рекреационных целях для благоустройства и эксплуатации пляжа (л.д. 75-102 т. 3).
При этом, Управлением архитектуры и градостроительства этот проект отвода земельного участка был согласован при условии не планирования строительства каких-либо объектов (л.д. 76 т. 3 оборот), заявитель испрашивал в постоянное пользование этот земельный участок, указывая на отсутствие намерения производить на нем строительство (л.д. 80 т. 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территории Республики Крым особенности регулирования градостроительных, земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 7 главы 2 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N2040-6/14 (ред. от 24 декабря 2014 года, действовавшая на момент отмены регистрации декларации), установлено, что в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации или в прилагаемых документах, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
По состоянию на дату регистрации декларации Порядок выполнения строительных работ, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 предусматривал:
пункт 10 - Инспекция в течение десяти рабочих дней со дня поступления декларации проверяет полноту данных, указанных в декларации, и вносит в единый реестр;
пункт 14 - в случае выявления Инспекцией указанных в декларации недостоверных данных (установления факта, что на дату регистрации декларации информация, которая указывалась в ней, не соответствовала действительности, и/или выявления расхождений между данными, указанными в декларации), которые не являются основанием считать объект самовольным строительством, Инспекция письменно уведомляет заказчика в течение одного рабочего дня со дня такого обнаружения;
пункт 14 - в случае выявления Инспекцией недостоверных данных (установления факта, что на дату регистрации декларации информация, которая указывалась в ней, не соответствовала действительности, и/или выявления расхождений между данными, указанными в декларации), приведенных в зарегистрированной декларации, является основанием считать объект самовольным строительством, в частности, если он построен или строится на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без документа, который дает право выполнять строительные работы, или должным образом утвержденного проекта или строительного паспорта, регистрация такой декларации подлежит отмене Инспекцией; Инспекция отменяет регистрацию декларации путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации, которые являются основанием считать объект самовольным строительством.
В соответствии с пунктом 29 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции (далее - Порядок), в случае выявления Инспекцией недостоверных данных (установление факта, что на дату регистрации декларации информация, указанная в ней, не соответствовала действительности, и/или выявления расхождений между данными, указанными в декларации), приведенных в зарегистрированной декларации, являющихся основанием считать объект самовольным строительством, в частности, если он построен или строится на земельном участке, не отведенном для этой цели, регистрация такой декларации подлежит отмене Инспекцией.
Из указанных положений следует, что основанием отмены декларации является только недостоверные данные (расхождение в данных приравнивается к недостоверности), которые очевидно служат основанием считать объект самовольным строительством, и этот факт документально должен быть установлен на момент издания оспариваемого приказа.
Как следует из установленных обстоятельств, заявитель задекларировал новое строительство пляжных сооружений на земельном участке площадью 1240 кв.м., предоставленном не для строительства, а для благоустройства пляжа, при этом одним из условий отвода этого земельного участка было - не планирование строительства.
Доводы заявителя о том, что благоустройство пляжа включает в себя строительство пляжных сооружений, никакими доказательствами не подтверждены и опровергаются проектом отвода земельного участка и указанным в правоустанавливающем документе целевым назначением земельного участка - для благоустройства пляжа, а не для строительства на пляже.
Факт наличия утвержденного проекта строительства пляжных сооружений, получения согласований по этому строительству, а также получение от ГУП КР "Вода Крыма" технических условий для защиты канализационного коллектора (что было необходимо для начала строительства пляжных сооружений) не влияют на оценку обстоятельств, а именно сведений о целевом назначении земельного участка, строительство на котором заявитель задекларировал.
Таким образом, заявитель в декларации указал недостоверные данные, свидетельствующие о самовольном строительстве, что является основанием для отмены государственной регистрации декларации о начале строительных работ нового объекта; Служба госстройнадзора РК имела полномочия на принятие акта об отмене государственной регистрации, ее полномочия не оспариваются и подтверждаются указанными выше нормами права.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права; иных оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 декабря 2015 года по делу N А83-2751/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-оздоровительный центр "Демерджи" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2751/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2016 г. N Ф10-4265/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Демерджи"
Ответчик: Служба государственного строительного надзора Республики Крым
Третье лицо: Алуштинский филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма", ГУП Республики Крым "Вода Крыма" в лице Алуштинского филиала, Прокуратура Республики Крым