Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф01-4727/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А29-506/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Барьяхтар И.Ю., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Нусратуллина Э.Г., по доверенности от 08.04.2014,
представителя ответчика-1 (Администрации муниципального района "Прилузский") - Скаковского А.А., по доверенности от 30.03.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района "Прилузский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2016 по делу N А29-506/2014, принятое судом в составе судьи Тугарева С.В.,
по иску Мезенцева Леонида Валерьевича
к администрации муниципального района "Прилузский" (ОГРН: 1021101006981; ИНН: 1112003570); Рубцову Игорю Витальевичу; Афанасьеву Илье Александровичу
о признании недействительными результатов конкурса,
установил:
Мезенцев Леонид Валерьевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района "Прилузский" (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительными и отмене результатов открытого конкурса на предоставление финансовой поддержки на развитие и модернизацию собственного бизнеса субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидии (гранта) и обязании администрации заключить с ним соглашение о предоставлении субсидии (гранта).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рубцов Игорь Витальевич, Афанасьев Илья Александрович.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2014 (судья Князева А.А.) иск удовлетворен частично: признаны недействительными (незаконными) результаты конкурса, оформленные протоколом заседания комиссии по отбору начинающих субъектов малого предпринимательства от 13.12.2013. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 16.02.2015 отменил постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2015, решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.08.2014 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 решение от 19.08.2014, постановление апелляционного суда от 16.04.2015, постановление кассационного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования, просил признать недействительными результаты открытого конкурса на предоставление финансовой поддержки на развитие и модернизацию собственного бизнеса субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидии (гранта), оформленные протоколом заседания комиссии от 13.12.2013, соглашение N 10 от 24.12.2013, заключенное между Администрацией и Афанасьевым Ильей Александровичем, соглашение N 11 от 24.12.2013, заключенное между Администрацией и Рубцовым Игорем Витальевичем.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2016 исковые требования удовлетворены, открытый конкурс признан недействительным, соглашения от 24.12.2013 N 10 и N 11 также признаны недействительными.
Администрация муниципального района "Прилузский" с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, при проведении второго этапа конкурса члены комиссии в индивидуальном порядке рассматривали представленные на конкурс бизнес-проекты и выносили решения о возможности либо невозможности предоставить муниципальную поддержку, каждый из членов для себя выбирал победителей конкурса. Критерии и замечания, по которым бизнес-проект истца не пришел конкурсный отбор отражены в пояснительной записке к протоколу конкурсного отбора бизнес-проектов от 13.12.2013. Равный доступ к получению поддержки должен быть обеспечен только тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, предусмотренным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поскольку соглашения, заключенные с победителями, исполнены, удовлетворение иска не приведет к восстановлению прав истца.
Заявителем в суд представлены дополнительные доказательства, которые в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возврату заявителю ввиду отсутствия уважительности причин их непредставления в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал.
Мезенцев Л.В. письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил. Представитель Мезенцева Л.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Рубцов И.В., Афанасьев И.А. отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация объявила конкурс на предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки в форме субсидирования на развитие и модернизацию собственного бизнеса. Заявки на участие в конкурсе принимались в период с 25.11.2013 по 05.12.2013.
Открытый конкурс, для участия в котором подано 7 заявок (в том числе заявка Мезенцева Л.В.), состоялся 13.12.2013. Комиссией установлен средний проходной балл 1,8. Поскольку участники конкурса получили от 1,8 баллов до 2,8 баллов, к участию во втором этапе конкурса допущены все претенденты на получение субсидий (грантов).
Победители второго этапа конкурса Рубцов И.В. и Афанасьев И.А., получившие на первом этапе соответственно 2,3 и 2,0 баллов, определены путём прямого голосования членов комиссии. С победителями 24.12.2013 подписаны соглашения N 10 и N 11 о предоставлении субсидии.
Не согласившись с результатами конкурса, Мезенцев Л.В., получивший 2,8 баллов на первом этапе, обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Приказом Министерства сельского хозяйства России от 06.03.2012 N 172 утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы".
В соответствии с указанной программой администрацией муниципального района "Прилузский" разработана районная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе "Прилузский" на 2012-2004 годы, утвержденная постановлением администрации СМР "Прилузский" от 07.09.2011 N 1156.
02.04.2013 администрацией принято постановление N 504 "Об утверждении условия и порядка оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе "Прилузский".
Указанным постановлением также установлен Порядок конкурсного отбора бизнес-проектов для получения субсидии (гранта) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства МР "Прилузский" на развитие и модернизацию собственного бизнеса.
В соответствии с пунктом 7 Порядка комиссия по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства рассматривает и оценивает представленные на конкурс бизнес-проекты претендентов, исходя из критериев и бальной шкалы оценок. В качестве критериев оценки названы качество составления бизнес-проекта, экономическая эффективность бизнес-проекта, социальная эффективность бизнес-проекта, бюджетная эффективность бизнес-проекта, расчет общей оценки бизнес-проекта.
Порядком также определены иные показатели, в том числе: сфера деятельности, индекс доходности, срок окупаемости проекта, вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта от суммы запрашиваемой субсидии, создание дополнительных рабочих мест, размер средней заработной платы, период возврата субсидии в виде налоговых и неналоговых платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды; значение данных показателей в значении от 0 до 5 баллов; вес показателей.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что если по результатам конкурсного отбора бизнес-планов по шкале оценок количество прошедших бизнес-планов превысили количество выдаваемых грантов, то проводится дополнительный отбор проектов путем прямого голосования членов комиссии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
Таким образом, ссылка Администрации на то, что дополнительный отбор осуществлялся самостоятельно каждым из членов комиссии, не соответствует как Порядку, содержащему критерии оценки проекта, так и нарушает принцип равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программе.
При этом не могут быть приняты во внимание те критерии, которые отражены в пояснительной записке к протоколу от 13.12.2013, поскольку содержащиеся в них замечания не основаны на оценке бизнес проекта истца применительно к установленным Порядком критериям.
При указанных обстоятельствах, истец, получив высший балл на первом этапе, объективно не мог предвидеть необходимость соблюдения каких-либо еще индивидуальных (субъективных) требований каждого из членов комиссии.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" предусмотрено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Наличие субъективного мнения членов комиссии в отрыве от установленных Порядком критериев оценки представленных бизнес-проектов не могло не повлиять на результаты торгов, следовательно, нарушение является существенным.
Довод ответчика о фактическим исполнении соглашений отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное обстоятельство не влияет на нарушение порядка проведения конкурса, действительность соглашения и не имеет правового значения, что следует из определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 по настоящему делу.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияющее на разрешение спора по существу, а также влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2016 по делу N А29-506/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района "Прилузский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-506/2014
Истец: Мезенцев Леонид Валерьевич
Ответчик: Администрация МР Прилузский, Администрация муниципального района "Прилузский"
Третье лицо: Афанасьев Илья Александрович, Рубцов Игорь Витальевич
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4159/17
05.07.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4170/17
09.11.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4727/16
19.07.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4712/16
13.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-506/14
26.06.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2241/15
16.04.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2296/15
16.02.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6226/14
29.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8079/14
19.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-506/14