Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 сентября 2016 г. N Ф05-13209/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А41-108524/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Переплетовой К.Ю. (представителя по доверенности от 02.12.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новикова С.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
от общества с ограниченной ответственностью "Арома-2007" - извещено, представитель не явился,
от федерального казенного санаторно-курортного учреждения "Санаторий "Подмосковье" - извещено, представитель не явился,
от администрации Красногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2016 по делу N А41-108524/15, принятое судьей Новиковой Е.М.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), котором просило:
- признать незаконным отказ управления от 22.10.2015 N 50/001-50/004/2015-9544 в государственной регистрации права федеральной собственности на объект незавершенного строительства кадастровым номером 50:11:0050301:3162 (предыдущий номер 50:11:0050301:647);
- обязать произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на данный объект.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Арома-2007" (далее - общество), федеральное казенное санаторно-курортное учреждение "Санаторий "Подмосковье" (далее - учреждение), администрация Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе агентство просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель агентства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения агентства от 09.11.2012 N 738 объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:11:0050301:3162 (предыдущий номер 50:11:0050301:647) передан учреждению в оперативное управление.
Право оперативного на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:11:0050301:3162 (предыдущий номер 50:11:0050301:647) зарегистрировано за учреждением, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.11.2012 N 50-50-98/065/2012-121.
Учреждение от имени агентства на основании доверенности от 16.07.2015 N 387/Д-0910.09.2015 10.09.2015 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:11:0050301:3162 (предыдущий номер 50:11:0050301:647) площадью 1 422 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, санаторий "Петрово-Дальнее", с приложением необходимых документов.
По результатам рассмотрения представленных документов управление 22.10.2015 отказало в государственной регистрации права на данный объект.
Из сообщения об отказе в государственной регистрации от 22.10.2015 N 50/001-50/004/2015-9544 следует, что причиной, послужившей основанием для отказа в регистрации права на объект незавершенного строительства, является отсутствие в приложенных документах на государственную регистрацию разрешения на строительство объекта незавершенного строительства. Кроме того, указано на то, что ЕГРП содержит сведения об иной площади того же объекта (1 080 кв.м.), чем заявлено при государственной регистрации и указано в приложенных к заявлению о государственной регистрации документах: кадастровом паспорте и выписке из реестра федеральной собственности (1 422 кв.м.).
Считая, что отказ в государственной регистрации права Российской Федерации на указанный объект незавершенного строительства являются незаконным, агентство 29.12.2015 оспорило его в судебном порядке.
Отказывая агентству в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал обоснованным оспариваемый отказ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регламентирован Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон).
В силу части 1 статьи 12 Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами недвижимости являются здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Согласно части 2 статьи 25 Закона право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с доводами управления о том, что для государственной регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства учреждению необходимо было представить разрешение на строительство, а также указал, что на государственную регистрацию не представлено документов, подтверждающих, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:11:0050301:647 и 50:11:0050301:3162 являются одним и тем же объектом недвижимости, учитывая их различия в части вида площади и вида объекта недвижимости.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно охранному обязательству от 1806.2013 N 51-13, выданного Министерством культуры Московской области объект недвижимости "Конюшни" является памятником истории и культуры и входит в состав объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Петровское-Дальнее (Дурасовых), XVI-XVIII вв.".
Это охранное обязательство было представлено на государственную регистрацию, более того, на этот документ управление ссылалось в оспариваемом отказе.
Право федеральной собственности на данный объект является ранее возникшим, в связи с чем с чем для его государственной регистрации не требовалось разрешения на строительство.
На вопрос апелляционного суда, кем должно быть выдано разрешение на строительство объекта недвижимости "Конюшни" XVI-XVIII вв., министерством, администрации, представитель управления ответить затруднился.
Суд первой инстанции, указывая на то, что с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности не представлено разрешение на строительство, также в обжалуемом решении не пояснил, кем должно быть выдано такое разрешение в XVI-XVIII вв.
Как указывает учреждение, в настоящее время данный объект находится в частично руинированном (аварийном) состоянии, ремонт (реставрационные работы) которого не проводились последние 90 лет.
Этот объект недвижимости ввиду частичного разрушения не может выполнять бытовые, хозяйственные, технические и другие функции.
В связи с этим при оформлении технического описания, технического плана в ГУН МО "МОБТИ" и кадастрового паспорта в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области вид объекта недвижимости "Конюшни" был определен как объект незавершенного строительства.
Заявленный к государственной регистрации права собственности Российской Федерации объект недвижимости - "Конюшни" является одним и тем же объектом недвижимости, на который учреждение ранее уже получило свидетельство о регистрации права оперативного управления на здание (конюшни) от 26.11.2012 50-АД N 640045, что подтверждено самим же управление в оспариваемом отказе.
Учреждение получило указанное свидетельство на основании двух документов:
- распоряжения агентства от 09.11.2012 N 738 о закреплении за учреждением на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, в том числе, объекта недвижимости "Конюшни";
- технического паспорта здания "Конюшни" с указанием общей площади здания- 1080 кв.м., который передан учреждению предыдущим правообладателем - ФГУП "Оздоровительный комплекс "Ильинское".
В дальнейшем учреждение провело документальную работу по оформлению документов технического учета объекта недвижимости "Конюшни", по итогам которой изготовлен технический план объекта незавершенного строительства, на основании которого был осуществлен кадастровый учет объекта с получением на него кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства. В ходе оформления указанных документов была уточнена общая площадь объекта недвижимости "Конюшни" - 1422 кв.м., которая была и внесена в ГКН.
На вопрос апелляционного суда, что мешало при государственной регистрации внести в ЕГРП сведения об уточненной площади объекта с учетом того, что такие сведения были внесены в ГКН, представитель управления ответить не смог.
Материалами дела подтверждается, что в данном случае идет речь об одном и том объекте.
При этом объяснено противоречие по общей площади объекта в документах, относящихся объекту недвижимости "Конюшни", а именно, между ранее оформленным свидетельством о регистрации права оперативного управления на здание (конюшни) от 26.11.2012 50 АД N 640045 с указанием общей площади здания - 1080 кв.м. и позже оформленными документами (технического плана объекта незавершенного строительства, кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства, выписки из реестра федерального имущества от 23.06.2014 N 406/2), согласно которым указанная общая площадь объекта составляет 1 422 кв.м.
Поскольку на государственную регистрацию представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный объект, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона, суд первой инстанции ошибочно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований, которые могли бы препятствовать в государственной регистрации права федеральной собственности на упомянутый объект культуры, не имеется.
В связи с этим допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации подлежит устранению путем возложения на управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный объект.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2016 по делу N А41-108524/15 отменить.
Заявленные требования удовлетворить
Признать незаконным отказ Управления Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 22.10.2015 N 50/001-50/004/2015-9544 в государственной регистрации права федеральной собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:11:0050301:3162 (предыдущий номер: 50:11:0050301:647).
Обязать Управление Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:11:0050301:3162 (предыдущий номер: 50:11:0050301:647).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-108524/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 сентября 2016 г. N Ф05-13209/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Росимущества в Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "Арома-2007", ФКУ Санаторий "Подмосковье" ФСКН России, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области