Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф05-16494/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А41-103606/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - садоводческого некоммерческого товарищества "Урожайный" - Ковальской В.В. (представителя по доверенности от 01.09.2015),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - Самосват Н.С. (представителя по доверенности от 21.09.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2016 по делу N А41-103606/15, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
садовое некоммерческое товарищество "Урожайный" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- признать недействительным решение кадастровой палаты от 15.06.2015 N МО-15-РКФ-223571.
- обязать кадастровую палату осуществить кадастровый учет земельного участка общего пользования товарищества площадью 6 948 кв.м. и внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030232:88.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.04.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе кадастровая палата просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель кадастровой палаты в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель товарищества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Товариществу 08.02.1993 выдан государственный акт N МО-1300-152, согласно которому для коллективного садоводства товариществу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 4,482 га (44 820 кв.м.) в границах, указанных на чертеже.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:13:0030232:88. Согласно кадастровой выписке от 25.07.2012 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В выписке также указано, что правообладателем участка является с/т "Урожайный", вид права - коллективная собственность.
В целях уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером Фроловым А.Ю. 06.10.2014 изготовлен межевой план земельного участка. Из заключения кадастрового инженера следует, что фактическая площадь земельного участка составляет 6 948 кв.м.
Товарищество 27.02.2015 обратилось в кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений земельного участка, к заявлению приложило межевой план от 06.10.2014.
Решением кадастровой палаты от 13.03.2015 N МО-15/РКФ-113737 приостановлено осуществление кадастрового учета со ссылкой на отсутствие сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка, товариществу предложено обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний.
Решением кадастровой палаты от 19.05.2015 N МО-15/РКФ-193667 отказано в снятии приостановления со ссылкой на несоблюдение части 9 статьи 38 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), поскольку уточненная площадь составляет 6 818 кв.м., тогда как площадь участка по сведениям ГКН составляет 44 820 кв.м. Товариществу предложено обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
Решением кадастровой палаты от 15.06.2015 N МО-15/РКФ-223571 отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и отсутствием сведения об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.
Товарищество, считая названный отказ кадастровой палаты незаконным и нарушающим его права и законные интересы, 10.12.2015 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования товарищества, суд первой инстанции их признал обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из этого трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений следует исчислять не с даты вынесения данных актов, решений, а с момента, когда заявитель узнал (должен был узнать) об этих актах и их содержании.
В данном случае решение кадастровой палаты от 15.06.2015 товарищество оспорило в судебном порядке 10.12.2015.
При этом в материалах дела отсутствуют документы, из которых можно было бы сделать вывод о том, что товарищество узнало либо с очевидностью должно было узнать об оспариваемом решении кадастровой палаты ранее, чем за три месяца до обращения в арбитражный суд, то есть до 10.09.2015.
При таких обстоятельствах не имеется достаточных оснований для пропуска товариществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, в связи с чем апелляционный суд исходит из соблюдения товариществом данного срока.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно подпункту 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11-20, 25-30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в статье 22 Закона о кадастре. К таковым документам относятся межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно пунктам 1 и 12 статьи 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 Закона о кадастре случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона о кадастре, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" установлены соответствующие положения о порядке составления и заполнения межевого плана.
В соответствии с пунктом 12 Требований, утвержденных вышеуказанным приказом, раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях:
1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка;
3) в иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Согласно пункту 70 Требований раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
В случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
Пункт 70.1 Требований устанавливает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре устанавливается, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из представленного в материалы дела межевого плана следует, что в нем содержится заключение кадастрового инженера с обоснованием уточнения границ земельных участков, а именно - границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать или более лет и позволяющие определить местоположение границ земельного участка (капитальный забор). Доказательств обратного кадастровой палатой не представлено.
В данном случае в результате работ выявлено расхождение фактической площади земельного участка (6 948 кв.м.) с данным ГКН (44820 кв.м.). Общая площадь земельного участка, включая участки, принадлежащие членам товарищества на праве собственности, составляет 46 416 кв.м.
Между тем площадь принадлежащего товариществу участка не может включать земельные участки его членов. В связи с этим кадастровым инженером определена площадь земельного участка товарищества как территории общего пользования членов товарищества (дороги).
Кадастровый инженер сделал вывод о том, что при выдаче товариществу государственного акта на право собственности на землю в нее была ошибочно включена площадь земельных участков, принадлежащих членам товарищества.
При этом из данного акта, действительно, следует, что 4.482 га представлено товариществу как собственнику, владельцу, пользователю. Графы акта о коллективной совместной собственности не заполнены, члены товарищества, предоставление им земли в акте не упоминается.
При этом в эти 4.482 га земли предоставленной товариществу не могли быть включены земельные участки его членов.
На вопрос апелляционного суда, имеется у кадастровой палаты претензии к правильности определения кадастровым инженером местоположения и границ земельного участка общего пользования членов товарищества (дороги), представитель кадастровой палаты ответил отрицательно.
На вопросы суда, нарушит ли внесение в ГКН уточненных сведений о местоположении границ и площади земельного участка права и законные интересы кого-либо, будет ли это неправильным, представитель кадастровой палаты ответил также отрицательно, однако заметил, что осуществление кадастровой палатой кадастрового учета изменений по заявлению товарищества не соответствовало бы законодательству.
В связи с вопросами апелляционного суда товарищество заявило, что всем членам товарищества выданы свидетельства на землю, большинство участков поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы за членами товарищества на праве собственности. При этом товарищество представило в материалы дела дополнительные документы, подтверждение эти обстоятельства.
В качестве законного основания, препятствующего кадастровому учету изменений по заявлению товарищества, представитель кадастровой палаты сослался на недопустимость кадастрового учета изменений, в результате которых площадь земельного участка меняется более чем на 10 процентов.
В связи с этим утверждением суд перенес судебное разбирательство, предложив кадастровой палате привести соответствующие нормы.
В судебном заседании после отложения судебного разбирательства представитель кадастровой палаты снял свои возражения, пояснив, что имеются ограничения в кадастровом учете изменений, в результате которых площадь земельного участка увеличивается более чем на 10 процентов, в части уменьшения площади земельного участка (о чем идет речь в рассматриваемом споре) таких ограничений нет.
Вывод суда первой инстанции о том, что товариществом при обращении в кадастровую палату представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона о кадастре, необходимые и достаточные для осуществления государственного кадастрового учета, является верным.
Как правильно указал суд, у кадастровой палаты отсутствовали основания для приостановления осуществления кадастрового учета и последующего отказа в его осуществлении.
Из доводов кадастровой палаты, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2016 по делу N А41-103606/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-103606/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф05-16494/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Садовое некоммерческое товарищество "Урожайный", СНТ "Урожайный"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра"