Пять лет на Северном Кавказе происходят вооруженные столкновения, жертвами которых стали тысячи российских граждан. В августе 1999 года незаконные вооруженные формирования проникли на территорию Республики Дагестан.
В городах Буйнакске и Москве террористы осуществили варварские и циничные по своей жестокости и античеловечности террористические акции, в результате которых погибли сотни мирных граждан, в том числе старики и дети.
Все отчетливее проявляются захватнические цели определенных сил в мире, которые, прикрываясь знаменем воинствующего панисламизма и используя его приверженцев, силой оружия пытаются отторгнуть от России Прикаспийский регион.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поддерживает осуществляемые в Республике Дагестан меры по уничтожению незаконных вооруженных формирований и предотвращению эскалации конфликта, а также высоко оценивает героизм и мужество личного состава группировки федеральных сил, жителей Республики Дагестан, вставших на защиту независимости и территориальной целостности России, и склоняет голову перед павшими в борьбе с террористами.
Вместе с тем Государственная Дума констатирует, что главной причиной северокавказского кризиса являются серьезные просчеты Президента Российской Федерации, прежних составов Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации при формировании и реализации в этом регионе стратегии национальной политики, которая бы не консервировала весь комплекс многолетних проблем, а способствовала их постепенному и бескровному разрешению в интересах как Российской Федерации в целом, так и каждого ее гражданина независимо от национальности и вероисповедания.
Президент Российской Федерации, прежние составы Правительства Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации недооценили тот факт, что в последние годы сформировался потенциал внутренней угрозы безопасности государства и территориальной целостности страны, в первую очередь на Северном Кавказе. Принимаемые меры по разрешению проблем Северо-Кавказского региона оказались недейственными и ошибочными.
Огромный ущерб обеспечению национальной безопасности Российской Федерации нанесла политика властей по отношению к Чеченской Республике в результате подписания хасавюртовских соглашений, основные положения которых преднамеренно не выполнялись чеченской стороной с момента их подписания. Тем самым были созданы выгодные условия для наращивания сил и подготовки незаконных вооруженных формирований к вторжению на территорию Республики Дагестан и распространению террора по всей территории России.
Располагая достаточной информацией о готовящемся проникновении с территории Чеченской Республики незаконных вооруженных формирований в Республику Дагестан, федеральные органы государственной власти, республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления своевременно не приняли соответствующие меры по обеспечению правопорядка в Республике Дагестан, выявлению, предупреждению и пресечению деятельности террористов, попустительствовали созданию в ряде населенных пунктов Республики Дагестан и прилегающей к ним местности разветвленной сети укрепленных огневых точек, расположенных на направлениях возможных действий воинских частей и подразделений группировки федеральных сил.
Принятые Государственной Думой постановления, обращения к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о проблемах Северного Кавказа, в том числе и о событиях в Республике Дагестан, в значительной части оказались невыполненными.
Ход операции федеральных сил в Республике Дагестан, потери личного состава, вооружений и военной техники в очередной раз подтвердили необходимость коренного изменения в подходе всех органов государственной власти Российской Федерации к проводимой в Российской Федерации военной реформе, к определению порядка и объемов ее финансирования.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Президенту Российской Федерации:
до принятия соответствующего федерального закона издать указ, определяющий правовые основы применения федеральных сил, осуществляющих уничтожение незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе;
повысить эффективность руководства действиями группировки федеральных сил в Республике Дагестан, организацию ее совместных действий с органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления по уничтожению незаконных вооруженных формирований и обеспечению правопорядка на освобожденной территории;
поставить перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти конкретные задачи по поиску, задержанию и привлечению к суду организаторов и исполнителей террористических актов;
принять дополнительные меры по укреплению Государственной границы Российской Федерации в Кавказском регионе, исключающие возможность проникновения на территорию Российской Федерации с территорий сопредельных государств незаконных вооруженных формирований и отдельных террористов, доставки для них вооружений и военной техники, пересмотреть концепцию государственной политики Российской Федерации в области охраны и обороны Государственной границы Российской Федерации на всем ее протяжении;
направить президентам сопредельных с Российской Федерацией государств Кавказского региона официальные обращения с предложением безотлагательно разработать и реализовать комплекс совместных мер по недопущению транзита через территории и воздушное пространство этих государств незаконных вооруженных формирований, вооружений, а также по недопущению организации лагерей для подготовки террористов и наемников;
уточнить задачи и порядок работы Совета Безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности его деятельности и персональной ответственности Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации за выработку мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и рассмотреть возможность наделения членов Совета Безопасности Российской Федерации правом решающего голоса;
ускорить внесение в Государственную Думу уточненных проектов федеральных конституционных законов "О военном положении" и "О чрезвычайном положении";
дать правовую оценку событиям на Северном Кавказе, которые нанесли серьезный урон безопасности Российской Федерации;
в целях координации действий государств мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом подготовить предложения по созданию международного антитеррористического центра.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
в целях снижения боевых потерь личного состава незамедлительно обеспечить группировку федеральных сил в Северо-Кавказском регионе достаточным количеством вооружений и военной техники, в том числе современных;
обеспечить полномасштабное целевое финансирование потребностей действующей на Северном Кавказе группировки федеральных сил во всех видах довольствия и финансирование восстановления жилых, административных зданий и иных объектов, разрушенных в ходе ведения боевых действий и террористических акций;
принять срочные меры по финансированию и реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года (постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 931);
внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год", предусматривающего финансирование группировки федеральных сил, осуществляющей боевые действия в Республике Дагестан;
незамедлительно и полностью погасить задолженность по выплате денежного довольствия, социальным и компенсационным выплатам личному составу, привлекаемому для выполнения задач в составе группировки федеральных сил на Северном Кавказе, обеспечить жильем военнослужащих, привлекаемых для выполнения указанных задач и не обеспеченных жильем;
принять срочные меры по обустройству беженцев и оказанию финансовой помощи семьям, оставшимся без жилья, имущества и средств к существованию;
безотлагательно принять исчерпывающие меры по охране и обороне особо важных государственных объектов и объектов повышенной опасности;
усилить работу специальных служб и правоохранительных органов по борьбе с терроризмом и организованной преступностью во всех организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
осуществить действенные меры по недопущению нелегальных перевозок воздушным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом вооружений и военной техники, взрывчатых веществ;
поручить органам местного самоуправления и органам внутренних дел субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за деятельностью граждан, которые временно зарегистрированы на их территориях;
принять все необходимые меры по недопущению выступлений в средствах массовой информации представителей незаконных вооруженных формирований, а также по недопущению пропаганды войны, призывов к нарушению территориальной целостности Российской Федерации, разжиганию национальной и социальной розни. Несоблюдение этих требований, установленных Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", рассматривать как грубое нарушение лицензионных условий, влекущее применение предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций вплоть до аннулирования лицензии на вещание. Предложить государственным средствам массовой информации усилить информационную поддержку действий группировки федеральных сил;
установить на государственном телевидении фиксированное время (не менее одного часа в сутки) для выступления представителей органов государственной власти с официальной информацией о событиях в Дагестане;
обратиться к руководителям (собственникам) организаций, учреждений и предприятий всех видов собственности с предложением о безвозмездном направлении части финансовых средств (ресурсов) на обеспечение группировки федеральных сил в Северо-Кавказском регионе и ликвидацию последствий боевых действий. Обеспечить контроль за расходованием поступивших средств.
3. Государственной Думе:
рассмотреть проект федерального закона о федеральном бюджете на 2000 год в части увеличения до требуемого уровня финансирования расходов на обеспечение обороны, государственной безопасности и правоохранительной деятельности на совместном заседании представителей депутатских объединений в Государственной Думе;
в первоочередном порядке рассмотреть проект федерального закона о внесении в Уголовный кодекс Российской Федерации дополнения, предусматривающего установление ответственности за содействие представителям организованных преступных групп, фашистским и национал-сепаратистским организациям, террористам, незаконным вооруженным формированиям, незаконным, самопровозглашенным органам власти после внесения указанного законопроекта в Государственную Думу;
ускорить принятие федерального закона "О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае" и федерального закона "Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих - участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций".
4. Счетной палате Российской Федерации осуществлять постоянный контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение группировки федеральных сил на Северном Кавказе.
5. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
6. Опубликовать настоящее Постановление в "Российской газете" и "Парламентской газете".
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
Г.Н. Селезнев |
Москва
15 сентября 1999 г.
N 4293-II ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 сентября 1999 г. N 4293-II ГД "О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 сентября 1999 г. N 38 ст. 4530