г. Хабаровск |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А73-4557/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Хабаровской транспортной прокуратуры: Марченко Ю.Н., представитель по доверенности от 20.07.2016 N 02-07/33-2016;
от общества с ограниченной ответственностью "Автолидер": Савков И.Н., представитель по доверенности от 17.09.2015 N б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолидер"
на решение от 01.06.2016
по делу N А73-4557/2016
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Хабаровской транспортной прокуратуры
к обществу с ограниченной ответственностью "Автолидер"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Хабаровская транспортная прокуратура (далее - прокуратура, заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Автолидер" (далее - ООО "Автолидер", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 01.06.2016 суд удовлетворил заявленные административным органом требования.
ООО "Автолидер" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта.
Кроме того, общество просит применить в отношении него положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, представитель общества отозвал ходатайство от 20.06.2016 об ознакомлении с материалами дела.
Представитель прокуратуры отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Хабаровской транспортной прокуратурой в марте 2016 года проведена проверка исполнения ООО "Автолидер" требований законодательства о лицензировании при осуществлении международных автомобильных перевозок через смешанный международный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Покровка (далее - СМПП Покровка).
По результатам проверки установлено, что 14.03.2016 г. в 12 часов 52 минуты на территорию указанного пункта пропуска под управлением водителя Воронова М.В. прибыло транспортное средство KIA GRANDBIRD (государственный номер В818МА27), осуществляющее международную автомобильную перевозку пассажиров по маршруту "г. Жаохе (КНР) - г. Бикин (РФ).
В ходе осмотра 14.03.2016 г. транспортного средства KIA GRANDBIRD (государственный номер В818МА27), установлено, что количество находившихся в салоне указанного транспортного средства пассажиров, въехавших на территорию Российской Федерации, составило 45 человек, что подтверждается сообщением главного государственного таможенного инспектора ОТД Бикинского таможенного поста Хабаровской таможни Толочкина Д.С. от 14.03.2016 г.
При этом установлено, что багаж пассажиров размещен в салоне транспортного средства KIA GRANDBIRD, в том числе на посадочных местах, что является нарушением требований п. п. 55, 59 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Извещением от 21.03.2016 г. N 03-02/2-1016 Общество уведомлено о том, что рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленному факту состоится 23.03.2016 г. в 10-00 в Хабаровской транспортной прокуратуре. Обществом заявлено ходатайство о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствии его представителя.
23.03.2016 г. заместителем Хабаровского транспортного прокурора Баренбаум Д.Ю. в отсутствии законного представителя Общества, при надлежащем извещении, было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении N 02-03/45-2016 по признакам части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования административного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктами "з" и "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 N 730 (далее - Положение о допуске), к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров (далее - российские перевозчики).
Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок производит Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы.
Согласно пункту 6 Положения о допуске в подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 Положения о допуске владелец удостоверения обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, требования международных договоров Российской Федерации и указанного Положения.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Из подпункта "д" пункта 3 статьи 1 Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа", заключенной в г. Бишкеке 09.10.1997 следует, что багажом называется груз, упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира.
В силу пункта 26, 30 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств - участников содружества независимых государств (Приложение к Конвенции от 09.10.1997) - пассажир не вправе перевозить багаж на сидениях; водитель автобуса, выполняющий международные перевозки пассажиров, обязан следовать по установленному маршруту и выполнять график движения автобуса.
Пунктом 55 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом) предусмотрено, что обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного запрещается. При этом пунктом 59 предусмотрено, что багаж, сданный перевозчику, перевозится в багажном отделении транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажира, или отдельно от пассажира багажным автомобилем.
В соответствии с пунктами 65, 69 "Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров) при перевозках пассажиров в междугородном сообщении на маршрутах регулярных перевозок, а также по заказам, багаж должен размещаться только в багажных отсеках автобусов либо перевозиться отдельно в багажных автомобилях или в специальных прицепах.
Из материалов настоящего дела усматривается, что при осуществлении международных автомобильных перевозок 14.03.2016 ООО "Автолидер" допустило размещение ручной клади и багажа пассажиров в салоне автобуса на местах, предназначенных для сидения пассажиров.
Согласно части 3 статьи 14.1. КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Автолидер" при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что свидетельствует о наличии в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного ООО "Автолидер", подтверждаются материалами дела, а именно фотоматериалами; сообщением ГГТИ ОТД от 17.10.2015, путевым листом, документами на транспортное средство.
Нарушение ООО "Автолидер" заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность общества, судом не установлено.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен и признан апелляционной инстанцией соблюденным.
Мера ответственности определена судом верно в пределах санкции, предусмотренной в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и соотносится с характером совершенного Обществом деяния.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на возможность применения к спорным отношениям положений о малозначительности второй инстанцией отклоняется в связи со следующим.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, но не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Апелляционной инстанцией установлено, что ранее Общество уже было привлечено к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, в связи с чем, оснований для применения наказания в виде предупреждения не имеется.
Таким образом, установленные нарушения не могут квалифицироваться как малозначительное правонарушение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При установленных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2016 по делу N А73-4557/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4557/2016
Истец: Хабаровская транспортная прокуратура
Ответчик: ООО "Автолидер"