Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2016 г. N Ф04-5177/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А67-8665/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. (до перерыва), помощником судьи Есиповым А.С. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лейба В.П. по доверенности от 02.11.2105 (на три года)
от заинтересованного лица: Литвина Е.С. по доверенности от 17.09.2015 (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элке Авто"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 18 мая 2016 года по делу N А67-8665/2015 (судья Гелбутовский В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элке Авто" (ИНН 7017153495, ОГРН 1067017161640), г. Томск
к Администрации города Томска
о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200008:118 по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 48, изложенного в письме от 01.10.2015 г. N 2624-з и обязании предоставить такое разрешение
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элке Авто" (далее- ООО "Элке Авто", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации г.Томска (далее- Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200008:118 по адресу: г.Томск, пр.Ленина, 48, изложенного в письме от 01.10.2015 г. N 2624-з.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18 мая 2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Элке Авто" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд счел установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неприменение норм материального права, подлежащих применению, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация в представленном отзыве, дополнении к отзыву просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, назначенном на 08.07.2016 объявлялся перерыв до 15.07.2016 на 09 час. 05 мин.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, дополнений к отзыву, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 18.05.2016 не подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Элке Авто" является собственником земельного участка площадью 1755 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200008:118; нежилого здания площадью 496,4 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200008:412, расположенных по адресу: г.Томск, пр.Ленина, 48.
06.08. 2015 Обществом в адрес Комиссии по землепользованию и застройке при Администрации г.Томска направлен запрос за N 1031-з о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции для земельного участка, объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Томск, пр.Ленина, 48, а именно: на увеличение габаритов плана объекта в глубину квартала до 45,6 метра.
Письмом от 01.10.2015 г. за N 2624-з. Администрацией г.Томска, в лице заместителя председателя Комиссии по землепользованию и застройке, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200008:118 по адресу: г.Томск, пр. Ленина, 48, отказано.
Общество, считая, отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200008:118 по адресу: г.Томск, пр.Ленина, 48, изложенный в письме от 01.10.2015 г. N 2624-з., незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Элке Авто" требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого отказа закону, не нарушающим прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам по делу
Согласно пункту 2.15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и принятие решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", утвержден Постановлением Администрации г.Томска от 26.01.2016 г. N 767, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе: обращение с запросом о предоставлении муниципальной услуги лица, у которого отсутствует законный интерес в приобретении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства
Как следует из содержания письма от 01.10.2015 г. за N 2624-з об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200008:118 по адресу: г.Томск, пр. Ленина, 48, основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства явились отсутствие у Общества законного интереса на обращение с запросом о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства; наличие запрета на отклонение в соответствии с действующим в период принятия решения, законодательством.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.04.2014 N 12-П, статья 4 ГК РФ закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
В соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Обязанность проведения публичных слушаний в случае обращения правообладателя земельных участков за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства установлена частями 4 - 7 статьи 40 ГрК РФ.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия, которые включают в себя: охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зону охраняемого природного ландшафта.
Установив, что земельный участок площадью 1755 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200008:118, расположенный по адресу: г.Томск, пр.Ленина, 48, находится в территориальной зоне исторического центра ОИ-1, особой зоны ОЗФ-14 (Постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 N 226а), принимая во внимание, что на момент принятия оспариваемого отказа действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 22 которого определено обязательным соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности; отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
В связи с чем, соответствующие доводы Общества о наличии согласования предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства (протокол заседания рабочей группы от 25.05.2015), и возражения Администрации об отсутствии согласования Администрации Томской области, поскольку представленное письмо Департамента архитектуры и строительства Администрации Томской области от 24.06.2015 N 56-04-1119 "О согласовании отклонений от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта по пр. Ленина, 48 в г.Томске" и приложение к нему подписаны неуполномоченным лицом - руководителем Департамента, не имеют правового значения для рассмотрения спора, на момент принятия оспариваемого отказа отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускалось; кроме того, не положено в основу отказа Администрации от 01.10.2015.
Доводы Общества о необходимости применения законодательства, действовавшего на момент принятия решения Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", не содержащего запрета на отклонения от режимов использования земель, отклоняются судом апелляционной инстанции, действующее на момент принятия оспариваемого отказа Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 не распространяется на период, предшествующий дате вступления его в силу, но обязательно для органа, принимающего решение о согласовании предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, до получения ответа от Администрации Томской области о таком согласовании (либо в отказе в согласовании) Администрация города Томска была лишена возможности принять соответствующее решение (письмо от 23.09.2015 N 56-04-1740).
Оценивая довод Администрации об отсутствии у ООО "Элке Авто" законного интереса на обращение с запросом о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, суд первой инстанции правомерно исходил из положений статьи 40 ГрК РФ, письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска от 22.01.2016 г. N 01-01-19/576, в соответствии с которым минимальная площадь земельных участков на территории муниципального образования "Город Томск", выделяемых под гостиницы не установлена; из данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности рельеф земельного участка, с кадастровым номером 70:21:0200008:118, расположенного по адресу: г.Томск, пр. Ленина, 48 спокойный, без перепадов, т.е. рельеф и инженерно-геологические характеристики участка позволяют Обществу произвести реконструкцию объекта без отклонения от предельных параметров; а равно не представления Обществом доказательств, свидетельствующих как о наличии у данного земельного участка конфигурации, инженерно-геологических или иных характеристик, неблагоприятных для реконструкции имеющегося объекта недвижимости, так и факт несоответствия размера спорного земельного участка установленным градостроительным регламентом минимальным размерам земельных участков.
Также суд принял во внимание, указание в пояснительной записке к заявлению о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка по адресу: г.Томск, пр. Ленина, 48, в качестве фактора неблагоприятной застройки - невозможность экономической целесообразности освоения земельного участка при условии соблюдения градостроительных регламентов, т.е., в данном случае при обращении с запросом о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200008:118 по адресу: г.Томск, пр. Ленина, 48 в части расширения габаритов плана объекта недвижимости, подлежащего реконструкции под гостиницу, заявитель руководствовался экономическими показателями (экономическая выгода и целесообразность), не отнесенные статьей 40 ГрК РФ к основаниям, дающим право правообладателю земельного участка обратиться за соответствующим разрешением.
Кроме того, согласно Постановлению Администрации Томской области N 226а от 14.06.2012 рассматриваемый земельный участок расположен в границах охранной зоны объектов культурного наследия федерального значения ОЗФ 1-14, исходя из режимов и регламентов которой допускается реконструкция существующих объектов капитального строительства без изменения габаритов плана объекта; заявитель просил увеличить габариты плана объекта в глубину квартала до 45-46 м., что противоречит данному Постановлению.
Суд апелляционной инстанции, учитывая недоказанность заявителем нарушения оспариваемым отказом Администрации его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания обжалуемого отказа незаконным.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, заявлявшимся в арбитражном суде, которым дана соответствующая правовая оценка.
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают и не являются достаточным основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статьей 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 рублей) ООО "Элке Авто" подлежит возврату из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18 мая 2016 года по делу N А67-8665/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Элке Авто" (ИНН 7017153495, ОГРН 1067017161640, г. Томск) из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 1299 от 14.06.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8665/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2016 г. N Ф04-5177/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Элке Авто"
Ответчик: Администрация города Томска
Третье лицо: Лейба Вера Павловна, Лейба Вера Павловна (представитель Хардикова А.ю.)