Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2016 г. N Ф08-8089/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
25 июля 2016 г. |
дело N А32-32728/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Н.В. Сулименко, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Харченко В.Е.
при участии:
от акционерного общества "Транснефть-Терминал": представитель
Завадская И.С. по доверенности от 15.12.2015,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края: представитель Татулян С.Б. по доверенности от 27.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-Терминал" (ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2016 по делу N А32-32728/2015 об отказе в признании ненормативных правовых актов недействительными по заявлению акционерного общества "Транснефть-Терминал" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Терминал" (далее - АО "Транснефть-Терминал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными:
* решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г. Новороссийску, инспекция, налоговый орган) от 06.04.2015 N 1881 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению",
* решения ИФНС России по г. Новороссийску от 06.04.2015 N 68635 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Определением суда от 14.10.2015 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-519/2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2016 производство по делу возобновлено; в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Транснефть-Терминал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда от 28.03.2016, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество имеет право применять ставку НДС 0% в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Договоры, заключенные с контрагентами по перевалке экспортируемых нефтепродуктов являются по своей правовой природе смешанными договорами, условия которых предусматривают оказание транспортно-экспедиционных услуг и услуг перевалки. Деятельность общества относится к деятельности в сфере транспортировки нефти/нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 11.07.2016 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Шимбаревой Н.В. на судью Николаева Д.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали свои правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть-Терминал" (ранее - закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис") имеет статус юридического лица и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Новороссийску.
Налоговым органом в период с 15.10.2014 по 15.01.2015 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации за 2-й квартал 2014 г., по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 20.01.2015 N 57157 и вынесены решения от 06.04.2015 г.:
-N 1881 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым обществу отказано в возмещении НДС в сумме 59 539 762 рублей;
- N 68635 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу отказано частично в возмещении НДС в сумме 59 539 762 руб.
Не согласившись с отказом в возмещении НДС, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решения налоговой инспекции.
Однако Управление решением от 05.06.2015 N 21-12-409 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решения налоговой инспекции.
Принимая решение по делу, суд правомерно руководствовался следующим.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что налоговой инспекцией обеспечено присутствие представителя общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки.
Поскольку общество реализовало право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, суд правомерно посчитал процедуру рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки соблюденной.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела между заявителем (арендатор) и ОАО "Черномортранснефть" (арендодатель) заключен договор аренды от 25.02.2011 N 2, по условиям которого ЗАО "Морской портовый сервис" является арендатором имущества перевалочных нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис": операторной сливных эстакад; эстакады; подъездных ж/д путей; насосной нижнего слива дизельного топлива, насосов, тепловых сетей площадки резервуара, молниеотводов, задвижек, нежилого строения/Площадки КИПиА, оборудования площадки КИП, нефтепровода от насосной до резервуарного парка, напорных трубопроводов, нефтепровода от резервуарного парка к Северному порталу, самотечных трубопроводов, трубопроводов в тоннеле, эстакад, сливных эстакад, подъездных железнодорожных путей, резервуаров, напорных трубопроводов, пункта налива темных нефтепродуктов, нежилых строений, нефтепроводов-перемычек и другого оборудования.
Согласно договору аренды от 25.02.2011 N 2 ОАО "Черномортранснефть" обязуется предоставить ЗАО "Морской портовый сервис" за плату во временное владение и пользование имущество ПНБ "Грушовая" и ПНБ "Шесхарис" (недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности по приему/передаче от железнодорожного перевозчика, выгрузке/погрузке из/в железнодорожных вагонов-цистерн, хранению нефти и продуктов ее переработки и последующей их отгрузке на внутренний или внешний рынок).
Размер ежемесячной арендной платы за имущество составляет 155 329 750,38 рубля, в том числе НДС 23 694 368,73 рубля. В арендную плату не включаются расходы, связанные с обеспечением арендатора коммунальными услугами. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и заключен на неопределенный срок.
Арендуемое заявителем оборудование используется обществом с целью обеспечения осуществления основной деятельности предприятия, которая заключается в выполнении работ и оказании услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти для отправки на НПЗ.
Для данных целей обществом используется оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций", а именно:
- пункт приема-сдачи и налива нефти, включая оборудование учета транспортируемой продукции (код ОКОФ 11 4526522);
- перевалочные нефтебазы, включая резервуарные парки и резервуары для приема, перевалки, хранения и смешения нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 11 4526526);
* отопительные производственные котельные (код ОКОФ 11 4527391);
* технологические трубопроводы (код ОКОФ 12 0001110);
* резервуары вертикальные, стальные и железобетонные (код ОКОФ 12 0001130 и 12 2812131);
* сливоналивные эстакады, сливные насосные станции для нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 12 2811250);
- а также другое вспомогательное оборудование (запорная и регулирующая арматура, объекты электроснабжения, здания и т.д.).
Кроме того, вышеперечисленное оборудование и сооружения относятся к объектам магистрального нефтепровода согласно приложения Д Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД-153-39.4-056.00, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 14.08.2000.
Указанное имущество является технологическими неотъемлемыми объектами магистрального нефтепровода, обеспечивающими приемку, транспортировку или перевалку нефти на другой вид транспорта.
В обоснование заявленных требований АО "Транснефть-Терминал" указывает, что общество входит в одну группу компаний с ОАО "АК "Транснефть". Основным видом его деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов, арендуемых у ОАО "Черномортранснефть" на перевалочных нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", а также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы, что, согласно доводам заявителя, свидетельствует о наличии у ЗАО "Транснефть-Терминал" права на применение налоговой ставки 0% НДС на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, как у организации трубопроводного транспорта.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" (далее - Приказ N 901-э) введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая".
Пунктом 2 Приказа N 901 -э общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", под регистрационным N 23.3.4.
Кроме того, приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э в пункт 1 Приказа N 901 -э внесены изменения - пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край".
Кроме того, заявитель входит в одну группу компаний ОАО "АК "Транснефть". 100% акций общества принадлежит организациям трубопроводного транспорта: ОАО "Приволжскнефтепровод" (95%) и ОАО "Верхневолжскнефтепровод" (5%). Наряду с этим 100% акций указанных компаний принадлежит ОАО "АК "Транснефть", которое полностью находится в государственной собственности. Основным видом деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов арендуемых у ОАО "ЧТН" на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов осуществляется по договорам с компаниями, которые вывозят их в таможенном режиме экспорта на основании внешнеэкономических сделок. Нефтебазы и оборудование, на которых и с помощью которых заявитель осуществляет свою деятельность, являются неотъемлемыми технологическими частями магистрального трубопровода.
Общество начало осуществлять свою деятельность в третьем квартале 2011 года, в связи с чем заблаговременно (26.04.2011) обратилось с заявлением в Федеральную службу по тарифам России (далее - ФСТ) о включении его в реестр субъектов естественных монополий.
Установив указанные обстоятельства, суд сделал вывод о введении в отношении общества государственного регулирования и контроля в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам. При этом с момента начала своей деятельности (I - III квартал 2011 года) и до момента включения в реестр субъектов естественных монополий (21.12.2012) деятельность заявителя не изменялась, что не оспаривается инспекцией.
Из изложенного следует, что имеющиеся у общества с начала его деятельности условия хозяйствования, связанные с перевалкой экспортируемой нефти и нефтепродуктов на перевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис" на другие виды транспорта, явились основанием для включения заявителя в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам".
Факт включения/невключения общества в Реестр субъектов естественных монополий не влияет на экономическую суть совершаемых им операций по перевалке нефти и нефтепродуктов.
Подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:
* транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводным;
* перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
Под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Для целей настоящей главы к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Настоящий подпункт распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договора (контракта) с:
* иностранным или российским лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка;
* агентом (комиссионером) иностранного или российского лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.
Положения настоящего подпункта распространяются также и на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, с учетом особенностей, изложенных в настоящем подпункте.
Настоящий подпункт не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с уставом организации основным видом деятельности ЗАО "Морской портовый сервис" является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
Из материалов дела следует, что обществом выполняются работы (оказываются услуги) по:
разработке графика перевалки на месяц ОАО "АК "Транснефть", согласование его с заинтересованными сторонами;
* подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по ЖД, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад;
- оформлению прибывших на ж/д станцию "Грушевая" вагонов-цистерн ("раскредитование");
* постановке вагонов-цистерн на ж/д эстакады ЗАО "МПС";
* осуществлению подготовительных работ по сливу;
- отбору проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов из вагонов-цистерн/автоцистерн;
- измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах;
- сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключению вагонов цистерн к сливным устройствам, открытию вагонов-цистерн на слив, заполнению сливного коллектора, контролю за состоянием оборудования, запуску насосов, оперированию запорной арматурой;
- сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса транспортировки;
- оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта;
* контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведению замеров, сливу подтоварной воды);
* наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: контролю за состоянием оборудования;
* наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса налива;
* осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока: определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости);
* планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества;
* смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти;
- определению соотношения смеси;
- приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "Черномортранснефть" в резервуары ЗАО "Транснефть-Терминал";
* диспетчеризации процесса приема;
* отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива;
* транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества;
* транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризации процесса;
* измерению уровней продукта в вагонах-цистернах;
* оформлению документации на налитые вагоны-цистерны;
* отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
В связи с осуществлением АО "Транснефть-Терминал" деятельности по сливу нефти из вагонов, наливу нефти в вагоны-цистерны для поставки на нефтеперерабатывающие заводы, перевалке, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов между заявителем (заказчик) и ОАО "ЧТН" заключен договор от 18.03.2011 N 2011/ОТП, в соответствии с которым ОАО "ЧТН" оказывает АО "Транснефть-Терминал" услуги по сопровождению технологического процесса, учету и составлению отчетности при приеме, хранении, перевалке и отпуске нефти и нефтепродуктов на производственном комплексе.
В рамках данного договора ОАО "ЧТН" в интересах АО "Транснефть-Терминал" взаимодействует с Нефтерайоном ОАО "НМТП" по вопросам диспетчеризации и очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде обществом осуществлялась уставная деятельность на основании договоров, заключенных со следующими организациями:
* компанией "Crudex Energy International LTD" (от 26.12.2011 N 83/ЭМ) на оказание услуг по перевалке мазута топочного;
* ООО "НефтеГазИндустрия" (от 26.12.2011 N 84/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
* ООО "НефтеГазИндустрия-Инвест" (от 26.12.2011 N 85/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
* компанией "Cordelia International Ltd." от 04.10.2013 N 223/2013/03/16/251/ЭМ об оказании услуг по перевалке мазута топочного;
ООО "Юнайтед Ойл Продактс-ПРЦЕССИНГ" (Россия) от 25.09.2013 N 198/2013/03-01/16/224/ЭД об оказании услуг по перевалке дизельного топлива;
ЗАО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" (Россия) от 29.11.2013 N 03-01/16/279/ЭД/Г-13/128 об оказании услуг по перевалке дизельного топлива.
По условиям вышеуказанных договоров налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда производится с причалов N 3, N 6, N 7 принадлежащих ОАО "НМТП".
Из заявления общества следует, что оно претендует на ставку 0%, поскольку является организацией трубопроводного транспорта, осуществляет перевалку грузов на основании договоров (контрактов), заключенных с иностранными и российскими юридическими лицами, заключившими внешнеторговые сделки.
Вместе с тем, налогообложение по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Однако как установлено судом и подтверждено материалами дела, перевалку нефтепродуктов общество осуществляет за пределами границ морского порта. В связи с чем правовых оснований для применения 0% ставки НДС на основании абзаца 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
Указанный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2014 по делу N А32-27203/2012.
Ссылку заявителя на письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-07-08/11137, в которым даны разъяснения о возможности применения нулевой ставки НДС организациями трубопроводного транспорта за пределами морского порта суд правомерно посчитал необоснованной ввиду следующего.
Минфин России в целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства РФ о налогах и сборах, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализациисвоих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).
В обоснование заявленных требований общество указывает, что заявитель принимает нефтепродукты на промплощадке "Грушовая" и осуществляет их технологическое накопление на промплощадке "Шесхарис", которая примыкает к морскому порту.
Поскольку организацией помимо перевалки оказываются услуги по транспортировке нефтепродуктов на нефтеналивные суда, оформлению первичной документации на нефтепродукты, оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушовая" вагонов-цистерн, оформлению документации на налитые вагоны-цистерны, диспетчеризации процесса транспортировки нефтепродуктов, извещению РЖД, корректировке графика подвода составов, выгрузке нефтепродуктов, их сливу в резервуары, хранению и сепарации и другие, общество указывает на возможность применения нулевой ставки НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд признал правовую позицию заявителя ошибочной ввиду следующего.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Вместе с тем из материалов дела следует, что договоры транспортной экспедиции обществом с покупателями нефтепродуктов не заключались. Все услуги оказаны обществом в рамках договоров на перевалку нефтепродуктов, что исключает возможность применения в данном случае подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.04.2010 N 588-О-О, законодатель, отказавшись от определения понятий "морской порт" в налоговом законе, исходил из необходимости применения этих понятий для целей освобождения соответствующих операций от налогообложения в том значении, которое им придано отраслевым законодательством. Такой подход позволяет избежать ограничительного толкования указанных понятий в рамках налогового закона для целей освобождения операций от обложения налогом на добавленную стоимость, а следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.
В частности, под морским портом в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
При этом согласно пункту 3 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах).
Объекты инфраструктуры морского порта - расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения (пункт 1 статьи 4 Закона о морских портах).
В силу пункта 6 статьи 4 Закона владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
При этом под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта (пункты 13 и 15 статьи 4 Закона о морских портах).
В силу распоряжения от 13.11.2009 N АД-226-р нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морским терминалом и к территории порта Новороссийск не относятся.
Из изложенного следует, что у общества отсутствует право на применение 0% ставки НДС на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг на нефтеперевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис".
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают выводы суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2016 по делу N А32-32728/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32728/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2016 г. N Ф08-8089/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Транснефть-терминал"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
Третье лицо: ИФНС России по г. Новороссийску