Требование: о государственной регистрации договора, о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А79-3959/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Кириловой Е.А,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саламби" (ОГРН 1022102430130, ИНН 2116492429, Чувашская Республика, Чебоксарский район, село Хыркасы, ул. Волжская, позиция 4)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.04.2016
по делу N А79-3959/2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саламби"
о признании недействительными актов и действий (бездействия) государственных органов, договора аренды земельного участка,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Саламби" - Немцевой Е.А., и.о. генерального директора, на основании решения от 18.05.2015, Александровой Д.А. по доверенности от 18.08.2015;
от Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям - Клюковкиной Н.И. по доверенности от 11.01.2016 N 1,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Саламби" (далее - Общество, ООО "Саламби", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство, в настоящее время преобразовано в Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям) от 12.02.2014 N 84-р об образовании земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108; решения и действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Рсреестра) по государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108; решения и действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Учреждение) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:108 площадью 46 307 кв.м в полном объеме; действий Министерства, выразившихся в неполучении согласия и согласования Общества как арендатора на образование земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108, по проведению аукциона на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108 из земель населенных пунктов в целях комплексного жилищного строительства, как нарушающих права ООО "Саламби"; договора на сдачу в аренду земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108 общей площадью 46 307 кв.м, заключенного между Министерством и обществом с ограниченной ответственностью "Баст" (далее - ООО "Баст"), применить к указанному договору на сдачу в аренду земельного участка последствия недействительности ничтожных сделок, предусмотренные статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В качестве соответчика привлечено ООО "Баст".
Решением от 18.04.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям (далее - Комитет) в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ООО "Баст" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Учреждение, Управление Росреестра, Комитет и ООО "Баст" в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.04.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела и установил суд первой инстанции, 19.12.2007 между Министерством (арендодатель) и ООО "Саламби" (арендатор) заключен договор аренды N 189 земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 общей площадью 49 866 кв.м, находящегося в собственности Чувашской Республики и расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский р-н, Вурман-Сюктерское сельское поселение, с. Хыркасы, ул. Волжская, д. 7, для осуществления уставной деятельности сроком по 31.12.2016.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2010 N 265 земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:0028 переведен из земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов в целях жилищного строительства. Земельный участок включен в границы пос. Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в целях жилищного строительства. Согласно кадастровому паспорту от 09.09.2010 вид разрешенного использования земельного участка изменен и указан в целях жилищного строительства.
В соответствии с межевым планом земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:0028 разделен на восемь земельных участков: с кадастровыми номерами 21:21:080201:53, 21:21:080201:54, 21:21:080201:56, 21:21:080201:57, 21:21:080201:58, 21:21:080201:59 и 21:21:080201:60 с видом разрешенного использования земельного участка - для обслуживания и эксплуатации здания, с кадастровым номером 21:21:080201:55 с видом разрешенного использования земельного участка - для жилищного строительства.
Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 30.11.2011. Право собственности Чувашской Республики на эти участки зарегистрировано 28.01.2012, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 на восемь самостоятельных земельных участков, один из которых имеет вид разрешенного использования - под жилищное строительство, Министерство первоначально предложило ООО "Саламби" расторгнуть договор аренды от 19.12.2007 N 189.
В ответе от 19.03.2012 Общество отказалось от расторжения договора аренды и предложило Министерству заключить к нему дополнительное соглашение, согласно которому изменить объект аренды на восемь новых вновь образованных земельных участков.
Впоследствии, ссылаясь на раздел земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 и невозможность предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:55 без соблюдения процедуры, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 ЗК РФ, Министерство в письме от 03.12.2012 предложило Обществу продолжить арендные отношения в отношении 7 земельных участков, образованных при разделе, направив дополнительное соглашение к договору аренды от 19.12.2007 N 189.
В ответе от 21.12.2012 N 100 ООО "Саламби" сослалось на наличие преимущественного права требовать заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в ранее заключенный договор аренды в отношении вновь образованных участков из состава ранее арендуемого без проведения торгов и направило для подписания свой проект дополнительного соглашения к действующему договору аренды, предусматривающий внесение изменений в предмет договора с указанием всех вновь образованных участков.
Указанные разногласия явились основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Так, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о расторжении договора аренды, а ООО "Саламби" - со встречным иском о заключении дополнительного соглашения к договору.
Решением от 05.06.2013 по делу N А79-6169/2012 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии отказал в удовлетворении основного иска; удовлетворил встречный иск ООО "Саламби", обязав Министерство в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ООО "Саламби" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 19.12.2007 N 189, изложив пункт 1.1 указанного договора в части описания передаваемого в аренду земельного участка в следующей редакции: 1.1. Арендодатель предоставляет Арендатору во временное владение и пользование земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики и расположенные по адресу: Чувашская Республика, Вурман - Сюктерское сельское поселение, п. Сюктерка, в том числе: земельный участок общей площадью 66 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:53; земельный участок общей площадью 470 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:54; земельный участок общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55; земельный участок общей площадью 128 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:56; земельный участок общей площадью 425 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:57; земельный участок общей площадью 51 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:58; земельный участок общей площадью 499 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:59; земельный участок общей площадью 345 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:60.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2014, решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 05.06.2013 по указанному делу отменено в части удовлетворения встречного искового заявления ООО "Саламби" об обязании Министерства в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 19.12.2007 N 189 в отношении земельного участка общей площадью 47 882 кв.м с кадастровым номером 21:21:080201:55. В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии оставлено без изменения.
При этом, руководствуясь положениями статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), части 1 статьи 15, статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд апелляционной инстанции исходил из того, что, заключив дополнительное соглашение, Министерство фактически предоставит ООО "Саламби" земельный участок для жилищного строительства в обход установленной законодательством процедуры торгов и поставит арендатора в более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 07.11.2014 по делу N А79-4351/2014, оставленным без изменениями постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.07.2015, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий Кабинета Министров Чувашской Республики, выразившихся в несогласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 "в целях жилищного строительства" при переводе его в категорию земель населенных пунктов и в ненаправлении акта о переводе земель; недействительным постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2010 N 265 в части определения вида разрешенного использования указанного земельного участка "в целях жилищного строительства", а также незаконными действий Учреждения, выразившихся в неуведомлении в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка в связи с изменением его категории.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.04.2015 по делу N А79-6152/2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.12.2015, ООО "Саламби" отказано в удовлетворении требований об обязании Министерства заключить договор долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:55 площадью 47 882 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Вурман-Сюктерское сельское поселение, п. Сюктерка.
При этом суды исходили из того, что образованный при разделе земельный участок общей площадью 47 882 кв.м с кадастровым номером 21:21:080201:55 имеет разрешенное использование - для жилищного строительства, следовательно, заключение договора аренды такого земельного участка может осуществляться исключительно по результатам торгов.
Согласно выводам судов, сделанным в судебных актах по результатам рассмотрения дел N А79-6169/2012, N А79-4351/2014, N А79-6152/2014, испрашиваемое ООО "Саламби" изменение договора аренды в будущем позволит осуществить жилищное строительство на земельном участке, предоставленном в обход установленной процедуры, что недопустимо в силу пунктов 1 и 2 статьи 30.1 ЗК РФ; изменение договора аренды путем заключения дополнительного соглашения относительно земельного участка общей площадью 47 882 кв.м, с кадастровым номером 21:21:080201:55, с разрешенным использованием - для жилищного строительства, в том числе в судебном порядке невозможно.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.10.2015 по делу N А79-731/2013 производство по делу в части требования Министерства об обязании ООО "Саламби" заключить дополнительное соглашение к договору от 19.12.2007 N 189 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики, по пунктам 1 и 2 прекращено, за исключением словосочетания "...для обслуживания и эксплуатации здания".
Требование Министерства о внесении изменений в заключенный сторонами договор от 19.12.2007 N 189 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики, удовлетворено частично.
Пункт 5.1. договора изложен в следующей редакции: 5.1. годовой размер арендной платы за участки устанавливается: с 28.01.2012 в сумме 122 789 (Сто двадцать две тысячи семьсот восемьдесят девять) руб. 11 коп, без учета НДС (приложение N 1.1); с 01.01.2014 в сумме 112 667 (сто двенадцать тысяч шестьсот шестьдесят семь) руб. 79 коп., без учета НДС (приложение N 1.3).
Пункты три, четыре, шесть, семь, восемь дополнительного соглашения к договору от 19.12.2007 N 189 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики, приняты в редакции Министерства.
Согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания вышеуказанных судебных актов следует, что ООО "Саламби" не имеет законных прав на земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:55.
В соответствии с распоряжением Министерства от 14.10.2013 N 898-р за казенным унитарным предприятием Чувашской Республики "Агро-Инновации" на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества - водонапорная башня с артезианской скважиной и асфальтированная дорога, являющиеся собственностью Чувашской Республики и расположенные на земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:55.
Впоследствии казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Агро-Инновации" обратилось в Министерство с письмом от 15.01.2014 N 01-14/08/01 о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления.
В связи с этим Министерством было подготовлено распоряжение от 12.02.2014 N 84-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:55.
В ходе раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:55 было образовано три земельных участка: с кадастровыми номерами 21:21:080201:108 (площадь 46307 кв.м, вид разрешенного использования: в целях комплексного жилищного строительства); 21:21:080201:109 (площадь 23 кв.м, вид разрешенного использования: для эксплуатации водонапорной башни с артезианской скважиной); 21:21:080201:110 (площадь 1552 кв.м, вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации асфальтированной дороги). На земельных участках с кадастровыми номерами 21:21:080201:109 и 21:21:080201:110 расположены объекты недвижимости, закрепленные за казенным унитарным предприятием "Агро-инновации". На земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:108 отсутствуют объекты недвижимого имущества.
Поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:108 образован из земельного участка 21:21:080201:55, который не входит в состав арендуемых ООО "Саламби" земельных участков, суд пришел к выводу о том, что указанные решения судов относительно земельного участка 21:21:080201:55 в полной мере имеют преюдициальное значение для земельного участка 21:21:080201:108.
Как установлено судом, в орган кадастрового учета обратился кадастровый инженер Ященко И.Ю. с заявлением от 21.02.2014 N 30-678253 о постановке на государственный кадастровый учет трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:55, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, пос. Сюктерка, и подготовленным им межевым планом от 21.02.2014. В состав указанного межевого плана входила схема расположения земельных участков, утвержденная распоряжением Министерства от 12.02.2014 N 84-р, согласно которой земельные участки образуются из земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:55, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики.
На основании представленных документов Учреждением было принято решение от 26.02.2014 N Ф/14-10629 о постановке на государственный кадастровый учет трех земельных участков с присвоением им кадастровых номеров: 21:21:080201:108, 21:21:080201:109 и 21:21:080201:110, поскольку отсутствовали основания для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренные статьями 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" не было предусмотрено получение согласия арендатора земельного участка для проведения кадастровых работ по разделу арендуемого земельного участка. Данные образованные земельные участки были внесены в государственный кадастр недвижимости со статусом "временные".
В связи с поступившим 26.11.2014 в регистрирующий орган заявлением представителя Министерства о государственной регистрации права собственности Чувашской Республики на указанные земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:080201:108, 21:21:080201:109 и 21:21:080201:110 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.12.2014 зарегистрировано право собственности Чувашской Республики на указанные земельные участки.
По результатам проведенного аукциона между Министерством и ООО "Баст" 01.07.2015 заключен договор N 1180 аренды земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108 для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства.
По мнению ООО "Саламби", за ним сохранилось право аренды на земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:108, так как он образован из земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:55, а договор аренды от 01.07.2015 N 1180 нарушает его права в связи с нахождением на земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:108 принадлежащих Обществу объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (пункт 5 статьи 39.20 ЗК РФ).
В соответствии с частями 6-8 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; 2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В данном случае суд установил, что объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления с кадастровым номером 21:21:000000:5789, протяженностью 463 м, частично расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:108, является подземным линейным сооружением, которое носит вспомогательный характер для обеспечения газом зданий и сооружений.
Объект недвижимого имущества - очистное сооружение с кадастровым номером 21:21:000000:2648, протяженностью 486 м, частично расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:108, является подземным линейным сооружением, которое носит вспомогательный характер для приема сточных вод от зданий и сооружений.
Указанные объекты находятся в собственности заявителя, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.10.2003 серии 21 АЖ N 111386, от 21.02.2013 серии 21 АД N 844067.
Поскольку доказательства наличия надземных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:108 Общество в материалы дела не представило, суд пришел к правомерному выводу о том, что исключительное право на приобретение указанного земельного участка в собственность у него отсутствует.
В свою очередь суд верно отметил, что в связи с наличием у ООО "Саламби" в собственности сооружений для газоснабжения и приема сточных вод у него имеется право на заключение соглашения об установлении сервитута в целях эксплуатации данных объектов в порядке пункта 5 статьи 39.20 ЗК РФ.
Доводы ООО "Саламби" со ссылкой на пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ о том, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:108 не может быть предметом аукциона, поскольку в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; на земельном участке расположены сооружения, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, правомерно отклонен судом.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 39.11 ЗК РФ получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Кроме того, как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А79-6169/2012, N А79-4351/2014, N А79-6152/2014, N А79-731/2013, ООО "Саламби" не имеет законных прав на земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:55, из которого впоследствии был выделен земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:108.
При этом суд верно отметил, что ООО "Саламби" имело возможность на общих условиях принимать участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты и действия (бездействие) государственных органов не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Положениями статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения прав истца именно ответчиком.
В данном случае, как правильно указал суд, обращаясь с иском о признании недействительным договора от 01.07.2015 N 1180 на сдачу в аренду земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:108, заключенного между Министерством и ООО "Баст", и применении последствий недействительности ничтожной сделки, ООО "Саламби", не являясь стороной оспариваемой сделки, должно доказать свою заинтересованность в оценке оспариваемого договора судом на предмет его заключенности и действительности.
Наличие заинтересованности выражается в том, что данной сделкой нарушены права и законные интересы лица, которое оспаривает совершенную сделку.
Вместе с тем Обществом не представлены доказательства того, что при заключении договора аренды земельного участка от 01.07.2015 N 1180 нарушены его права и законные интересы и, соответственно, не доказаны основания для признания его недействительным.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований Общества.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное ООО "Саламби" не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Саламби" в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "Саламби" по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.04.2016 по делу N А79-3959/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саламби" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3959/2015
Истец: ООО "Саламби", ООО Саламби
Ответчик: Государственный комитет ЧР по имущественным и земельным отношениям, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - филиал в ЧР
Третье лицо: ООО "Баст", Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, ООО "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3864/16
14.10.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4226/16
27.07.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3864/16
18.04.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-3959/15