Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф06-14093/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А06-4609/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грабко О.В.,
судей Агибаловой Г.И., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улбутовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6; ОГРН 1033000821809; ИНН 3015009178) и финансово-казначейского управления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1023000869836; ИНН 3015009410)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 апреля 2016 года по делу N А06-4609/2014, принятое судьей Соколовой А.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Администрации Муниципального образования "Город Астрахань"
о взыскании убытков в размере 2 863 638 руб. 42 коп.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: финансово-казначейское управление Администрации муниципального образования "Город Астрахань", Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань", Управление муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Астрахань"
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" Зыряновой Н.С., действующей на основании доверенности N 20 от 30 декабря 2015 года, представителя финансово-казначейского управления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" Васюкова А.В., действующего на основании доверенности N 03-01/4 от 11 января 2016 года, представителя Администрации муниципального образования "Город Астрахань" Зуева С.Н., действующего на основании доверенности N 30-09-151 от 24 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", истец) с иском к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Администрации Муниципального образования "Город Астрахань" (далее - администрация МО "Город Астрахань", ответчик) о взыскании убытков в размере 2 863 638 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08 сентября 2014 года с МО "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани за счет казны МО "Город Астрахань" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" взысканы убытки в размере 2863 638 руб. 42 коп., судебные расходы в сумме 37 318 руб. 19 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 года решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 сентября 2014 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2015 года решение Арбитражного суда Астраханской области 08 сентября 2014 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 года по делу N А06-4609/2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
При новом рассмотрении истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил взыскать с МО "Город Астрахань" в лице администрации муниципального образования "Города Астрахань" за счет казны МО "Город Астрахань" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" убытки в размере 2 863 638 руб. 42 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 37 318 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены. С МО "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани за счет казны МО "Город Астрахань" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" взысканы убытки в размере 2 863 638 руб. 42 коп., судебные расходы в сумме 37 318 руб. 19 коп.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация МО "Город Астрахань" и финансово-казначейское управление Администрации муниципального образования "Город Астрахань" обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель финансово-казначейского управления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" и представитель администрация МО "Город Астрахань" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 апреля 2016 года по делу N А06-4609/2014 отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, приобщенными к материалам дела.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, почтовых уведомлений, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена 18 июня 2016 года и 05 июля 2016 года на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на территории города Астрахани в сентябре-октябре 2010 года были выявлены бесхозяйные тепловые сети, перечень которых определен постановлением администрации города Астрахани N 1432 от 21.02.2011 "Об определении ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в качестве теплосетевой организации" (далее - Постановление N 1432).
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрацией города Астрахани на переходный период до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Правил организации теплоснабжения, филиал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани определен в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями.
Пунктом 3 Постановления Администрацией города Астрахани на филиал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани была возложена обязанность - принять в эксплуатацию бесхозяйные тепловые сети, которые непосредственно соединены с тепловыми сетями филиала ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани, расположенные в левобережной части города, согласно приложению к Постановлению; осуществлять надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети.
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановления N 1432, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" с 21.02.2011 приступило к эксплуатации и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей в количестве 392 единиц, участвующие в технологической схеме по транспортировке и передаче тепловой энергии от теплоснабжающей организации ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" до потребителей.
Сторонами подписан акт приема-передачи бесхозяйные сети и согласованы затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей.
В связи с тем, что указанные сети длительное время не имели собственника, ответчик непрерывно проводил ремонтные работы, для их содержания в состоянии, пригодном для теплоснабжения потребителей.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" неоднократно обращалось в службу по тарифам Астраханской области для установления тарифа на тепловую энергию, однако Служба по тарифам Астраханской области отказывала истцу во включении в состав необходимой валовой выручки организации расходов на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и не включала указанные затраты в соответствующие тарифы.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", полагая, что отказом Службы по тарифам Астраханской области во включении затрат на эксплуатацию в тариф на тепловую энергию итсцу причинены убытки в виде затрат на ремонт и обслуживание указанных тепловых сетей, обратилось в арбиражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Гражданско-правовая ответственность органа местного самоуправления, предусмотренная данными нормами, должна наступать при установлении судом наличия состава правонарушения, включающего в себя установление факта причинения вреда, причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документального подтверждения размера убытков.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление N 1075), которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В пункте 91 Постановления N 1075 установлено, что в случае, если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.
Если тепловые сети являются бесхозяйными, используется для доставки ресурса потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая не должна быть лишена права на возмещение понесенных затрат по средствам обращения в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно пунктам 12, 13 Правил регулирования цен (тарифов), установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15, 16 настоящими Правилами.
На основании пунктов 26, 28 Правил регулирования цен (тарифов) выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), экспертное заключение приобщается к тарифному делу.
В соответствие с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности.
При этом необходимой валовой выручкой является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Исходя из положений пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на территории города Астрахани в сентябре-октябре 2010 года были выявлены бесхозяйные тепловые сети, перечень которых определен постановлением администрации города Астрахани N 1432 от 21.02.2011 "Об определении ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в качестве теплосетевой организации".
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрацией города Астрахани на переходный период до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Правил организации теплоснабжения, филиал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани определен в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями.
Пунктом 3 Постановления Администрацией города Астрахани на филиал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани была возложена обязанность - принять в эксплуатацию бесхозяйные тепловые сети, которые непосредственно соединены с тепловыми сетями филиала ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в г. Астрахани, расположенные в левобережной части города, согласно приложению к Постановлению; осуществлять надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети.
Во исполнение Федерального закона N 190-ФЗ, Постановления N 1432, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" с 21.02.2011 приступило к эксплуатации и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей в количестве 392 единиц, участвующие в технологической схеме по транспортировке и передаче тепловой энергии от теплоснабжающей организации ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" до потребителей.
Сторонами подписан акт приема-передачи бесхозяйных сетей и согласованы затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в службу по тарифам Астраханской области для установления тарифа на тепловую энергию на 2012, 2013, 2014 года.
В составе тарифной заявки на 2012 год, 2013 год и на 2014 год (заявление N 03-04-4-92 от 27.04.2011, N 03-04-4-89 от 25.04.2012 N 03-01/1010 от 25.04.2013) предоставлялись документы по фактическим затратам по тепловым сетям, не переданных на техническое обслуживание: тепловая сеть по ул. 6-я Дорожная,42; тепловая сеть по ул. Тамбовская,32; тепловая сеть по ул. Боевая,72а, к.1; тепловая сеть по ул. Советской Милиции, 2; тепловая сеть по ул. Фиолетова, 7-9; тепловая сеть по ул. Савушкина, 21-23; тепловая сеть по ул. Бурова, 6; тепловая сеть по ул. 11 Красной Армии, 3; тепловая сеть по ул. Сун Ят-Сена,41а; тепловая сеть по ул. Победы,54,к.5; тепловая сеть по ул. Яблочкова,22; тепловая сеть по ул. Яблочкова,22а; тепловая сеть по ул. З.Космодемьянской,65; тепловая сеть по ул. Селенского,15а; тепловая сеть по ул. Н.Островского, 134; тепловая сеть по ул. Сун Ят-Сена, 64а; тепловая сеть по ул. Боевая,59.
Соответствующими Протоколами и экспертными заключениями Службы по тарифам Астраханской области расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей в состав необходимой валовой выручки организации на 2012, 2013 г.г. включены не были.
Основанием для отказа Службы по тарифам Астраханской области во включении затрат в тариф на тепловую энергию стало не подтверждение статуса "бесхозяйности" спорных сетей, ввиду отсутствия материалов об их принятии на учет, органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2014 по делу NА06-5918/2013, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанцией, бездействие администрации города Астрахани, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, перечень которых определен Постановлением N 1432, признано незаконным.
Аналогичная ситуация сложилась и в 2014 году, что подтверждается ответом руководителя Службы по тарифам Астраханской области от 26.02.2015 N ст/03-13-0562, из которого следует, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" на 2014-2017 года в составе расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, Службой по тарифам Астраханской области затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей не учитывались, так как отсутствую документы, подтверждающие присвоение тепловым сетям правового статуса "бесхозяйности" регистрирующим органом.
За период с 07.10.2011 по 09.12.2013 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" по письменному поручению Администрации города Астрахани вынуждено выполнить ремонт на 34 участках "бесхозяйных" тепловых сетей.
За 2011 год выполнен ремонт 12 участков тепловых сетей, стоимость материалов составила 536 189,65 руб., стоимость услуг 558 880,11 руб.
Факт проведения указанных ремонтных работ подтвержден согласованными с Администрацией города Астрахани актами приемки тепловой сети из ремонта б/н от 07.10.2011; N 1 от 20.10.2011; N8 от 01.11.2011; N6 от 09.11.2011; N11 от 25.11.2011; N2 от 20.10.2011; N3 от 28.10.2011; б/н от 28.10.2011; N5 от 07.11.2011; N4 от 06.11.2011; N7 от 07.11.2011; N10 от 10.01.2012.
За 2012 год был выполнен ремонт 11 участков тепловых сетей, стоимость материалов составила 654 939,27 руб., стоимость услуг 422 673,70 руб.
Факт проведения указанных ремонтных работ подтвержден согласованными с Администрацией города Астрахани актами приемки тепловой сети из ремонта б/н от 29.01.2012; б/н от 13.06.2012; б/н от 05.06.2012; б/н от 20.01.2012; б/н от 30.05.2012; б/н от 03.07.2012; б/н от 27.06.2012; б/н от 30.03.2012; б/н от 22.01.2012; б/н от 28.01.2012.
За 2013 год был выполнен ремонт 11 участков тепловых сетей, стоимость материалов составила 89 661,94 руб., стоимость услуг 601 293,75 руб.
Факт проведения указанных ремонтных работ подтвержден согласованными с Администрацией города Астрахани актами приемки тепловой сети из ремонта N 1 от 18.01.2013; N 2 от 14.03.2013; N 3 от 20.03.2013; N 4 от 16.03.2013; N 5 от 12.08.2013, N 8 от 11.11.2013; N 9 от 15.11.2013; N 10 от 04.12.2013; N 11 от 26.12.2013; N 12 от 09.12.2013, N 13 от 02.12.2013.
Итого за период с 07.10.2011 по 09.12.2013 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" затрачено 2 863 638,42 руб. собственных средств.
Согласно бухгалтерской отчетности, чистый убыток за 2012 год ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" составил 670 562 тыс. рублей (код строки баланса 2400), по филиалу в г. Астрахань 304 205 тыс. рублей (код строки баланса 2400). За 2013 год ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" составил 453 487 тыс. рублей (код строки баланса 2400), по филиалу в г. Астрахань 262 663 тыс. рублей (код строки баланса 2400).
Экспертной группой Службы по тарифам Астраханской области в 2011, 2012 гг. в результате анализа показателей ликвидности баланса охарактеризовала финансовое состояния ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" как неликвидное и нестабильное. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости неудовлетворительные (экспертное заключение службы по тарифам Астраханской области от 30.09.2011, от 05.11.2012).
Таким образом, материалами подтверждается факт неполучения прибыли истцом от эксплуатации и пользования спорным имуществом.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к ведению органов местного самоуправления, а не хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Вместе с тем действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
Необращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, и пункта 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
При этом если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу части 4 статьи 8, части 5, 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 2 Правил N 808 (определения понятий "граница балансовой принадлежности" и "точка поставки") точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя с бесхозяйными тепловыми сетями. При этом бремя содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети лежит на организации, оказывающей услуги по передаче энергоресурса (Определение Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г.N 305-ЭС15-513).
В пункте 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, установлена обязанность энергоснабжающей организации при текущей эксплуатации тепловых сетей поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, в том числе выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие
Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения к перечню вопросов местного значения городских округов направлено на то, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, от 29.03.2011 N2-П).
В спорный период тепловые сети не принадлежали на праве собственности или ином законном владении, следовательно, относились к бесхозяйному имуществу. Отсутствие владельца сетей подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав.
Отсутствие собственника тепловых сетей влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности тепловых сетей, и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что администрации города Астрахани было известно о существовании бесхозяйных тепловых сетей на территории муниципального образования с 2010 года, однако не с момента выявления бесхозяйных сетей (2010 год), не с момента передачи сетей на обслуживание в ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (2011 год) ответчик не предпринимал никаких мер для определения правового статуса бесхозяйным сетям (принятия мер по постановке бесхозяйного имущества на учет), установления их собственника, то есть неправомерно бездействовал и, тем самым причинял убытки истцу. Исполняя социально значимые функции по организации нормального функционирования теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему города и определить теплосетевые организации для их обслуживания.
С 01.01.2015 действует Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701, который существенно не изменил ранее действующее Положение в части принятия на учет бесхозяйного имущества.
Так, согласно пункту 15 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что независимо от того, принимался или нет спорный участок сетей в муниципальную собственность, собственником сетей, расположенных в населенном пункте, является муниципальное образование в силу закона (иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2015 по делу N А06-10514/2014.
Расходы энергоснабжающей организации, объективно необходимые для выработки теплоэнергии, учитываются и в установленном порядке утверждаются в составе тарифа как условно-постоянные расходы.
Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7). Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому виду деятельности (пункт 11).
Данные положения согласуются и с пунктом 13 Основ ценообразования, в котором закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.
Из вышеизложенного следует, что учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ).
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, законодателем для теплосетевой организации не предоставляется возможность выбора и не устанавливаются какие-либо условия, позволяющие теплосетевой организации соглашаться или отказываться принять на содержание и обслуживание, тепловые сети.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец доказал факт причинения ему вреда бездействием Администрации, причинно-следственную связь между понесенными убытками и виновным поведением ответчика, а также подтвердил размер убытков, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому делу судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют сложившейся правоприменительной практике. Апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Астрахань" и финансово-казначейского управления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 апреля 2016 года по делу N А06-4609/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Грабко |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4609/2014
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания"
Ответчик: Администрация г. Астрахани, Администрация города Астрахань, Муниципальное образование "Город Астрахань"
Третье лицо: Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани, Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани, ФКУ Администрации города Астрахань
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14093/16
28.07.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6534/16
11.04.2016 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4609/14
28.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22425/13
18.12.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10905/14
08.09.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4609/14