Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2016 г. N Ф03-5201/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А51-4820/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Василевского Алексея Николаевича,
апелляционное производство N 05АП-5082/2016
на решение от 13.05.2016
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-4820/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Василевского Алексея Николаевича (ИНН 254002683188, ОГРНИП 307253625700018, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 14.09.2007)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 10.12.2015 N 20/07/03-01/42511, в утверждении схемы расположения земельного участка,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Василевского Алексея Николаевича: представитель Мамошин В.И. по доверенности от 01.07.2015 сроком на 3 года, паспорт;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Пламадяла С.В. по доверенности N 20/45326 от 30.12.2015 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Василевский Алексей Николаевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент, ответчик), оформленного письмом от 10.12.2015 N 20/07/03-01/42511, в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 344 кв.м., находящегося в районе ул. Штормовая, д. 3, г. Владивостока на кадастровом плане территории, а также об обязании Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и предоставить ИП Василевскому А.Н. утвержденную схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 344 кв.м., находящегося в районе ул. Штормовая, д. 3, г. Владивостока на кадастровом плане территории, для размещения на нем стоянки транспортных средств.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Василевский А.Н. обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 13.05.2016. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что действующим законодательством не предусмотрено каких-либо препятствий для предоставления спорного земельного участка в аренду Предпринимателю при соблюдении на территории Владивостокского городского округа технических регламентов и правил застройки. Указывает, что передача земельных участков, занятых территориями общего пользования, в аренду не запрещена, что согласуется с подпунктом 10 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
02.11.2015 через отделение многофункционального центра Предприниматель на основании статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратился в Департамент с письменным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, ориентировочной площадью 344 кв.м., находящегося в районе ул. Штормовая, д. 3 г. Владивостока, для его дальнейшей постановки на кадастровый учет и организации процедуры аукциона на право выкупа в целях размещения на нем стоянки транспортных средств.
В рамках рассмотрения данного обращения Департамент направил поручение N 20/07/02-22 в КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" о подготовке схемы расположения участка. КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" письмом от 09.12.2015 N 2709/04 уведомило Департамент о невозможности изготовления схемы в заявленных границах, ввиду расположения всего земельного участка в границах красных линий территории общего пользования.
Письмом от 10.12.2015 N 20/07/03-01/42511 Департамент сообщил предпринимателю о невозможности подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ Департамента является обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Кодекса, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов дела видно, что, принимая решение от 10.12.2015 N 20/07/03-01/42511 о невозможности утвердить схему расположения земельного участка площадью 344 кв.м, расположенного в районе ул. Штормовая, д. 3 в г. Владивостоке, для размещения стоянки транспортных средств, Департамент указал на то, что земельный участок расположен в красных линиях, в территории общего пользования.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о том, что он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в силу следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования (пункт 18 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса следует, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждается материалами дела, в том числе графическими, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, фактически размещен в двух территориальных зон (Ж-1, Т-3 - территория улиц и дорог.
В соответствии с пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Красные линии входят в состав документов планировки территории (гл. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также отображаются на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (п. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 года N 18-30).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями.
При этом, оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
На основании вышеизложенного коллегия отклоняет, как основанные на неверном толковании норм права, доводы Предпринимателя о том, что передача земельных участков, занятых территориями общего пользования, в аренду действующим законодательством не запрещена.
Факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования подтвержден материалами дела: письмом Управления землями и имуществом на территории приморского края от 09.12.2015 N 2709/04 (л.д. 29-30 т.1), обзорными схемами земельного участка (л.д. 31-33 т.1), схемой с отображением границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории ВГО (л.д. 44 т.1).
Из вышеизложенного следует, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок площадью 344 кв. м, в настоящее время не может быть предоставлен заявителю, поскольку фактически исключена возможность формирования такого земельного участка в целях проведения аукциона на право выкупа, что в свою очередь свидетельствует о невозможности использования земельного участка с испрашиваемой целью.
Судом первой инстанции правильно принято во внимание и то обстоятельство, что у Департамента отсутствовала возможность и правовые основания для корректировки места расположения спорного участка, поскольку в настоящем случае заявитель просил предоставить ему конкретный земельный участок с определенной площадью и местоположением. Уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка только при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
По смыслу ст. 39.11 ЗК РФ принципиальное отсутствие возможности сформировать земельный участок для заявленных целей делает нецелесообразным осуществление уполномоченным органом действий по подготовке схемы такого участка, а потому не порождает обязанность уполномоченного органа по совершению таких действий, так как при ее разработке должны учитываться требования законодательства, связанные с указанными заявителем целями использования земельного участка. Доказательств наличия каких-либо прав в отношении не образованного земельного участка предпринимателем не представлено.
Заявитель вправе реализовать свое потенциальное право в отношении любого другого земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия, как и суд первой инстанции приходит к выводу о том, что решение Департамента об отказе в подготовке и предоставлении индивидуальному предпринимателю схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 344 кв.м., находящегося в районе ул. Штормовая, д. 3, г. Владивостока на кадастровом плане территории, является законным и обоснованным.
Оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом в соответствии с требованиями ст.ст. 11.10, 39.11, 39.12, 85 Земельного кодекса, ст.ст. 1, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В удовлетворении заявленных требований отказано законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2016 по делу N А51-4820/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4820/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2016 г. N Ф03-5201/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Василевский Алексей Николаевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ