г. Самара |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А72-1987/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.07.2016 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная контора" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.04.2016 по делу N А72-1987/2016 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области, г.Барыш Ульяновской области, к муниципальному автономному учреждению "Хозяйственно-эксплуатационная контора" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ИНН 7306037843, ОГРН 1067306000651), г.Барыш Ульяновской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Ульяновской области, г.Ульяновск, о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Барышского района обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении муниципального автономного учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная контора" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - МАУ "ХЭК", учреждение) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС России по Ульяновской области.
Решением от 15.04.2016 по делу N А72-1987/2016 Арбитражный суд Ульяновской области привлек учреждение к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
МАУ "ХЭК" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Прокурор и ГУ МЧС России по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, МАУ "ХЭК" осуществляет деятельность в сфере обслуживания сетей и инженерных сооружений, зданий муниципальных общеобразовательных организаций.
Учреждение получило лицензию от 26.05.2015 N 73-Б/00106 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в состав которой входят следующие виды работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В ходе проверки прокуратура установила, что 05.12.2015 работники МАУ "ХЭК" произвели периодическую проверку дымовых и вентиляционных каналов на наличие нормальной тяги и отсутствие засорений в квартире N 1 дома N 18 и квартире N 1 дома N 20 по ул.Кооперативной, квартире N 1 дома N 7, квартире N 2 дома N 3, квартире N 1 дома N 28, домах N N 13 и 15 по ул.Полевой, домах N N 54 и 56 по ул.Ломоносова в г.Барыш Ульяновской области, установили исправность оголовков, правильность их расположения, плотность кладки каналов и наличие обособленных каналов от каждой печи (аппарата), соответствие устройства и материалов нормативным требованиям, о чем составили акты периодических проверок и очисток дымовых каналов от газовых печей (аппаратов) и проверок вентиляционных каналов.
Кроме того, МАУ "ХЭК" 30.09.2015 и 16.06.2015 провело проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов в квартире N 18 дома N 16 по ул.Луначарского и квартире N 13 дома N 4 по ул.Строителей в г.Барыш Ульяновской области, по результатам которых также составило акты их первичного обследования и исправности.
Эти работы МАУ "ХЭК" осуществляло на возмездной основе, что подтверждается приказом начальника учреждения от 11.06.2015 N 11 "О тарифах" и приходными кассовыми ордерами.
Посчитав, что МАУ "ХЭК" не имело специального разрешения (лицензии) на производство указанных работ, прокуратура вынесла постановление от 12.02.2016 о возбуждении в отношении учреждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, и в порядке ст.28.8 КоАП РФ обратилась в арбитражный суд.
Согласно ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Исходя из ст.3 Закона N 99-ФЗ, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Согласно п.11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной п.14 данных правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в п.14 данных правил;
б) в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов и (или) заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в п.14 данных правил.
В соответствии с п.12 Правил N 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится:
а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового газоиспользующего оборудования;
б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов;
в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона);
г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
П.14 Правил N 410 установлено, что договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение N 1225).
Положение N 1225 содержит исчерпывающий перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. К таковым работам (услугам), в частности, относятся монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п.4), на производство которых у МАУ "ХЭК" имелась лицензия, а также устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов (п.9), специального разрешения на производство которых у учреждения не было.
Материалами дела подтверждается, что МАУ "ХЭК" выполняло работы по проверке технического состояния дымовых и вентиляционных каналов, пригодности их к эксплуатации для удаления продуктов горения от газовых печей, аппаратов и приборов - газовых котлов; производило периодическую проверку дымовых и вентиляционных каналов на наличие нормальной тяги и отсутствие засорений, устанавливало исправность оголовков и правильность расположения их относительно крыш и деревьев, плотность кладки каналов и наличие обособленных каналов от каждой печи (аппарата), соответствие устройства и материалов нормативным требованиям.
По результатам проверки учреждением сделаны заключения о том, что дымовые каналы от газовых печей, аппаратов, приборов и вентиляционные каналы отвечают "Правилам производства работ, ремонта печей и дымовых каналов" и могут быть допущены к эксплуатации.
Произведенные работы отражены в актах первичного обследования технического состояния дымовых и вентиляционных каналов, в актах периодической проверки и очистки дымовых каналов от газовых печей (аппаратов) и проверки вентиляционных каналов от 16.06.2015, 30.09.2015, 05.12.2015.
Согласно п.3.3 и 3.4 Свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (утв.Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116) под дымовым каналом (дымовой трубой) понимается вертикальный канал прямоугольного или круглого сечения для создания тяги и отвода дымовых газов от теплогенератора (котла), печи вверх в атмосферу; дымоходом - канал, по которому осуществляется движение продуктов горения внутри печи. Данные термины связаны с эксплуатацией теплогенерирующих установок (печи, котлы, камины и др.). В разделе 5 СП 7.13130 содержатся требования по устройству (кладке, монтажу) систем внутреннего теплоснабжения и отопления.
Таким образом, работы по проверке устройства, состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов (при необходимости, их очистки и/или ремонта) должны производиться организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающей в себя работы по устройству (кладке, монтажу), ремонту, облицовке, теплоизоляции и очистке печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов (п.9 Положения N 1225).
При этом в соответствии с п.40 ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системой противодымной защиты является комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.
Требования к системам противодымной вентиляции и противодымной защиты зданий и сооружений содержатся в ст.85 Закона N 123-ФЗ и разделе 7 СП 7.13130; требования по проведению работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (в частности, систем противодымной защиты) - в п.63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).
Противодымную вентиляцию следует предусматривать для предотвращения поражающего воздействия на людей и (или) материальные ценности продуктов горения, распространяющихся во внутреннем объеме здания при возникновении пожара в одном помещении на одном из этажей одного пожарного отсека (раздел 7 СП 7.13130).
Соответственно, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) противодымной защиты зданий и сооружений вправе производить организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающей в себя работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п.4 Положения N 1225).
Поскольку МАУ "ХЭК" производило работы по проверке технического состояния дымовых каналов от газовых печей (аппаратов, приборов) в отсутствие соответствующего разрешения (лицензии), суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что МАУ "ХЭК" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.2 ст.14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, учреждение не представило.
Материалами дела подтверждается, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, основания для признания правонарушения малозначительным и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 апреля 2016 года по делу N А72-1987/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1987/2016
Истец: Прокурор Барышского района, Прокурор Барышского района Ульяновской области
Ответчик: Муниципальное автономное учреждение "Хозяйственно-эксплуатационная контора" МО "Барышский район" Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Ульяновской области, Прокуратура Ульяновской области