Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2016 г. N Ф09-9233/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А76-28947/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2016 по делу N А76-28947/2015 (судья Трапезникова Н.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Евразия-Плюс" - Журавлев В.В. (паспорт, доверенность от 21.03.2014);
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 - Гуськова Е.Н. (удостоверение N 97, доверенность от 31.12.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Евразия-Плюс" (далее - заявитель, общество, ООО "Гарант-Евразия-Плюс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ГУ ЧРО ФСС РФ) о признании незаконным решения от 10.11.2015 N 142лт.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2016 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ГУ ЧРО ФСС РФ обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на неправильное применение норм материального права. Также указывает на законность оспоренного ненормативного правового акта.
По мнению подателя жалобы, если организация не осуществляла разработку программ ЭВМ, баз данных, то она не имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов.
Податель жалобы считает, что ООО "Гарант-Евразия-Плюс" осуществляет установку и сопровождение Электронного периодического справочника "Система Гарант", обучает клиентов правообладателя работе с ним, а также осуществляет рекламные акции с целью расширения круга пользователей программным продуктом.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Гарант-Евразия-Плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица, является страхователем по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и материнству. Регистрационный номер страхователя - 7418000939.
Фондом была проведена камеральная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 30.06.2015.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, что зафиксировано в акте от 22.09.2015 N 1169, на основании которого было вынесено решение ГУ ЧРО ФСС РФ от 10.11.2015 N 142лт о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с решением от 10.11.2015 N 142лт страхователю начислены страховые взносы в сумме 54 361,28 руб., пени в сумме 949,06 руб., штраф в сумме 10 872,26 руб.
Полагая, что вынесенное Фондом решение являются незаконным, нарушает его права и законные интересы, ООО "Гарант-Евразия-Плюс" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов не связывается с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ, баз данных.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения (постановления, акта), действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта (решения, постановления), действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение данным актом (решением, постановлением), действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, то есть российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные частью 3 указанной статьи, при выполнении ими условий, установленных частью 2.1 или 2.2 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ (часть 5 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2.1 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не являющиеся вновь созданными организациями, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими одновременно трех условий:
-организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
-доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
-средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 7 человек.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, суд первой инстанции правомерно указал на то, что страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: наличие у организации документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, средняя численность работников не менее 7 человек, осуществление деятельности по разработке и реализации разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, доля доходов от которой составляет не менее не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам.
При этом судом первой инстанции из буквального толкования нормы пункта 6 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ сделан обоснованный вывод о том, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов не связывается с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ, баз данных.
Из материалов дела следует и фондом не оспаривается, что общество имеет государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек, все полученные обществом доходы (100%) получены от деятельности по адаптации, модификации баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению баз данных (справочно-правовой системы "Гарант").
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о соблюдении заявителем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов и, соответственно, необоснованном доначислении ему страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, соответствующих пени и штрафа за неуплату указанных страховых взносов.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследованы все представленные сторонами документы и им дана надлежащая правовая оценка - правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривается, поскольку податель апелляционной жалобы от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2016 по делу N А76-28947/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N9 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28947/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2016 г. N Ф09-9233/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАРАНТ - ЕВРАЗИЯ - ПЛЮС", ООО "Гарант-Евразия-Плюс"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ Кыштымский филиал N 9