Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2016 г. N Ф08-6809/16 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2016 г. |
дело N А32-47881/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Е.А. Маштаковой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель Мунтяну В.Б. по доверенности от 01.01.2016;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2016 по делу N А32-47881/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Шамбала"
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Шамбала" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия в переоформлении разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити", обязании переоформить и выдать ЗАО "Шамбала" разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" с учетом дополнительного объекта "Игорно-гостиничный комплекс (Казино), назначение: нежилое, площадь: общая 18 038,5 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, Шабельское сельское поселение, северо-восточная часть кадастрового квартала 23:36:0101000 в игорной зоне "Азов-Сити", кадастровый номер 23:36:010100:944.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2016 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано незаконностью бездействия департамента в переоформлении разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити".
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. 09.12.2015 в администрацию Краснодарского края поступил на рассмотрение проект Федерального Закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2014 N 278-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего продление функционирования игорной зоны "Азов-Сити" до конца 2018 г. Статья 1 указанного законопроекта содержит норму, согласно которой деятельность по организации и проведению азартных игр в границах игорной зоны, созданной на территории Краснодарского края, может осуществляться организаторами азартных игр на основании разрешений на осуществление такой деятельности, выданных до 22.07.2014.
По мнению департамента, принятие указанного законопроекта повлечет отмену разрешений, выданных после указанной даты, в том числе и выданного истцу на основании оспариваемого решения суда. Выдача (переоформление) обществу спорного разрешения повлечет значительные дополнительные расходы общества на оборудование игорно -гостиничного комплекса по новому адресу, приобретение дополнительного игрового оборудования и другие расходы. В результате отмены выданного разрешения на осуществление деятельности по новому адресу у общества возникнут дополнительные убытки, которые могут быть взысканы из бюджета. Департамент полагает, что в связи с правовой неопределенностью в спорном вопросе, обществу обосновано было предложено рассмотреть вопрос о выдаче (продлении) разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр по новым адресам после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя департамента, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Кубаньнефть-проект" (арендатор) заключен Договор аренды N 5 (далее - Договор) находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка с целью реализации инвестиционного проекта в игорной зоне "Азов-Сити", в соответствии с которым земельный участок предоставляется арендатору с целью реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания согласно заключенному между сторонами соглашению о реализации Инвестиционного проекта, являющемуся приложением N 1 к Договору.
Во исполнение условий указанного Договора между Департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края и обществом с ограниченной ответственностью "Кубаньнефть-проект" (инвестор) заключено Соглашение о реализации инвестиционного проекта (инвестиционного контракта), согласно которому инвестор обязуется осуществить финансирование строительства комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания, обеспечить его строительство, включая проектно-изыскательские работы, в сроки и на условиях, определенных инвестиционным контрактом.
25.11.2009 г. г. между ООО "Кубаньнефть-проект" и ООО "Парк-Сити" заключен Договор уступки права аренды земельного участка N 1, согласно которому ООО "Кубаньнефть-проект" передает ООО "Парк-Сити" все права и обязанности, предусмотренные Договором аренды N 5.
На основании Договора уступки права аренды земельного участка от 07.02.2012 г., заключенного между ООО "Парк Сити" и ЗАО "Шамбала", права и обязанности по Договору аренды N 5 переданы ЗАО "Шамбала".
ЗАО "Шамбала" выдано разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" от 14.10.2013 г. N 03-2.
Таким образом, на ЗАО "Шамбала" возложена обязанность по строительству инвестиционного объекта площадью не менее 5 000 кв. м. Свои обязательства общество выполнило в полном объеме путем завершения строительства игорно-гостиничного комплекса, указанный объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 20.11.2015 г. N 23-537000-3-2015; 04.12.2015 г. обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект.
В связи с дополнением у ЗАО "Шамбала" адресов осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне" Азов-Сити" 07.12.2015 года ЗАО "Шамбала" подало заявление о выдаче (переоформлении) разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" в Департамент имущественных отношений Краснодарского края взамен действующего Разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" N 03-2, выданного 14.10.2013 года.
24.12.2015 года ЗАО "Шамбала" обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении информации по заявлению о выдаче (переоформлении) разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити", однако, информация о принятом уполномоченным органом решении по заявлению ЗАО "Шамбала" получена была.
Посчитав, что указанное бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского края препятствует осуществлению обществом предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
5) осуществления государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ управление игорными зонами осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы управления игорными зонами).
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы управления игорными зонами:
1) осуществляют функции по организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаторов азартных игр, а также иных лиц в связи с осуществлением государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр;
2) в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), передают организаторам азартных игр, а также иным лицам в собственность или аренду земельные участки, расположенные в игорных зонах;
3) осуществляют функции по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;
4) осуществляют региональный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" (далее - Положение), уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края, является Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
На основании пункта 3.50 Положения к полномочиям Департамента имущественных отношений Краснодарского края отнесено выполнение функций по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, созданной на территории Краснодарского края.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.05.2015 N 584 утвержден Административный регламент предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне на территории Краснодарского края (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.4.2 Административного регламента срок предоставления государственной услуги (принятия решения о переоформлении (отказе в переоформлении) разрешения) составляет в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о переоформлении разрешения и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 2.4.4 подраздела 2.4 Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в подразделе 2.10 настоящего раздела, соответствующее уведомление департамента с указанием обстоятельств, препятствующих предоставлению государственной услуги направляется соискателю разрешения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об отказе в выдаче (переоформлении, аннулировании).
При этом пунктом 2.10.2 подраздела 2.10 основаниями для отказа в переоформлении разрешения являются:
1) несоответствие соискателя разрешения и (или) игорного заведения требованиям Федерального закона;
2) наличие в документах, представленных юридическим лицом, недостоверной или искаженной информации;
3) нахождение юридического лица в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с частями 2.6.1 - 2.6.6 Регламента.
Как указано в пунктах 2.6.1 - 2.6.2 Административного регламента, заявление о переоформлении разрешения составляется в произвольной форме, подписывается руководителем соискателя разрешения или уполномоченным им лицом и заверяется печатью соискателя разрешения (при наличии печати) в заявлении о выдаче (переоформлении, аннулировании) разрешения указывается:
1) наименование уполномоченного органа управления игорной зоной, в который подается заявление;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма соискателя разрешения, место его нахождения, почтовый адрес, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и реквизиты документа, подтверждающего факт внесения сведений о соискателе разрешения в единый государственный реестр юридических лиц, номер телефона и факса, адрес электронной почты;
3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя разрешения на учет в налоговом органе;
4) адреса мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр;
5) дата и место рождения, а также место регистрации лиц, являющихся учредителями (участниками) соискателя разрешения.
Кроме того, заявление о переоформлении разрешения должно содержать основания, по которым разрешение подлежит переоформлению:
а) изменения полного и (в случае, если имеется) сокращенного наименования юридического лица;
б) изменения организационно-правовой формы юридического лица;
в) изменения идентификационного номера налогоплательщика;
г) изменения места нахождения организатора азартных игр;
д) изменения государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица;
е) изменения или дополнения адресов мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявление общества соответствовало по форме и содержанию требованиям, предъявляемым к нему Административным регламентом.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что, поскольку частью 1 статьи 9 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что на территории одного субъекта РФ может быть создано не более одной игорной зоны, возникла объективная необходимость в ликвидации игорной зоны "Азов-Сити" в ранее существовавших границах; при этом, Департамент не располагает информацией о том, когда будет принято решение о ликвидации игорной зоны "Азов-Сити".
Также департамент ссылается на информационное письмо N 201-5911, направленное в адрес ЗАО "Шамбала" в целях эффективного планирования корпоративных средств, минимизации возможных расходов в случае ликвидации игорной зоны "Азов-Сити".
По мнению апеллянта, выдача (переоформление) спорного разрешения повлечет значительные дополнительные расходы общества на оборудование игорно-гостиничного комплекса, приобретение игрового оборудования, которые, возможно, будут взыскиваться из бюджета Краснодарского края, в связи с чем, обществу департаментом было предложено отложить вопрос о переоформлении разрешения до окончательного определения судьбы игорной зоны "Азов-Сити".
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются.
Из материалов дела видно, что ЗАО "Шамбала" подготовило и направило весь необходимый пакет документов в соответствии с Административным регламентом; при этом требования действующего законодательства обществом были соблюдены. Так, в соответствии с требованием Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, Налоговым Кодексом Российской Федерации игорное оборудование поставлено на налоговый учет, налог на игорный бизнес и налог на имущество регулярно уплачиваются в бюджет субъекта РФ.
Кроме того, на общество в соответствии с Договором N 5 возложена обязанность по реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания; за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору предусмотрена ответственность.
Оспариваемое бездействие Департамента препятствует выполнению обязательств по Договору.
Позиция Департамента противоречат Административному регламенту, утвержденному Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.05.2015 года N 584. Как указывалось выше, в соответствии с п.2.4.2. Административного регламента срок предоставления государственной услуги (принятия решения о переоформлении (отказе в переоформлении) разрешения составляет 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о переоформлении разрешения и прилагаемых к нему необходимых документов.
Таким образом, Административным регламентом не предусмотрена процедура отсрочки (возвращения к рассмотрению) принятия решения о переоформлении (отказе в переоформлении) Разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити".
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" выдано ЗАО "Шамбала" 29.09.2010 года и не прекращало своего действия. В связи с вводом в эксплуатацию нового здания казино "Шамбала", согласно заявления от 07.12.2015 года и административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне на территории Краснодарского края, Департамент обязан был переоформить действующее с 30.09.2010 года Разрешение, с учетом адреса мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.
Датой выдачи Разрешения является 29.09.2010 года и с 30.09.2010 года ЗАО "Шамбала" получило право приступить к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр. Все последующие дополнения адресов мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, не влияют на срок действия данного Разрешения.
Вступление в силу закона, согласно нормам которого осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр на территории игорной зоны "Азов-Сити" возможно до 01.01.2019 года и может осуществляться на основании разрешений выданных до 23.07.2014 года, не может повлечь отмену Разрешения выданного ЗАО "Шамбала" N 03-02 от 30.09.2010 года, так как срок действия такого разрешения не прекращался. Внесение нового адреса места осуществления деятельности по организации и проведения азартных игр и переоформление Разрешения не противоречит действующему законодательству, так как сроком начала действия Разрешения следует считать первоначальную дату дающую право приступить к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр - 30.09.2010 года.
Департамент ссылается также на то, что построив и сдав в 2013 году в эксплуатацию инвестиционный объект казино "Нирвана" ЗАО "Шамбала" выполнила свои обязательства по Договору, а поэтому строительство нового 9-ти этажного объекта казино "Шамбала" было нецелесообразно, так как при ликвидации игорной зоны "Азов-Сити" выдача нового Разрешения на право организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов-Сити" привела бы к неоправданным бюджетным затратам, связанным с компенсацией обществу потерь при ликвидации игорной зоны.
Судебная коллегия не может согласиться с подобной позицией департамента. Так, согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-2086/2013 с ЗАО "Шамбала" в пользу Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края было взыскано 1236951 руб. пени за нарушение сроков строительства инвестиционного объекта. В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Шамбала" Министерство указало, что ЗАО "Шамбала" не выполнило условие Договора в части строительства 5000 кв.м. общей площади объектов, а лишь построило первую очередь строительства игорно-гостиничного комплекса "Парк-Сити", казино "Шамбала", общей площадью лишь 1440,5 кв.м. Данный довод содержится и в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А32-2086/2013 от 19.08.2013 года. Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 23-AJI N 895363 от 10.09.2013 года, ЗАО "Шамбала" построило и ввело в эксплуатацию объект капитального строительства казино "Нирвана" общей площадью 1374,3 кв.м. Сложив 1440,5 кв.м (общая площадь первой очереди казино "Шамбала") и 1374,3 кв.м. (общая площадь казино "Нирвана") получается 2814,8 кв.м. общей площади инвестиционного объекта вместо не менее 5000 кв.м., как указано в п. 4.1.30. Договора.
Таким образом, построив и введя в эксплуатацию новый объект казино "Шамбала" общей площадью 18038,5 кв.м., ЗАО "Шамбала" выполнило п.4.1.30, Договора, построив не менее 5000 кв.м. инвестиционного объекта.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направленные на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2016 по делу N А32-47881/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47881/2015
Истец: ЗАО "ШАМБАЛА"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края