Требование: о признании незаконным акта органа власти по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
3 августа 2016 г. |
Дело N А67-887/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.,
судьи: Бородулина И.И., Сбитнев А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кузьменко Н.В. по доверенности от 04.05.2016;
от заинтересованного лица: Слепакова С.В. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 26 мая 2016 года
по делу N А67-887/2016 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению Федерального казенного профессионального образовательного учреждения N 228 Федеральной службы исполнения наказания, г.Томск (ИНН 7018037491 ОГРН 1027000886923)
к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области
о признании незаконным решения N 080/004/278-2015 от 12.11.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение N 228 Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФКП образовательное учреждение N 228, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - ГУ - УПФР в г. Томск, Управление Пенсионного фонда, заинтересованное лицо, апеллянт) о признании незаконным решения N 080/004/278-2015 от 12.11.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 4 190,85 руб., начисления пени в сумме 3 260,05 руб., доначисления недоимки по страховым взносам в размере 20 954,24 руб.
Решением суда от 26 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены, решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области N 080/004/278-2015 от 12.11.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 4 190,85 руб., начисления пени в сумме 3 260,05 руб., доначисления недоимки по страховым взносам в размере 20 954,24 руб. признано незаконным.
Суд обязал государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального казенного профессионального образовательного учреждения N 228 Федеральной службы исполнения наказания.
Не согласившись с принятым решением, ГУ - УПФР в г. Томск обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что к работникам заявителя необходимо применять дополнительные тарифы страховых взносов, вывод суда о занятости работников менее 80% рабочего времени несостоятелен.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.
В судебном заседании представитель апеллянта настаивала на доводах апелляционной жалобы, представитель заявитель устно просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области проведена выездная проверка Федерального казенного профессионального образовательного учреждения N 228 Федеральной службы исполнения наказания по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 19.10.2015 N 080/004/278-2015.
По итогам рассмотрения акта и материалов выездной проверки Пенсионным фондом вынесено решение N 080/004/278-2015 от 12.11.2015 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (далее - Решение).
Данным решением учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам, начислены пени, привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов.
Не согласившись с данным решением в части, ФКП образовательное учреждение N 228 обратилось с жалобой в Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Томской области. Решением вышестоящего органа от 20.01.2016 жалоба оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение N 080/004/278-2015 от 12.11.2015 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 4 190,85 руб., начисления пени в сумме 3 260,05 руб., доначисления недоимки по страховым взносам в размере 20 954,24 руб.
Рассматривая требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 58.3 Закон N 212-ФЗ установлено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: в 2013 году 2,0 процента, в 2014 году 4,0 процента, в 2015 и последующие годы 6,0 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27 этого же закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (п.1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 (далее - Постановление N 85). Постановлением Правительства РФ от 26.08.1996 N 999 этот список дополнен п.4, в который включены работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в частности мастера производственного обучения и преподаватели.
Судом установлено, что плательщик ФКП образовательное учреждение N 288 ФСИН состоит на учёте как плательщик страховых взносов в органах ПФР Томской области с 18.08.1997.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённому указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (далее - Положение), ФСИН России подведомственна Минюсту России. В силу п.3 Положения одной из основных задач ФСИН России является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5 Положения). При этом ФСИН России организует общее образование, среднее профессиональное образование и профессиональное обучение, а также обучение осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также координирует деятельность подведомственных ей образовательных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7 Положения).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.08.2004 N 1139-р "Об утверждении Перечня федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования" ФКП образовательное учреждение N 288 относится к учреждениям ФСИН России.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.06.2015 N 25 учредителем ФКП образовательное учреждение N 288 является ФСИН России, плательщик имеет вид экономической деятельности "Среднее профессиональное образование" (код ОКВЭД 80.22.2).
В ходе проверки установлено, что работники Иоаниди И.Г., Кузьменко Н.В., Немцев О.А., Потапенков И.М., работавшие у плательщика в 2013 и 2014 годах на должностях "преподаватель" и "мастер производственного обучения", были заняты в 2013 и 2014 годах на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Данное обстоятельство, по мнению Пенсионного фонда, соответствует требованиям пп.17 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ и влечёт за собой необходимость исполнения работодателем положений ч.2 ст.58.3 Закона N 212-ФЗ, а именно применять дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда.
В пункте 5 постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Из материалов дела следует и не оспаривается заинтересованным лицом, что работники Иоаниди И.Г., Кузьменко Н.В., Немцев О.А., Потапенков И.М., работавшие у плательщика в 2013 и 2014 годах на должностях "преподаватель" и "мастер производственного обучения", были заняты в 2013 и 2014 годах на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня.
Иного из материалов не следует и доказательства опровергающие указанное, апеллянтом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, уплата страховых взносов по дополнительным тарифам поименована законодателем в качестве одного из обязательных и взаимосвязанных с другими условий досрочного назначения пенсии.
В противном случае (отсутствие права на досрочное назначение пенсии) уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в зависимости от выплаченного вознаграждения работнику теряет свою основную цель - обеспечение пенсионных прав конкретного работника.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющих в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию, невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя уплаты за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу.
Аналогичный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской в определениях от 24.12.2015 N 301-КГ15-17887 по делу N А82-19103/2014 от 09.02.2016 N309-КГ15-19443 по делу N А07-27360/2014.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке и оценке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции, выражая лишь несогласие с выводами суда.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 26 мая 2016 года по делу N А67-887/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-887/2016
Истец: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение N 288 Федеральной службы исполнения наказаний
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области