г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А26-1630/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15128/2016) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.04.2016 по делу N А26-1630/2016 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
3-е лицо: Фонд капитального ремонта Республики Карелия
о признании незаконным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 1015007233, ОГРН: 1081039000460, адрес места регистрации: 186150, Республика Карелия, город Пудож, улица Садовая, дом 23 "А") (далее - заявитель, ООО "УК ЖКХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ИНН: 1001225288, ОГРН: 1091001011265, адрес места регистрации: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Энгельса, дом 4) (далее - ответчик, инспекция, ГЖИ) о признании незаконным предписания N 039057/13-12 от 22 декабря 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, на стороне заявителя привлечен Фонд капитального ремонта Республики Карелия (ИНН: 1001992208, ОГРН: 114100000240, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Антикайнена, дом 1 "А") (далее - третье лицо, Фонд).
Решением от 29.04.2016 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил: признал недействительным оспариваемое предписание, обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а также взыскал с административного органа в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, у Общества отсутствуют основания для выставления гражданам платежных документов по оплате капитального ремонта.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.12.2015 Обществу выдано предписание N 039/057/13-12 ГЖИи (л.д. 9) основанное на результатах внеплановой документарной проверки, проведенной инспекцией в период с 25.11.2015 года по 22.12.2015 года на основании распоряжения от 23.11.2015 года N 038/057/13-12ГЖИи (л.д. 10 - 12). Актом проверки выявлено нарушение, выразившееся в выставлении платы за капитальный ремонт в июне 2015 года собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 38 по улице К.Маркса в городе Пудоже (л.д. 21).
Согласно предписанию Обществу предписывается в срок до 26.02.2016 года прекратить начисление по строке "капитальный ремонт" в размере 6,50 руб./кв.м. по всем помещениям МКД. Выполнить корректировку платы по всем помещениям МКД без включения платы по строке "капитальный ремонт" в размере 6,50 руб/кв.м. с июня 2015 года (л.д. 9).
Полагая выданное предписание незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Статьей 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
При этом в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29.05.2015 года) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 года N 176-ФЗ редакция статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ установлено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, данная редакция закона вступила в силу с 30.06.2015 года и не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Республики Карелия N 1758-ЗРК от 20.12.2013 года "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия".
Судом первой инстанции установлено, что соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет - портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, соответственно с этого дня начинает течь срок, установленный для принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.
На момент опубликования Региональной программы часть 3 статьи 7 названного Закона Республики Карелия N 1758-ЗРК от 20.12.2013 года "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" устанавливала, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 года N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 года (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Апелляционная коллегия находи обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку на момент опубликования Региональной программы был установлен шестимесячный срок для принятия соответствующих решений, он и должен быть соблюден соответствующими лицами в силу прямого указания части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия N 1758-ЗРК от 20.12.2013 года "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия".
Таким образом, в рассматриваемом случае соответствующее решение должно быть принято и реализовано ответственными лицами в срок до 01.06.2015.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Пудож, улица К.Маркса, дом 38 проходило 28.04.2015. На собрании приняли участие 73,51 % всех собственников многоквартирного дома.
Общим собранием собственников помещений в спорном многоквартирном доме принято решение об установлении взноса по статье "Капитальный ремонт" с 01.06.2015 в размере 6 руб. 50 коп. за 1 кв.м. (вопрос N 9 Повестки собрания) (л.д. 67 - 68). Указанное решение было направлено собственниками Обществу о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции от 06.05.2015 года (л.д. 68). В целях реализации данного решения 26.05.2015 открыт специальный счет в отделении Сбербанка России (л.д. 20).
Суд, исследовав представленные в дело доказательства, пришел к выводу, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет.
Решение об открытии специального счета на капитальный ремонт собственниками жилья было принято и реализовано в установленном порядке, заявителем были соблюдены все предусмотренные законом условия, в связи с чем, начисление платы по статье "капитальный ремонт" с июня 2015 года Обществом осуществлялось правомерно.
Таким образом, довод апеллянта о том, что у Общества отсутствуют основания для выставления гражданам платежных документов по оплате капитального ремонта, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен с учетом вышеизложенного.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.04.2016 по делу N А26-1630/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1630/2016
Истец: ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия
Третье лицо: Фонд капитального ремонта Республики Карелия