Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2016 г. N Ф08-8340/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении земельного участка
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2016 г. |
дело N А32-5473/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Е.А. Маштаковой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель Ковтун В.А. по доверенности от 21.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.05.2016 по делу N А32-5473/2016
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
принятое в составе судьи О.П. Миргородской,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Краснодарском крае) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, выраженный в письме от 25.05.2015 г. N 990; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2016 признан незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, выраженный в письме от 25.05.2015 г. N 990. Решено обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе.
Решение мотивировано тем, что поскольку находящиеся на спорном земельном участке поверхностные водные объекты (лиманы) относятся к особо охраняемым водным объектам международного и федерального значения, на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков в силу п. 2 ст. 102 ЗК РФ. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, в силу закона отнесен к федеральной собственности, что свидетельствует о незаконности отказа в государственной регистрации земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. В судебных актах по делу N А32-11512/2014 не разрешен вопрос о принадлежности спорного земельного участка. Поскольку в разъяснении решения Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 в указанной части было отказано, документов, подтверждающих отнесение земельного участка к федеральной собственности, ТУ Росимущества в Краснодарском крае не представлено, отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае правомерен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе.
К заявлению были представлены следующие документы:
- доверенность от 13.01.2015 г. N 04/69;
- выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.04.2015 г. N 90-6363645;
- кадастровый паспорт земельного участка от 27.04.2015 N 2343/12/15-387826;
- копия решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11512/2012 от 26.05.2014 г.;
- копия постановления Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 г. N А32-11512/2012;
- копию постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N A32-11512/2012 от 30.12.2014 г.
Указанным выше решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11512/2012 от 26.05.2014 удовлетворен иск заместителя прокурора Краснодарского края в интересах Территориального управления к Лень Д.Г., администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе.
При проведении правовой экспертизы представленных документов у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, в связи с чем регистрация права была приостановлена до 22.05.2015 с целью получения разъяснений судебного акта N А32- 11512/2012 в части принадлежности спорного земельного участка.
Не получив требуемые разъяснения, письмом от 25.05.2015 исх. N 990 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок, мотивировав отказ тем, что не устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не представлены правоустанавливающие документы на объект, подлежащий государственной регистрации.
Не согласившись с указанным отказом, изложенным в письме от 25.05.2015 исх. N 990, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные ТУ Росимущества в Краснодарском крае требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что поскольку находящиеся на спорном земельном участке поверхностные водные объекты (лиманы) относятся федеральной собственности, земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502, находящийся под ними, относится к особо охраняемой территории федерального значения и является федеральной собственностью в силу закона.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится в статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом органом государственной регистрации прав проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регламентировано, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрены полномочия государственного регистратора по приостановлению государственной регистрации.
Согласно пункту 1 названной нормы государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
При наличии оснований, предусмотренных в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано, о чем заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Таким образом, регламентированный нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядок государственной регистрации предусматривает определенную последовательность действий и возможность обжалования данных действий.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что заявитель обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, полагая, что данный земельный участок входит в границы особо-охраняемых природных территорий водно-болотных угодий, в связи с чем, является федеральной собственностью в силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю, отказывая в государственной регистрации права федеральной собственности на испрашиваемый участок, сослалось на непредставление заявителем правоустанавливающих документов.
Статья 30.1 Закона N 122-ФЗ закрепляет, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень).
Для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, согласно пунктам 1 и 2 Перечня в регистрирующий орган необходимо представить:
заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок,
правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации).
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.
Согласно выписке из ЕГРП от 08.02.2016 г. N 90-14689037 на земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:502 сведения о правообладателе (собственнике) отсутствуют.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, на основании статьи 13 Закона о регистрации, установлено, что нарушены требования статей 16, 17 Закона о регистрации.
Для возобновления государственной регистрации заявителю было рекомендовано представить документ, подтверждающий возникновение права собственности Российской Федерации.
По истечении срока приостановления государственная регистрация была возобновлена.
Причины, препятствующие государственной регистрации, заявителем устранены не были. Заявление о продлении срока приостановления государственной регистрации также подано не было.
Судебные акты по делу N А32-11512/2012 от 26.05.2014 не могут являться основанием для государственной регистрации права, поскольку их резолютивная часть не содержит указания на принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации. В разъяснении данного судебного акта заявителю было отказано.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"" основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона N 122-ФЗ являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11512/2012 от 26.05.2014 признан недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:1001000:502, расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе.
Следовательно, данный судебный акт не может служить основанием для государственной регистрации Управлением Росреестра по Краснодарскому краю права собственности ТУ Росимущества в Краснодарском крае на спорный земельный участок.
Таким образом, заявитель не устранил причины, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации, а именно не представил документ, являющийся основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с чем, заявителю было правомерно отказано в государственной регистрации заявленного права.
В постановлении Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 г. N А32-11512/2012 судебная коллегия пришла к выводу о том, что Администрация Приморско -Ахтарского района Краснодарского края неправомерно распорядилась земельным участком с кадастровым номером 23:25:1001000:502, поскольку земельный участок сформирован с нарушением п.2 ст.102 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что спорный земельный участок, состоящий из двух частей, сформирован таким образом, что на его территории находятся поверхностные водные объекты (лиманы).
Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации).
Однако, суд первой инстанции в рамках настоящего дела пришел к ошибочному выводу о том, что спорный земельный участок в силу закона отнесен к федеральной собственности (норм Водного и Земельного кодексов).
Выводы о том, что в отношении спорного земельного участка установлен режим особо охраняемой природной территории, не имеет правового значения, поскольку оспариваемый отказ, выраженный в письме от 25.05.2015 г. N 990, на дату его вынесения по формальным основаниям является обоснованным.
Рассматривая заявление по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не вправе рассматривать в рамках этого требования спор о праве, а обязан дать оценку законности действий регистрирующего органа.
В порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Разрешение данного вопроса возможно только по результатам рассмотрения судом в порядке искового производства спора о правах на недвижимое имущество по иску заинтересованного лица (пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Судебная коллегия пришла к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции о доказанности принадлежности спорного земельного к собственности Российской Федерации, в связи с отнесением системы лиманов к особо охраняемым водным объектам международного и федерального значения при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок.
Аналогичные выводы содержаться в Постановлении Арбитражного суда Северо -Кавказского округа по делу N А32-45856/2015.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В соответствии со ст. 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2016 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2016 по делу N А32-5473/2016 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5473/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2016 г. N Ф08-8340/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Росреестра по Краснодарскому краю