Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2016 г. N Ф03-4688/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
08 августа 2016 г. |
А73-947/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Козловой Т.Д., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания": Коротков С.В., представитель по доверенности от 01.11.2016 N 115; Коврижкин С.А., представитель по доверенности от 01.11.2016 N 1; Наконечный В.С., представитель по доверенности от 01.11.2016 N 77;
от муниципального унитарного предприятия Ванинского муниципального района "Электросеть": директор Измайлова Л.М., по паспорту;
от Публичного акционерного общества "Дальневосточная Энергетическая Компания": Русанов П.Э., представитель по доверенности от 01.01.2016 N ДЭК-20-15/307Д;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" филиал "Хабаровские электрические сети"
на решение от 26.05.2016
по делу N А73-947/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Дюковой С.И.
по иску акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
к муниципальному унитарному предприятию Ванинского муниципального района "Электросеть"
третьи лица публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания", Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об урегулировании разногласий по договору
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Ванинского муниципального района "Электросеть" (далее - МУП "Электросеть") об урегулировании разногласий по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 4088/ХЭС от 23.11.2015 и утверждении пункта 6.6.3 договора в редакции истца.
Определением суда от 29.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК").
Определением суда от 26.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Решением суда от 26.05.2016 разногласия по договору урегулированы путем принятия пункта 6.6.3 в редакции ответчика.
Не согласившись с решением суда, АО "ДРСК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворив его исковые требования путем изложения пункта 6.6.3 в редакции истца.
В судебном заседании представители заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержали. Законный представитель ответчика с жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ПАО "ДЭК" оставил разрешение жалобы на усмотрение суда. В представленном отзыве Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края также оставил разрешение жалобы на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
С 2010 года по настоящее время на территории Хабаровского края действует схема расчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии "котел сверху", котлодержателем является истец - АО "ДРСК".
Платежи за услуги по передаче электрической энергии, оказанные всеми сетевыми организациями, действующими на территории Хабаровского края, при указанной схеме ПАО "ДЭК" производит в пользу АО "ДРСК", а АО "ДРСК", в свою очередь, на основании заключенных договоров с территориальными сетевыми организациями производит расчеты за оказанные услуги.
Между ПАО "ДЭК" и АО "ДРСК" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности и купли-продаже электроэнергии для компенсации потерь N 360 от 01.06.2009.
МУП "Электросеть" является одной из территориальных сетевых организаций, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства абонентов ПАО "ДЭК" (юридических и физических лиц).
Услуги по передаче электрической энергии указанным абонентам ПАО "ДЭК" оплачивает АО "ДРСК" на основании договора N 360 от 01.06.2009, а АО "ДРСК", на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии - МУП "Электросеть".
В 2016 году истец оплачивает услуги по передаче электрической энергии ответчику по регулируемым тарифам, установленным постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 N 43/18 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям муниципального унитарного предприятия Ванинского муниципального района "Электросеть" для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на 2015-2017 годы".
Согласно указанному постановлению индивидуальные тарифы установлены в двух вариантах: одноставочный и двухставочный.
26.11.2015 истцом в адрес ответчика направлен проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 4088/ХЭС от 23.11.2015.
11.01.2016 ответчиком договор подписан с протоколом разногласий.
Разногласия между сторонами возникли по пункту 6.6.3 по применению в 2016 году тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а именно: по мнению истца необходимо применить одноставочный тариф, по мнению ответчика - двухставочный.
Не достижение соглашения в отношении данного условия, явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Принимая пункт 6.6.3 в редакции ответчика, суд первой инстанции посчитал, что ответчик является потребителем, имеющим право выбрать вариант тарифа, в связи с чем, с учетом того, что в предыдущем периоде им применялся двухставочный тариф, необходимо применять его, поскольку данный вариант тарифа наиболее полно и объективно отвечает специфике взаимоотношений смежных сетевых организаций и позволяет им наиболее эффективно выполнять возложенные на них функции по обеспечению энергоснабжения конечного потребителя.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации, следовательно, рассмотрение разногласий по нему относится к компетенции суда.
Как видно из материалов дела, истец при заключении договора изложил пункт 6.6.3 в следующей редакции:
"Выбор вида применяемого тарифа (одноставочный, двухставочный) и изменение его на следующий период регулирования допускается при наличии соответствующего письменного уведомления от заказчика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении индивидуального тарифа. При отсутствии такого уведомления (при изменении вида тарифа) расчет за оказанные услуги производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон. В 2016 году расчет производится с учетом одноставочного тарифа".
Ответчик в протоколе разногласий изложил указанный пункт в следующей редакции:
"В 2016 году расчет производится по двухставочному тарифу, утвержденному Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для исполнителя".
Пунктом 38 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Следовательно, расходы истца на оплату предоставляемых ему ответчиком услуг по передаче электрической энергии как по одноставочному, так и по двухставочному тарифам, в определенной сумме включены в тариф истца для расчета с ответчиком на 2016 год.
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом, в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ей необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями, пункт 52 которых определяет, что необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок, а именно: ставки на содержание электрических сетей; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу. При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока. В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Таким образом, тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации с учетом ее необходимой валовой выручки (экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования), в связи с чем установление индивидуальных тарифов обусловлено необходимостью перераспределения денежных средств в установленном уполномоченным органом размере между сетевыми организациями для обеспечения получения всеми сетевыми организациями необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования потребитель обладает правом выбора варианта тарифа, которое он вправе реализовать в течение одного месяца со дня официального опубликования решения органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов).
Постановлением от 26.12.2014 N 43/18 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям муниципального унитарного предприятия Ванинского муниципального района "Электросеть" для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на 2015 - 2017 годы" для ответчика были установлены тарифы на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между сторонами.
Следовательно, на момент возникновения спора стороны уже имели установленные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).
При этом, пункт 7 Основ ценообразования содержит закрытый перечень случаев, когда могут быть пересмотрены установленные цены (тарифы) до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года.
В этой связи изменить тариф на 2016 год истец не вправе.
Ссылки заявителя жалобы на проведенную корректировку размера необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (календарный год) в связи с чем ставки индивидуального тарифа были пересмотрены на 2016 год Постановлением Комитета от 23.12.2015 N 41/29, не могут быть приняты судом во внимание.
Указанным Постановлением лишь внесены изменения в Постановление от 26.12.2014 N 43/18. Установленные для ответчика долгосрочные индивидуальные тарифы для взаиморасчетов с АО "ДРСК" подлежали корректировке, но не устанавливались новые тарифы и не рассматривался другой срок периода регулирования, а тем более, не возникала ситуация выбора между одноставочным и двухставочным тарифом в отношениях сторон, поскольку такой тариф уж был установлен и выбран сторонами на долгосрочный период регулирования 2015 - 2017 годы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несостоятельности доводов истца и необходимости применять в расчетах двухставочный тариф, ранее выбранный ответчиком.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2016 по делу N А73-947/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-947/2016
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" филиал "Хабаровские электрические сети"
Ответчик: МУП Ванинского муниципального района "Электросеть"
Третье лицо: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" филиал "Хабаровские электрические сети", Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, ПАО "Дальневосточная энергетическая компания"