Письмо Минобразования РФ от 24 июля 2003 г. N 15-52-522/15-01-21
Во исполнение п.3 приказа Министерства образования Российской Федерации от 11.06.2003 N 2501 "О мерах по предупреждению распространения тяжелого острого респираторного синдрома на территории Российской Федерации" Департамент по молодежной политике направляет для сведения и руководства в работе Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде, разработанные Центром образования и здоровья Министерства образования Российской Федерации и Институтом возрастной физиологии Российской академии образования.
Руководитель Департамента |
Г.В. Куприянова |
Практические рекомендации
по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде
Анализ методических подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях в 97 регионах России свидетельствует о следующем:
- задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждения, что, несомненно, является положительным актом;
- различные (отдельные) формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются в подавляющем большинстве (78%) образовательных учреждений;
- в большинстве образовательных учреждений используются малодейственные формы работы по охране и укреплению здоровья, такие, как лекции и беседы, причем эта форма работы преобладает вне зависимости от возраста учащихся (и в младших, и в старших классах);
- в то же время в ряде образовательных учреждений (около 20%) уже накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья. При этом формы и методы такой работы варьируют в зависимости от штата специалистов, занимающихся этой работой, инфраструктуры и оснащенности образовательного учреждения необходимым и дополнительным оборудованием, выбора методологии и принципов работы;
- в ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, оздоровительные и физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия. При настоятельной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям (варианты медицинских центров в школах, медицинских кабинетов и поликлиник в школах) остается не использованным оздоровительный (здоровьесберегающий) потенциал образовательного учреждения.
Нередко медицинские мероприятия используются как вариант снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса.
Практически во всех регионах разрабатываются авторские программы, которые можно объединять в группу программ "Образование и здоровье". Эти программы, как правило, включают один или несколько разделов (блоков):
- рациональную организацию (нормализация) учебного процесса, способствующую дифференциации и индивидуализации обучения (этот раздел, как правило, декларируется, но практически не реализуется);
- внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, круглых столов, семинаров);
- работа с детьми во внеурочное время (дни здоровья, оздоровительные лагеря и т.п.);
- организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, повышение двигательной активности - динамические паузы, часы активного отдыха и т.п.;
- внедрение оздоровительных процедур в организацию оздоровительных процедур.
Однако эффективность этих программ не очень высока, и это определяется прежде всего тем, что системно и регулярно эта работа ведется лишь в 20% школ. При организации этой работы основные школьные факторы риска - нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методов и методик обучения и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы - остаются практически без внимания.
Анализ инфраструктуры и оснащенности современных российских школ, обеспеченность специалистами, а также анализ заболеваемости и ее динамики в течение учебного года, организация учебного процесса, режима учебной и вне-учебной нагрузки позволили разработать базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях. Считаем, что формулировка "комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья" в большей мере соответствует содержанию и методам такой работы, чем "здоровьесберегающие технологии".
В каждом образовательном учреждении базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач условий, потребностей и возможностей данного учреждения.
Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих блоков:
I блок - здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Блок включает:
- состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
- оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
- наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
- организация качественного питания;
- необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
Результаты анализа инфраструктуры школ показали:
- Лишь 48,3% школ соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям. При этом неудовлетворительные условия обучения, требующие срочного изменения ситуации, выявлены в 6,5% школ.
- 96,8% школ имеют хорошо оборудованные школьные столовые, что обеспечивает возможность организации полноценного и регулярного питания.
- Возможность дополнительной организации питания имеют 13% школ (подсобные хозяйства, шефская помощь).
II блок - рациональной организации учебного процесса. Блок включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.
Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.
Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что 20% из них ведут комплексную системную работу. В остальных учреждениях - это, как правило, профилактическая работа с учащимися и родителями (более 89% учреждений), специальная оздоровительная работа (3 - 7%), разработка и реализация обучающих программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (до 30%). Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Такое взаимодействие необходимо для объективной и качественной оценки состояния здоровья школьников и соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 24 июля 2003 г. N 15-52-522/15-01-21
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", сентябрь 2003 г., N 26, в журнале "Вестник образования", ноябрь 2003 г., N 21, в журнале "Вестник образования России", январь 2004 г., N 1, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2003 г., N 31