Постановление Центральной избирательной комиссии РФ
от 10 октября 2003 г. N 38/354-4
"О Разъяснениях некоторых вопросов информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и иных выборов в Российской Федерации"
Постановлением ЦИК России от 23 сентября 2015 г. N 308/1768-6 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 26 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения некоторых вопросов информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и иных выборов в Российской Федерации (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и в "Российской газете".
Председатель |
А.Вешняков |
Секретарь |
О.Застрожная |
Разъяснения
некоторых вопросов информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и иных выборов в Российской Федерации
В связи с обращениями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разъясняет некоторые вопросы информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и иных выборов в Российской Федерации.
1. Согласно статье 44 Федерального закона от 12 июля 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), статье 53 Федерального закона от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов) информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона N 67-ФЗ следует читать как "12 июня 2002 года"
Как следует из пунктов 2, 4 и 5 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях, пунктов 2, 4 и 5 статьи 54 Федерального закона о выборах депутатов информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации (далее - СМИ), должны быть объективными, достоверными, не нарушать равенство кандидатов, политических партий и иных избирательных объединений, избирательных блоков. При этом организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей. Вместе с тем редакции СМИ должны соблюдать правило, согласно которому в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В таких информационных блоках не должно отдаваться предпочтение каким бы то ни было кандидату, политической партии, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности или объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
В этой связи необходимо учитывать, что под информационными программами следует понимать ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ (ст.3 Федерального закона от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"). По аналогии указанное положение применяется и к информационным сообщениям, содержащимся в периодических печатных изданиях.
Исходя из положений статей 3 и 29 Конституции Российской Федерации, соответствующих положений Федерального закона об основных гарантиях и Федерального закона о выборах депутатов СМИ выполняют ответственную задачу - всесторонне анализировать предвыборную ситуацию и содействовать осознанному свободному выбору граждан. Запрещение комментариев в информационных программах и сообщениях не препятствует освещению и анализу в информационно-аналитических программах (публикациях) хода избирательной кампании, деятельности кандидатов, политических партий, избирательных блоков, их предвыборных программ, анализу информации о доходах и имуществе кандидатов, финансовых отчетах кандидатов, политических партий, избирательных блоков, результатах их проверки, иной информации, представляемой в СМИ в соответствии с законодательством о выборах.
Из указанных выше положений федеральных законов, рассматриваемых во взаимосвязи, следует, что редакции СМИ вправе свободно, без каких-либо согласований с государственными органами освещать события, происходящие в ходе избирательных кампаний, и придерживаться при этом основополагающих принципов информирования избирателей, отделяя в публикациях объективную информацию о событиях, происшедших в ходе избирательной кампании, от мнения и (или) комментария журналиста по соответствующему вопросу, и не замалчивая поступившую в СМИ информацию о реально происходивших предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, в том числе в пользу информации о других кандидатах, партиях, блоках.
2. Пункт 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях и пункт 1 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов, в которых дан открытый перечень форм проведения предвыборной агитации, могут применяться только в непосредственной взаимосвязи с требованиями соответственно пункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 8 указанных законов, определяющих предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Таким образом, из определения предвыборной агитации во взаимосвязи с положениями подпунктов "в" - "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях, подпунктов 3 - 6 пункта 1 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов следует, что агитационная деятельность может осуществляться в том числе путем систематического распространения информации о каких-либо кандидатах, политических партиях, избирательных блоках в сочетании с позитивными или негативными комментариями, либо без комментариев, но с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, избирательных блоках при замалчивании информации о других.
3. Законодательством Российской Федерации не запрещено проводить опросы общественного мнения любым организациям, в том числе организациям, осуществляющим выпуск СМИ. Редакции СМИ вправе публиковать данные таких опросов с соблюдением требований, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях, пунктах 2 и 3 статьи 55 Федерального закона о выборах депутатов. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях, пунктом 7 статьи 54 Федерального закона о выборах депутатов опубликование (обнародование) данных о результатах выборов запрещается в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 10 октября 2003 г. N 38/354-4 "О Разъяснениях некоторых вопросов информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и иных выборов в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 15 октября 2003 г. N 207, в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2003 г., N 16
Постановлением ЦИК России от 23 сентября 2015 г. N 308/1768-6 настоящее постановление признано утратившим силу